Высшее дистанционное

Высшее дистанционное

Фото:

Скоростной интернет резко изменил дистанционное образование. Новая программа массачусетского технологического института способна изменить его еще сильнее

«Не дожидаясь отказа, свою кандидатуру снимаю сам», — пошутил Альберт Эйнштейн, увидев тест, при помощи которого отбирал себе помощников Томас Эдисон (кстати, самоучка, не выдержавший в школе и трех месяцев). Кандидату полагалось, например, помнить состав нержавеющей стали и знать расстояние от Нью-Йорка до Чикаго. Эйнштейн удивлялся: ведь все это легко найти в справочниках.

Примерно так же смотрят на ценность конкретных знаний и современные студенты, привыкшие с любыми вопросами обращаться к Интернету. К середине 20-летнего образовательного марафона им становится ясно, что много времени и сил в процессе учебы тратится зря. Тот, кто с легкостью осваивает материал, вынужден ждать, пока с ним справятся отстающие, а тем временем сам привыкает относиться к учебе спустя рукава. Предметы, дающиеся с трудом, часто воспринимаются как неинтересные и ненужные: «Все равно я этим заниматься не буду». При этом у учащегося нет возможности задержаться на интересующих его темах, отложив до лучших времен другие, необходимость которых он пока не осознал. По чисто организационным причинам подобные вольности несовместимы с классно-урочной системой образования.

Дети Гутенберга

Принципы этой системы закладывались в период, когда Европа выходила из Средневековья. Грамотность для горожан становилась необходимостью, а учителей и книг было мало. В 1630-х годах чешский мыслитель Ян Амос Коменский, отвечая на этот вызов, изложил принципы новой, классно-урочной системы. Свой обширный труд, озаглавленный «Великая дидактика», он дополнил пособиями по астрономии, физике и изучению языков. Согласно Коменскому, учебу следует начинать с шести лет и вести в группах, сформированных по возрасту. Занятия, пропуск которых считается серьезным проступком, проходят в утреннее время. По каждому предмету должен быть отдельный учебник, и все ученики осваивают программу в едином темпе. Для этого отстающих детей учитель подгоняет, а излишне любознательным не позволяет торопиться.

Система Коменского давала возможность одному педагогу работать с группой из 40–50 учеников. Последователи Коменского развивали его идеи, вводя новые предметы, совершенствуя тематические планы и дидактические приемы. Школа становилась конвейером, дающим строго нормированные знания и навыки, необходимые для вступления в жизнь. По мере того как высшее образование становилось массовым, те же процессы шли и в университетах. Классно-урочная система образования неразрывно связана с изобретением печатного станка. Но эра Гутенберга закончилась с появлением компьютеров и Интернета. Трудно сказать, что придет этой системе на смену — вопрос решается прямо сейчас.

Почти индивидуальный подход

Альтернативу старинному методу ищут во всем мире. Тысячи школ экспериментируют с Вальдорфской системой образования, Монтессори-педагогикой и прочими нетрадиционными технологиями обучения. (Подробнее см. статью «Плоды альтернативного просвещения», «Вокруг света», 2009, № 2.) Во многих западноевропейских странах занятия в младших классах школы мало отличаются от детсадовских игр. В необязательных старших классах британских школ уже давно  отказались от жесткого перечня изучаемых предметов — их можно выбирать самостоятельно. Цель этих нововведений — сделать процесс обучения увлекательным и дать возможность каждому учащемуся осваивать материал в соответствии с его наклонностями и способностями. Одним из таких новых направлений является система удаленного образования.

Конечно, заочное обучение существует давно. Оно позволяет защитить диплом без отрыва от производства. Раньше студенты получали учебные материалы и отправляли преподавателям выполненные задания по почте. Но неторопливый почтовый обмен не мог заменить личный контакт с преподавателем, так что на время сессий и экзаменов студентам все равно приходилось собирать чемоданы и отправляться в вуз.

С появлением широкополосного Интернета дистанционное образование решительно изменилось. Теперь ничто не мешает прямому общению преподавателя с учениками. Более того, возможности индивидуального подхода при таком обучении могут оказаться даже шире, чем при традиционном очном.

В Открытой средней школе штата Юта (Open High School of Utah) обучаются около 500 подростков. За ними не приезжает по утрам школьный автобус. У них нет жесткого расписания. В удобное время они заходят на сайт школы, знакомятся с учебными материалами, выполняют задания и отсылают их на проверку. Такая система — настоящее спасение для молодых спортсменов и актеров, которые постоянно в разъездах, для школьников, которые много болеют сами или ухаживают за больными родителями, для детей, родители которых в силу тех или иных причин вынуждены часто переезжать с места на место. Удобна учеба по Интернету и одаренным детям, которые теперь могут не подстраиваться под общий темп, а также тем, кому трудно сосредоточиться в многолюдном классе.

Каждый ученик Открытой школы сам выбирает удобный ему режим работы. Главное — сдать раз в неделю комплект выполненных заданий. При этом школьный сервер — не просто склад учебников и видеоуроков. Зайдя на него, студент видит, кто из учителей и одноклассников находится в онлайне, готов обменяться сообщениями или поучаствовать в видеоконференции. Сервер фиксирует и анализирует действия учащихся: просмотр ими лекций, скачивание пособий, время, проведенное за изучением выложенных на сайт материалов. В случае возникновения каких-то проблем это позволяет преподавателю понять, в чем их причины. Если ученику что-то не дается, учитель связывается с ним, например, по Skype и помогает справиться с затруднениями. Если же с какой-то темой не могут справиться  сразу несколько человек, это знак того, что либо хромает методика, либо несовершенны учебные материалы.

Минусы такого обучения столь же очевидны, сколь и плюсы: вместо учителя студенты в основном взаимодействуют с компьютером, а вместо одноклассников — с никнеймами в форуме. Отсюда слабое развитие навыков общения и сотрудничества. Поэтому один-два раза в месяц Открытая школа совместно с родительским комитетом организует те или иные мероприятия: игры, конкурсы, праздники, поездки.

Фото:

Учиться, обучая

В американском Университете взаимного обучения (Peer2Peer University, или P2PU) обучение также ведется дистанционно, но здесь роль преподавателя сведена к минимуму. Неслучайно это учебное заведение названо по аналогии с P2P-технологией обмена файлами, предусматривающей, что каждый пользователь одновременно и получает информацию, и делится ею. Студенты используют сетевые социальные технологии для взаимодействия в группах, где они на равных проверяют и обсуждают работы друг друга. Преподаватели в основном консультируют, дают рекомендации по учебной литературе, задают общее направление учебному процессу. Зачастую учащиеся сами организуют новые курсы, расширяя «меню» университета.

У такой предельно демократичной системы тоже есть оборотная сторона: государственные органы и работодатели далеко не всегда признают дипломы P2PU и других дистанционных образовательных заведений. Это во многом следствие того, что на волне интереса к дистанционному образованию появилось множество организаций, имитирующих учебный процесс и высылающих по почте дипломы, за которыми не стоит реальная квалификация. Администрация P2PU видит выход в аккредитации отдельных курсов в ведущих учебных заведениях. Такая работа ведется, и студентам, обучающимся в обычных университетах, некоторые курсы, пройденные в P2PU, засчитываются.

Дорогое — даром

Учебные материалы, предназначенные для дистанционного образования, не только не уступают традиционным, но порой и превосходят их. Ведь в отличие от печатных книг онлайновые курсы непрерывно совершенствуются, дополняются, взаимно увязываются. Онлайновые учебники появились вместе с самим Интернетом — ведь он долгое время развивался именно в научно-образовательной среде. Но 10 лет назад случился важный прорыв: Массачусетский технологический институт (МТИ) стал открыто публиковать на  сайте ocw.mit.edu курсы, сборники заданий и даже видеолекции своих профессоров (аббревиатура ocw в названии сайта расшифровывается как OpenCourseWare, «свободные учебные пособия»). «Свободные» в данном случае означает, что МТИ не только предоставляет их бесплатно, но и позволяет улучшать, дополнять, актуализировать при использовании и дальнейшем распространении. Это был неожиданный шаг, ведь университет зарабатывает на продаже знаний, а тут они раздаются бесплатно. Руководство МТИ уверено, что «основное достояние института — это опыт преподавателей, работающих со студентами в аудиториях и лабораториях, а также та атмосфера интенсивного обучения, которую создают студенты в кампусе», — ценности, которые по Интернету не передашь. При этом открытость только укрепляет авторитет МТИ как одного из ведущих университетов мира. К инициативе OpenCourseWare уже при соединилось около сотни учебных заведений.

В конце января этого года МТИ шагнул еще дальше, объявив о запуске новой программы MITx. Эта программа предусматривает самое главное — институт собирается выдавать сертификаты о дистанционном обучении, чего до этого не делал ни один из престижных университетов США. Студенты со всего мира смогут сдавать такие же тесты и экзамены, какие сдают обычные студенты МТИ. Кроме того, в рамках этой  программы институт планирует сильно расширить те онлайн-курсы, которые уже есть в университете, подключить к программе тех студентов, которые обучаются по обычной — очной — программе. Самые базовые, рутинные курсы, таким образом, очники буду сдавать вместе с онлайн-студентами. Будет создана огромная площадка для обмена информацией между студентами. Ученую степень в рамках этой программы получить будет нельзя, но руководство MITx считает, что они делают огромный шаг именно в этом направлении.

Образование на честном слове

Удаленные студенты удобны и самим университетам: отпадает необходимость в больших помещениях, преподавателям не нужно читать один и тот же курс каждому новому потоку — достаточно видеозаписей.

Во многих российских университетах вместо прежних заочных отделений организованы факультеты дистанционного образования (ФДО). Один из наиболее крупных уже 13 лет готовит специалистов в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники. По трем десяткам специальностей на нем обучается более 7000 студентов из России и стран СНГ. На сайте ФДО имеется специальный плеер для просмотра видеолекций: на одной половине экрана транслируется выступление лектора, а на другой демонстрируется опыт, о котором идет рассказ, схемы, чертежи, объекты. В виртуальных аудиториях студенты могут «встречаться» с преподавателями. При этом каждый студент вносит плату за обучение (на дистанционных факультетах бюджетные места — большая редкость), что важно для региональных вузов, которые осваивают новый рынок.

Поступить на факультет дистанционного образования, как правило, не представляет труда. Достаточно пройти примитивное компьютерное тестирование, отправить аттестат и еще несколько документов и оплатить первое полугодие учебы. Однако абитуриент, по сути, покупает кота в мешке. В отличие от западных университетов российские выкладывают в открытом доступе весьма скудную информацию о себе, в основном рекламного характера. Да и та скорее способна отпугнуть будущего студента. В лучшем случае на сайте помещены отдельные видеолекции или их фрагменты. Записаны они, как правило, на одну камеру и без слушателей — в пустой аудитории или за рабочим столом. В таких условиях даже хороший лектор начинает бубнить, как пономарь.

От учащегося требуется вовремя присылать контрольные работы. Нередко все общение преподавателя со студентами и сводится к проверке знаний. Правда, когда задания присылают по почте, не всегда можно понять, кто в действительности их выполнял. Даже при приеме экзаменов по видеосвязи нельзя быть уверенным, что студент отвечает без посторонней помощи. Остается полагаться на его честность.

Вебинары против семинаров

Разного рода курсы повышения квалификации, знакомящие с новыми технологиями и развивающие дополнительные навыки, стремительно мигрируют в Интернет. Создать собственный курс может практически любой специалист, так что сейчас в Рунете бум небольших образовательных проектов.

Развивается и дистанционное репетиторство. Урок по Skype обходится в 1,5–2 раза дешевле, чем если бы учитель приехал к вам на дом. А изучающие иностранный язык теперь могут практиковаться, общаясь с его носителем по Интернету. Нужно только найти напарника в социальных сетях или на сайтах по языковому взаимообучению.

Спрос рождает предложение: разработчики предлагают преподавателям специальные сетевые платформы для проведения вебинаров — мультимедийных учебных семинаров в Интернете. На них можно читать лекции и организовывать дискуссии, сопровождая их презентациями. Больше всего в сети курсов по созданию сайтов, фотографии, дизайну, программированию, запуску бизнеса и, конечно, курсы, где учат, как организовать собственный курс дистанционного обучения.

Большие российские университеты с солидной репутацией тоже пытаются выйти на этот динамичный рынок, но действуют пока весьма неуклюже. Недавно один из авторов этой статьи получил приглашение от солидного учебного заведения пройти краткосрочный курс редактирования журналистского текста. Добрая половина пунктов программы была посвящена не непосредственно предмету, а истории журналистики, которая изложена в любом учебнике. Организаторы явно рассчитывали на то, что клиентов привлечет обещанное государственное удостоверение о повышении квалификации, в противном случае они вряд ли бы заломили за такой продукт почти 1000 долларов.

Ясно, что дистанционное обучение не заменит традиционного там, где необходима практика с использованием сложного оборудования. Но таких специальностей относительно немного. Для остальных вопрос лишь в том, когда университеты научатся создавать для дистанционных студентов полноценную обучающую среду, а администраторы от образования преодолеют свой скепсис в отношении учебы по Интернету.

Иллюстрации Юлии Якушевой 

 

Ключевые слова: интернет
 
# Вопрос-Ответ