Крестьянские крепости

01 сентября 2011 года, 00:00
Шугруф. Когда снизу, из долин поднимается туман, кажется, что город на вершине горы — единственное населенное место на всей земле. Фото: MATJAŽ KRIVIC

Обитатели йеменских деревушек, построенных на неприступных вершинах Харазских гор, живут теми же заботами, что и десять веков назад, — пасут скот, растят кофе и носят воду из долин

Харазские горы — одно из самых красивых мест в Йемене. Прилепившиеся на вершинах деревни издали напоминают старинные замки на картинах художников Возрождения. Многие дома построены буквально на краю пропасти, на головокружительной высоте. Населявшие Южную Аравию арабские племена постоянно сражались между собой из-за территории, поэтому строились в Харазских горах как можно выше, так, чтобы было удобнее обороняться от врагов. Отголоски прошлого и сейчас хорошо заметны: на дорогах можно увидеть по меченные краской межевые камни — границу владений того или иного племени. Живущие бок о бок не первый век, племена уже не отличаются ни одеждой, ни языком, но межплеменные браки по-прежнему очень редки.

Чтобы своими глазами увидеть деревню в Харазских горах, нужно долго подниматься по узкой, почти незаметной снизу тропе, среди зарослей колючих кактусов и террасных полей. Здешний климат прекрасно подходит для земледелия, поэтому йеменцы стараются использовать каждый метр горного склона, терпеливо выстраивая каменные террасы и насыпая на них землю. Работать на таких плантациях, да и просто пасти коз и овец на крутых склонах очень тяжело. Но местные жители привыкли: скотоводство остается для них одним из главных источников дохода наряду с выращиванием кофе и ката — легкого растительного наркотика.

1. Сана. Для йеменца жизнь в доме, которому исполнилось несколько сотен лет, — обычное дело
2. Джебель-Шугруф. Еще недавно огнестрельное оружие в Йемене было частью традиционного костюма, да и сейчас на улицах часто можно увидеть вооруженных людей
Фото: MATJAŽ KRIVIC

Харазские «замки» состоят из множества небольших каменных домов, тесно прижавшихся друг к другу. По узким улочкам пробегают тоненькие женщины, с головы до ног затянутые в черное. Частенько у них в руках или на головах можно увидеть ярко-желтые пластиковые канистры с водой. Хотя кое-где уже появился водопровод, а во многих селениях есть каменные бассейны для сбора дождевой воды, в большинстве горных деревень драгоценную влагу по-прежнему приносят от родников снизу. И обычно возле них можно увидеть «женский клуб»: для местных жительниц встреча у источника — повод обменяться новостями и посплетничать. Большинство будут с закрытыми лицами — как того требует ислам, который здешнее население приняло в VII веке. Кое-где крестьянки закрывают лица, только когда в селение входят чужаки или выезжая по делам из своей деревни, но большинство йеменок носят чадру постоянно. И искренне жалеют европеек, которым приходится все время ходить с открытым лицом и в одиночку справляться с тяжелым домашним хозяйством. Тяжелым в прямом смысле слова: здешние женщины прекрасно готовят по древним рецептам, пользуясь каменной посудой — точь-в-точь такой же, какой пользовались их пра-пра-прабабушки.

Мужчины в белых рубахах до пят, перетянутые золототкаными поясами, за которые непременно заткнуты изогнутые кинжалы-джамбии, охотно приглашают чужестранцев в гости. Главные помещения в доме всегда находятся наверху, и чтобы добраться до них, приходится преодолеть три-четыре марша по крутой лестнице. Гостя обычно приглашают в мафраш — комнату, уставленную низенькими диванами (от которых она и получила свое название), специально предназначенную для употребления ката. Кат в Йемене не запрещен, его жуют повсеместно, как почти и по всей Восточной Африке. Большинство йеменцев уверяют, что кат всего лишь позволяет быть бодрым и энергичным, но на самом деле эти горьковатые листья со временем вызывают зависимость.

Тула. Разведение овец и коз — один из главных источников заработка местных крестьян. Фото: MATJAŽ KRIVIC

«Катовые посиделки» с долгими беседами — глубоко укорененный обычай йеменцев. Такой же древний, как и традиция пить гышр — напиток, приготовленный из коричнево-зеленой кожуры кофейных зерен (сами зерна бедуины традиционно не использовали, пока к ним не проявили интерес европейцы). Но выращивать кат намного дешевле и проще, чем кофе, а прибыль от него огромная, поэтому знаменитый кофе с Харазских гор постепенно исчезает, хотя гышр все-таки не выходит из употребления.

Вечерами на деревни наползает из долин густой туман, и кажется, будто они висят в небе, опираясь на облака. Прямо на узких улочках в громадных латунных чайниках варится чай, и важные мужчины, сидя со стаканами в руках вокруг тарелочек с халвой, неторопливо обмениваются новостями, поглядывая, как в сгущающемся сумраке кружат горные вороны.

Каменный Йемен

Крепость Тула

Тула (Thula) — самая известная из пяти деревень Харазских гор, занесенных в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Здесь практически в первозданном виде сохранилась построенная в V веке крепость Мутахар Бин Шараф Уддин. Крестьяне жили у подножия горы, в деревне, а в случае опасности поднимались наверх в цитадель, окруженную километровой длины каменной стеной с 26 сторожевыми башенками. А на самой вершине горы, на небольшом плато, сохранились стены, сторожевые башни и каменные водохранилища еще более древней крепости, возведенной во времена царства Химьяр, существовавшего на юге Аравийского полуострова с I века до н. э. по VI век.

Небоскребы из прошлого

Легенда гласит, что столицу Йемена Сану основал один из сыновей Ноя и что именно там был воздвигнут первый в мире небоскреб — двадцатиэтажный мраморный дворец Гамдан, крыша которого была выполнена из мрамора, настолько тонкого, что правитель мог через потолок наблюдать полет птиц и любоваться по ночам луной. Судить о том, насколько правдива легенда, трудно: от дворца не осталось никаких следов, и даже время его строительства точно неизвестно (датировки расходятся в диапазоне от III века до н. э до I века н. э.). Но многоэтажные дома в Йемене появились действительно очень давно. Их облик — высокое, прямоугольное в плане здание с комнатой для отдыха наверху — остается неизменным уже много столетий подряд, а среди тех, которые сохранились, можно найти 700-летние постройки, возведенные на фундаментах тысячелетней давности.

Рубрика: Такая жизнь
Просмотров: 12833