Нечеловеческий фактор

01 ноября 2011 года, 00:00

1. На полигоне innovITS ADVANCE (ITS — это Intelligent Transportation Systems) в Англии легко почувствовать себя персонажем фильма Ларса фон Триера . Действие его «Дог виля» разворачивается на воображаемых улицах и в воображаемых домах
2. Так и здесь — автомобили с автоматизированными системами управления проходят обкатку на полигоне с условными домами и пешеходами. Тестировать их на дорогах общего пользования и в городах слишком опасно, особенно если испытываются системы, способные самостоятельно тормозить, а то и рулить, и проезжать перекрестки
Фото: DIOMEDIA, INNOVITS ADVANCE

Большая часть погибающих каждый год на дорогах людей обязана этим ошибке водителя, а вовсе не по причине отказа техники. Поэтому большинство электронных помощников водителя нацелено на то, чтобы перехватить у него в критический момент управление 

Широкое применение электронных помощников водителя на серийных автомобилях стало возможным только после появления системы ABS, позволяющей буквально выполнить предписание Правил дорожного движения. Помните? При возникновении опасной ситуации водитель обязан принять все меры к быстрейшей остановке транспортного средства. Раньше, до появления антиблокировочной системы, эту обязанность нельзя было возложить на автоматику, потому что при резком торможении машину часто заносило, закручивало, и только искусный водитель мог парировать неадекватную реакцию на нажатие педали тормоза. Сегодня, напротив, тактика правильного экстренного торможения стала проще некуда: давить на педаль со всей силы! А уж за стабилизацию автомобиля ответит ABS. Согласитесь, что «топнуть» по тормозам способен даже самый примитивный автомат, вся хитрость в том, чтобы научить его правильно распознать момент, когда это действительно необходимо и надежды на реакцию водителя уже нет.

За козла ответит… Volvo

Если исключить сознательное грубое нарушение Правил и наглый выезд на встречную полосу (все же и то и другое случается куда реже, чем может показаться), то основные причины аварий с тяжелыми последствиями — наезд на впереди идущий автомобиль (водитель отвлекся, заснул, ему стало плохо) или на пешехода (и снова невнимательность, только уже с обеих сторон). Следующим в рейтинге идет превышение скорости при входе в поворот без учета его крутизны и погодных условий. Наконец, плохая видимость в сложных условиях (туман, ослепление). Вот, собственно, почти исчерпывающий перечень случаев, в которых желательно подстраховать водителя.

Электронный ассистент должен уметь распознавать опасное сближение с впереди идущим авто, «видеть» препятствия ночью и в тумане, отличать собирающегося ступить на проезжую часть человека от неподвижного столба на обочине. Ну и, соответственно, подавать водителю  громкий предупреждающий сигнал и самостоятельно тормозить при отсутствии его реакции. Собственно, по такому алгоритму и работают современные электронные ассистенты. Разница в нюансах технических решений и дозволенной на сегодня степени торможения. Например, пока что не всем разрешается экстренное торможение до остановки на больших скоростях. Но это и не главное: ведь даже если просто снизить скорость километров на 40 в час перед ударом, остальное возьмут на себя системы пассивной безопасности и уберегут от наихудшего (летального) исхода. А вот в вялотекущих пробках современная электроника спокойно сама поддерживает дистанцию, трогается и тормозит, оставляя водителю почетную обязанность лишь направлять автомобиль в нужную сторону.

Остается объясниться перед уважаемой шведской компанией. Мы вовсе не хотели ее обидеть заголовком этой главы — просто именно разработчики Volvo обучили видеокамеру электронного ассистента различать силуэты животных, внезапно появляющихся на лесной дороге. Олени, лоси, кабаны… Ну и козлы, надо думать, тоже будут распознаны с высокой достоверностью. Заметим, что камера работает в инфракрасном диапазоне, так что теплокровного зверя она способна разглядеть даже в кромешной тьме. Не то что человек.

Но вот что касается ответственности, тут разговор особый.

Так исследователи видят этот полигон на своих мониторах. Иллюстрация МАКСИМ ЧАТСКИЙ ПО ДАННЫМ INNOVITS ADVANCE

Здесь на площади 120 000 м2 (снимок из космоса сделан до того, как были проложены асфальтированные дороги) сооружены улицы, расставлены знаки, светофоры — в общем, почти все как в настоящем городе

Экран системы Mobileye невелик и не портит интерьер авто. Фото: MOBILEYE

Третий глаз

Может показаться, что все описанное имеет отношение лишь к самым крутым и дорогим автомобилям и на какой-нибудь «Калине» этим системам делать нечего. Это верно, но лишь отчасти. Израильская фирма Mobileye, которая как раз и снабжает Volvo и ряд других автопроизводителей системами автоматического поддержания дистанции, выпустила на рынок (в том числе и российский!) систему, которую можно установить на любой автомобиль. Цена вопроса не маленькая — около 60 000 рублей. Но за эти деньги ваша машина обзаведется видеоглазом и системой распознавания образов. Не будет лишь автоматического торможения. Но при опасном сближении с впереди идущим авто, пешеходом, уходе с полосы движения вы получите световой и звуковой сигналы об опасности. Автору довелось поездить с этой системой. Она работает! И реально помогает в случае засыпания, отвлечения внимания на телефон, поиска чего-либо в бардачке и т. п. случаях. Интересно, что измерение дистанции однообъективной камерой (с точностью до пары десятков сантиметров!) основано на анализе видимых размеров известных объектов (номерного знака, силуэта человека, автомобиля).

Что скажет закон?

Автомобиль уже умеет сам держаться в выбранной полосе движения, соблюдать безопасную дистанцию, пропускать пешеходов. А еще существуют навигаторы, в бездонную память которых можно записать не только все возможные маршруты, но и встречающиеся на них дорожные знаки. Так почему бы вообще не убрать «человеческий фактор» из-за баранки? Ведь чисто технически к этому уже нет никаких препятствий! Автомобили-роботы вовсю колесят по полигонам и даже (в виде эксперимента) по обычным дорогам. Теперь представим светлое будущее: за рулем всех авто сидят бесстрастные «железные дровосеки», соблюдающие Правила и везущие своих хозяев куда тем нужно. Что, аварий больше не будет? Это вряд ли. Всегда возможны какие-то сбои даже в самой совершенной электронике. У вас никогда не зависал компьютер? И возникает вопрос: кто ответит за последствия? Не думаем, что выплату многомиллионных компенсаций охотно возьмут на себя даже самые уважаемые автопроизводители. И этот юридический казус довольно прочно стоит на пути полной автоматизации автомобиля. Маршрутные автобусы на выделенной полосе — это еще куда ни шло. Но не массовый автомобиль. И сегодня в инструкциях к самым навороченным машинам всегда подчеркивают: какие бы «ассистенты» ни были в нем установлены, за возможный вред отвечает водитель и никто иной! Электронные помощники, конечно, подстрахуют по возможности, но свалить на них вину за аварию не выйдет. Так что не расслабляемся.

Как они работают?

Посмотрим, что могут и как работают «ассистенты» водителя на большинстве моделей Mercedes-Benz 2012 года. За дистанцией до впереди идущего автомобиля следят система Distronic Plus и тормозная система PreSafe Brake. Автомобиль непрерывно ощупывает радаром пространство  перед собой и классифицирует обнаруженные объекты. При необходимости за 2,6 с до предполагаемого столкновения включается акустический сигнал, а при отсутствии реакции водителя за 1,6 с до коллизии начинается процесс частичного торможения. Это происходит в диапазоне скоростей от 30 до 180 км/ч при опасном сближении с движущимся впереди объектом, а при скорости до 72 км/ч и с неподвижным. А вот от нуля до 30 км/ч обеспечивается то самое автоматическое движение с безопасной дистанцией в пробке в режиме stop & go. Аналогичную систему под названием PEBS разработала и компания Bosch. С 2015 года она станет обязательной для всех грузовиков и автобусов.

Не столкнуться с обгоняющим автомобилем, который водитель может не заметить при перестроении, поможет Blind Spot Assist (BLIS), контролирующий «слепые» зоны сбоку и чуть сзади. Появление любого объекта в них, если его скорость отличается от вашей на 0–35 км/ч, индицируется мигающим треугольником в зеркале заднего вида, а если вы все же включили поворотник и собрались совершить опасный маневр, раздастся и акустический сигнал.

1. На мониторе Sign Assist дорожные знаки дублируются в соответствии с их приоритетом в конкретных условиях
2. Attention Assist предлагает выпить чашечку кофе, как только сочтет водителя «дозревшим» до перерыва на отдых
3. Система BLIS предупреждает водителя об объектах в «слепой» зоне. В случае опасного сближения в салоне, рядом с правым или левым зеркалом соответственно, зажигается желтый светодиод. Фото: VOLKSWAGEN AG, DAIMLER AG, VOLVO CAR CORPORATION

Видеокамера, спрятанная за зеркалом заднего вида системы Lane Keeping Assist, следит за дорожной разметкой и не даст уйти с полосы движения, если вы забыли подать соответствующий сигнал поворота. Руль возмущенно задрожит в руках, и это, кстати, разбудит засыпающего водителя (частая причина ухода с полосы движения). Система активируется при достижении скорости 60 км/ч и требует для своей работы различимой разметки проезжей части.

Заметим, что последние два «помощника» могут иметь еще в своем названии словечко Active. В этом случае дело не ограничится предупреждающим сигналом, а опасный маневр будет предотвращен дозированным подтормаживанием одного из колес, возвращающим автомобиль на полосу движения. Воздействие достаточно мягкое и не помешает водителю при желании довершить начатое, пусть даже это и приведет к аварии — отвечать-то ведь ему…

Еще один полезный «помощник», Attention Assist, исключает такой человеческий фактор, как внезапно навалившаяся сонливость. Электроника анализирует 72 параметра поведения водителя — мелкие движения руля, торможения и ускорения, стабильность положения автомобиля на полосе движения… И еще 68 пунктов, все всерьез. На основе их анализа делается вывод о снижении внимания, вызванном засыпанием, и включается сигнал «побудки» с последующим предложением остановиться и выпить чашечку кофе. Работает «помощник» на скоростях свыше 80 км/ч. Видимо, на немецких дорогах засыпают именно от быстрой монотонной езды, да и последствия в этом случае самые тяжелые.

Еще один любопытный «помощник», Sign Assist, уже появился в списке опций нового Volkswagen Tiguan. Его видеокамера научилась выделять из окружающей обстановки и идентифицировать дорожные знаки, которые затем отображаются на дисплее в комбинации приборов. Это не дает водителю проморгать важный знак. Если знак снабжен табличкой с указанием на особые условия (например, время действия, погодные условия), умная система это учтет и сопоставит с реальной ситуацией. Для этого учитываются и показания часов, и работа «дворников». При въезде в населенный пункт система вместо его названия зажжет знак «50» — такое ограничение действует в Германии.

Рубрика: Автодром
Просмотров: 5624