Между рогатыми и хвостатыми

01 октября 2011 года, 00:00

Фото: ТИМУР АНИКЕЕВ

В культуре африканского народа догон важную роль играют деревянные резные двери-обереги, сделанные кузнецами — наследниками богов

На западе Африки в юго-восточной части государства Мали живет народ, именуемый догон. Догоны до сих пор не вышли из стадии первобытности. Их не так уж много — около 350 000, но они совершенно не поддаются ассимиляции другими народностями, проживающими в Мали.

Обитают догоны в труднодоступном месте у скального уступа Бандиагара и на прилегающем к нему плато, благодаря чему им удалось сохранить свою религию, несмотря на решительное наступление ислама (85% жителей Мали — мусульмане). Догоны верят, что во вселенной существуют 14 миров-земель, расположенных друг над другом. Каждый мир круглый и плоский, как блин. Наша земля помещается в нижних мировых слоях, где живут люди привычного нам облика. Выше обитают антропоморфные существа с рогами, а ниже — с хвостами.

Такой порядок был установлен верховным богом Амма. Он же создал человека. Мифологические сюжеты догоны изображают на деревянных дверях, воротах и ставнях — настоящих произведениях искусства, почитаемых как обереги против демонов и воров. Такие ворота могут делать исключительно кузнецы, составляющие особую замкнутую касту, поскольку первопредок догонов был кузнецом. Представленные здесь ворота были сделаны в ХIХ веке и хранятся в коллекции М.Л. и Л.М. Звягинцевых (Санкт-Петербург).

Женские груди — символ жизни и плодородия.
Семь фигур в масках канага — исполнители священных танцев, впадающие в транс, во время которого они общаются с богами. Число семь у догонов — символ совершенства, поскольку складывается из чисел три и четыре, символизирующих соответственно мужское и женское начала.
Шестиконечный крест с загнутыми перекладинами, венчающий маску канага, интерпретируется по-разному. Французский этнолог Марсель Гриоль считал его символом космического порядка равновесия между землей и небом. Датчанин Карл Кьерсмейер видел в нем священную птицу с распростертыми крыльями — фигуру божества в акте созидания. А отечественный этнограф Владимир Мириманов считает, что это изображение мифического крокодила, на спине которого догоны будто бы переплыли реку Нигер, когда в XII веке всем народом ушли на север с территории современного Бенина, где жили прежде.
Ящерицы — символы мужской силы, притягивающей удачу. Когда демиург Амма вылепил из влажной глины мужчину и женщину, Номмо (божество воды) нарисовал две души — одну для мужчины, а другую для женщины. Однако случилось непредвиденное: мужская фигура, вылепленная Аммой, втянула в себя части обеих душ, то же повторилось с женщиной. Так что каждое из новых существ вместило в себя два противоположных начала. У мужчин женское начало помещалось в крайней плоти, а у женщин мужское — в клиторе. Надо было исправить оплошность, препятствующую деторождению (женщина не могла забеременеть). Номмо решил проблему, совершив обрезание у мужчины и эксцизию у женщины. Обрезанная крайняя плоть превратилась в ящерицу, а клитор — в скорпиона.
Крокодил — водяное божество, волшебный помощник, перевезший догонов через Нигер.
Черепаха — символ мудрости, атрибут старейшин. Считается, что она выполняет роль посредника при общении с богами и предками. В отсутствие хозяина она его символический заместитель в доме, во время семейной трапезы перед ней первой ставят питье и кушанье.
Человек с копьем — культурный герой, также носящий имя Номмо. Он принес с собой в мир не только все предметы, но и все ремесла, и прежде всего кузнечное дело. Захватив из небесной кузницы кусочек солнца в виде горящего угля и раскаленного железа, прародитель-кузнец спустился по радуге и установил в мире гармонию. Лишь после этого у людей стали сгибаться руки и ноги, которые раньше только извивались, как змеи. С той поры началось и земледелие, так как первый кузнец научил людей делать мотыгу.
Женщина с приложенными к груди руками — символ воскресения природы после сезона засухи. Искусствоведы и этнографы не могут с точностью сказать, что это за мифологический персонаж. Возможно, женская половина Номмо.
Фигурки духов предков семьи — покровители дома, охраняющие вход.

Маска сириге — символ дома огона, религиозного вождя и правителя догонов. Эти дома еще называют многоярусными (в них совершаются обряды инициации). Сириге представляет собой ажурную доску высотой от трех до пяти метров. На ней вырезаны повторяющиеся ромбы, изображающие пунктиром спуск в земной мир ковчега, в котором находилась плацента демона Йуругу. Ее Амма использовал при сотворении земли.

Восемь фигур символизируют четырех сыновей Номмо, а также их женских близнецов — это восемь общих прародителей, от которых произошли племена догон. Первопредки были андрогинами и обладали способностью оплодотворять самих себя. От них родились первые восемь семейств, потомки которых размножились по всей земле. Первопредкам смерть была неведома: после ряда превращений они вознеслись на небо.

Змейка — по всей вероятности, символ воды (течет, как змея), а также знак Номмо — водного божества.
Птица — одно из существ, способных проникать в мир мертвых.
Фигура праотца — хранителя очага.

Просмотров: 10600