Аквалангисты на ладоге

Аквалангисты на ладоге

Ладога... Озеро-море в синеватой оправе лесов. Ладога хранит в своей памяти много событий: когда-то по южной части озера проходил путь «из варяг в греки», на берегах Ладоги шла оживленная торговля новгородцев с заморскими купцами, здесь создавался русский флот при Петре.

В годы Великой Отечественной войны по льду Ладоги проходила «Дорога жизни»,связывающая осажденный Ленинград с Большой землей.

Ладога давно привлекала нас. Особенно волновали события Великой Отечественной войны. Мы организовали военно-историческую экспедицию по исследованию дна Ладожского озера. В нее вошли энтузиасты-подводники. Географическое общество СССР, Военно-исторический музей, Ленинградский горком КПСС, областной комитет ДОСААФ помогли нам советами, снаряжением, транспортом.

Сначала мы проводили исследования на острове Сухо. Здесь 22 октября 1942 года малочисленный гарнизон — около ста бойцов, одна батарея и два пулемета — сражался с тридцатью судами противника.

Один из участников обороны Сухо, с которым мы встречались во время экспедиции, бывший матрос Иван Григорьевич Соколюк, рассказывал:

— В октябре над Ладогой бывают туманы. Вот враг и решил незаметно подойти к острову, захватить его и создать на Сухо свою базу. Короче говоря, фашисты рассчитывали выйти в тыл Волховскому фронту и перекрыть «Дорогу жизни». На судах и баржах противника было установлено много орудий и пулеметов.

Под прикрытием артиллерии и авиации на остров стал высаживаться десант. Поблизости от острова стоял наш тральщик. Его командир, старший лейтенант Каргин, вступил в неравный бой с вражеской эскадрой.

Маленький тральщик и гарнизон задержали врага до подхода наших кораблей и штурмовиков. Мы выбили гитлеровцев с острова. Около двадцати судов и пятнадцать самолетов противника нашли последнее пристанище на дне Ладоги...

...И вот мы, вооружившись аквалангами, спускаемся под воду. Здесь не шумят волны, здесь тишина, здесь обитель плотвы и окуней. Вдруг за островками водорослей мы видим орудийный ствол, торчит полузатянутый илом остов корабля, в переливающихся солнечных бликах желтеет фашистская каска с тремя пулевыми отверстиями. Каждую находку мы тщательно осматриваем и фотографируем.

Затем мы перебираемся к островам Мантсинсари и Лункулансари. Здесь загружались суда отступающего противника. Дно озера возле островов усеяно снаряжением, металлическими бочками, оружием. Мы стараемся собрать как можно больше экспонатов.

Во время экспедиции нам всем пришлось здорово поработать.

Художник Лева Меречник погружался на дно с аквалангом и мольбертом, устраивался поудобнее на каком-нибудь валуне и делал зарисовки. Он решил написать картину морского сражения у острова Сухо. Николай Гридин, приехавший из Абхазии, снимал любительский фильм о нашей работе. Общественный штурман Игорь Смирнов водил бот в любую погоду. Незаменимым человеком оказался Володя Тютин, шофер по специальности. Имея судоводительские права, он часто подменял капитана, ремонтировал двигатель и компрессор, погружался с аквалангом на значительную глубину, Оля Афанасьева несла дежурства, вела дневник экспедиции, поддерживала радиосвязь с аквалангистами, уходящими на шлюпке далеко от берега. Чтобы помочь будущим исследователям озера, мы собирали коллекции водорослей, составляли карту прозрачности воды.

Первая Ладожская экспедиция оказалась, на наш взгляд, удачной. Думается, что с результатом ее познакомится Академия наук, Географическое общество и другие организации, заинтересованные в подъеме со дна затонувшей техники и металлического лома, в сборе наиболее интересных исторических экспонатов. Мы надеемся, что в скором времени будут проведены более основательные подводные исследования.

В. Быков, начальник общественной экспедиции на Ладожское озеро

 
# Вопрос-Ответ
Кто живет в Гренландии?

Эскимосы, датчане и другие европейцы

Где впервые ввели правила дорожного движения?

Первые такие правила ввел Юлий Цезарь в Римской Империи