Под сенью лопухов и лилий

01 августа 2011 года, 00:00
Здание конюшен стоит чуть в стороне от главного дома усадьбы. Как гласит местная легенда, иностранные гости часто принимали их за сам дворец и в ответ на свои восторги слышали от Храповицкого: «Здесь живут мои лошадки»

Усадьба Муромцево напоминает замок из сказок братьев Гримм или Шарля Перро, который давно находится под властью злых чар, а спасительное волшебное средство еще не придумано.

В конце 1920-х годов в доме престарелых французского городка Ментона доживала свои дни пожилая женщина. Однажды она написала письмо в Россию, в село Ликино. В письме были такие слова: «Дорогие крестьяне! Вы владеете теперь бывшей землей моего мужа Владимира Семеновича Храповицкого, который скончался в нищете. Я осталась теперь одна без всяких средств существования на самую бедную жизнь. Мне уже 68 лет, я больная и старая, работать не могу. Я счастлива, что теперь вы владеете землей, а у нас не было детей, все равно желание мужа было отдать землю крестьянам. Обращаюсь к вашему доброму сердцу, прошу помочь мне. Бог вас не оставит…»

Восемь с половиной десятилетий спустя один из потомков тех, кому было адресовано это письмо — десятилетний мальчик Сережа, — идет впереди меня и рассказывает.

— Сейчас мы входим в зал, где был стеклянный пол и под ним плавали рыбки. Потолок был зеркальный, и в нем этот пол отражался. А на стене висел портрет самого Владимира Храповицкого с его женой Елизаветой Ивановной. На коленях у жены была маленькая обезьянка породы капуцин...

Рыцарский модерн

Считается, что Муромцево — крупнейшая русская усадьба, построенная после крестьянской реформы 1861 года. Комплекс усадьбы Храповицких выполнен в модном для конца XIX века стиле историзма. Строительством руководил Петр Бойцов, известнейший архитектор той эпохи, создававший усадьбы и частные дома, стилизованные под западные средневековые постройки. В 1884–1889 годах было построено главное здание усадьбы, в архитектуре которого соединились элементы романских и готических построек, а также английских замков эпохи Тюдоров. После 1906 года к зданию было пристроено еще одно крыло с массивной башней, сделавшее фасад дома резко асимметричным. Дом окружали многочисленные службы: охотничий домик, огромное здание конного двора, скотный двор, каретный сарай, водонапорная башня, усадебный театр. На 40 гектарах был разбит парк, также выполненный в эклектичном стиле: с итальянским садом, французским регулярным садом и пейзажным английским парком.

Кажется, про рыбок под ногами и зеркальный потолок юный экскурсовод придумывает: современники ничего подобного не упоминают. Но и без подпольных рыб здесь было на что посмотреть. Хозяин имения Владимир Храповицкий — человек, из бедного гусара превратившийся в миллионера-лесопромышленника, — построил себе удивительный дом, напоминающий все европейские замки, вместе взятые. Помимо донжонов, стрельчатых окон, дозорных башенок и винтовых лестниц здесь были водопровод, электричество, телеграф и телефон. Были аллеи, мостики, лодочная станция, летний театр, охотничий домик, конюшни и огромный птичий двор. Оранжереи, где росли пальмовые и самшитовые деревья,  и сады в итальянском, французском и английском стиле, которые проектировали ландшафтный дизайнер Фриц Энке и ученый-ботаник Эдуард Регель.

— Осторожнее, — говорит наш проводник, — тут дыра в полу. Справа от нас парадная мраморная лестница, по ней лучше не подниматься.

Наверху, впрочем, радостно галдит какая-то бесстрашная компания. А сквозь обглоданные оконные пролеты видно, что снаружи перед входом раскладывает на земле свое снаряжение некая самодеятельная экспедиция. Разматывают веревки, достают натуральные факелы, чтобы спускаться в графские подземелья. Летом усадьба пользуется популярностью у краеведов-любителей, диггеров, кладоискателей и просто любопытствующих. К услугам последних — деревенские мальчишки, которые за пару сотен рублей предлагают провести экскурсию.

— Посмотрите вниз: пол был покрыт мозаикой. Вот остатки раскрашенной плитки, очень дорогой. Она называется «малелика», — указывает Сережа. Затем показывает на некий черный провал: — Вот здесь была кухня. А в той маленькой комнатке выдавали книжки крестьянам. Осторожнее, мы входим в рыцарский зал. На потолке висела двухэтажная люстра из чистого хрусталя. Внимательно посмотрите в левый верхний угол: на стенах висели щиты с рыцарскими гербами, от одного сохранился отпечаток.

1.  Когда-то усадьбу окружали семь десятков служебных построек — например, театр, музыкальная школа для детей, охотничьи павильоны, лодочная станция, — но от большинства из них остались лишь руины
2.  От внутреннего убранства сегодня нет и следа: хотя после революции уездный исполком принял постановление об охране усадьбы, все равно картины, ковры и мебель растащили

Как ни дико это звучит, но если приглядеться к темному пятну в верхней части стены, то видно, что оно действительно имеет форму щита. Дальше нам показывают удивительно хорошо сохранившуюся роспись в виде геральдических лилий: Храповицкий гордился тем, что происходит из польской аристократии, принадлежавшей к так называемому гербу Гоздава. Естественно, стена украшена и разнообразными современными надписями, среди которых всего одна цензурная — «Сургут 2004».

Усадьба Муромцево находится вблизи Судогды — городка в 40 минутах езды от Владимира. Посетителей встречают крашеные железные ворота с надписью «Муромцевский лесхоз-техникум». На самом деле техникум уже давно переехал в другое, современное здание. После того как люди оставили замок, на его приступ тут же бросилась окрестная флора. Все здесь утопает в лопухах. Бурьяном заросла и огромная яма с берегами удивительно правильной формы.

— Здесь начинались каскадные пруды. В них плавали лебеди, а вокруг ходили собаки с золотыми ошейниками, — объясняет гид. — Пойдем смотреть конюшни.

По пути к конюшням встречаем одного из Сережиных коллег, который ведет за собой вереницу интеллигентных туристов в панамках. Они бредут, спотыкаясь о корни деревьев, и ведут неизбежный и безнадежный спор:

— Надо наконец набраться смелости и передать такие усадьбы в частные руки. Появится настоящий хозяин, он быстро приведет все в порядок.

— А я не согласна, они должны оставаться общим достоянием! Потому что частную территорию сразу же отгородят, хрен сюда попадешь.

— Да все равно это будет лучше, чем сейчас!

Средневековый облик дворца сочетался с максимальным для того времени комфортом: к услугам гостей были электрические светильники, мраморные ванны, телефон и телеграфный аппарат

 

Владимир Семенович Храповицкий

Последний владелец усадьбы родился 23 июля 1858 года, окончил Императорский Александровский лицей и в феврале 1880 года поступил рядовым в лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк. Но в 1884 году, став наследником имения Муромцево, Храповицкий решительно меняет свою жизнь и поступает самым неожиданным для человека его возраста и положения образом.

Молодой гусар выходит в отставку в чине полковника и вскоре становится одним из крупнейших лесопромышленников страны. Он выписывает к себе на службу лучших лесоводов России и занимается лесопосадками на запущенных землях, за что удостаивается специальной награды от Министерства земледелия. В 1895 году он учреждает акционерное общество «Лесные склады Храповицкого», куда входили лесопильни, смолокуренные, скипидарные и кирпичные заводы.

В течение четверти века доходы Владимира Храповицкого были столь высоки, что он мог позволить себе огромные траты, связанные с обустройством имения, а также благотворительностью (в Муромцево был частный театр, на сцене которого выступали Собинов и Нежданова). Кроме того, он стал последним предводителем дворянства Владимирской губернии. Несмотря на свой практический ум, Храповицкий не смог предвидеть революцию 1917 года и не успел вывести за границу хотя бы часть своих капиталов. Эмигрировав во Францию, он вел там нищенское существование и в 1927 или 1928 году умер в доме престарелых в городе Ментона.

Спорщики совершенно не подозревают, что усадьба, по которой они прогуливаются, уже давно перешла в те самые частные руки. Несколько лет назад ее взяла в долгосрочную аренду компания, которая занимается операциями с недвижимостью. На своем сайте она разместила соблазнительные предложения для инвесторов (орфография сохранена): «Имение «Муромцево» приносило графу Владимиру Храповицкому солидный ежегодный доход. И сегодня усадьба может принести своему хозяину не малую прибыль. Имение возможно преобразовать в центр проведения корпоративных и праздничных мероприятий, а в замке обустроить резиденцию для VIP-гостей».

Бизнес-проект очарователен, только инвесторов пока не видно. И в этом — главная проблема современного использования старых дворянских имений:  путешественников, которые зачем-либо в массовом порядке отправятся в Судогду. Тем же, кто желает посмотреть Владимир и Суздаль, гораздо удобнее именно в этих городах и остановиться — благо отелей и гостевых домов там хватает. Какие еще варианты? Устраивать корпоративы, как предлагается на сайте упомянутой компании? И кто поедет по бездорожью в эту глушь, когда есть много более доступных мест, чтобы порезвиться на природе? Сомнительны и надежды на то, что появится некий новый Храповицкий, который купит развалины, дабы проводить здесь свои досуги. Разумнее и приятнее приобрести имение где-нибудь на берегу теплого моря — если не в Портофино, то хоть в Черногории. Но и государству непонятно, что делать с этим сокровищем. Допустим, найдутся деньги и замок отреставрируют. Что делать дальше? Открыть здесь музей? Но музей кого или чего? Великие сыны отечества здесь не жили, никаких интерьеров или вещей не сохранилось…

Никто пока не хочет вступать во владение наследством, оставшимся от пожилой женщины, доживавшей свои дни на юге Франции. Кстати, ее письмо не осталось без ответа: «Очень странным показалось ваше обращение к нам с просьбой о посылке денег… Только такие бессовестные люди, как вы и вам подобные, способны порою лить крокодиловы слезы. По поручению общего собрания граждане села».

Мальчик Сережа рассказывает:

— Еще до революции крестьяне отравили обезьянку графа. И он велел похоронить ее на территории парка в хрустальном гробу. Эту могилу ищут, ищут, но никто пока не нашел.

Он обводит руками окрестности. Березы высоко-высоко шумят над его головой. Они здесь растут на крыше. 

1. Над интерьерами усадьбы работали лучшие обойщики и декораторы своего времени: так, столовое серебро было от Фаберже, а мебель — от знаменитого фабриканта Шмита
2.  Для местных подростков усадьба — не только источник заработка, но и любимое место для игр, порой небезопасных

Фамилия из герба Гоздава

С XVII века земли возле села Муромцево принадлежали представителям старинного дворянского рода Хоненевых. Их предки, имеющие тюркское происхождение, давно обосновались в этих местах: известно, что некий Рахман Хоненев проживал в 1570 году во Владимире и значился в числе «дворян и детей боярских». В течение следующих двух столетий Хоненевы никому не продавали и не передавали земель под Судогдой, занимаясь их благоустройством. Так, в 1784– 1787 годах один из представителей этого семейства на свои средства поставил каменную Богородице-Рождественскую церковь.

В начале XIX столетия владельцем имения становится Иван Семенович Храповицкий, тайный советник, крупный сановник николаевской эпохи, в 1829– 1835 годах гражданский губернатор Санкт-Петербурга (то есть администратор, осуществляющий непосредственное управление Санкт-Петербургской губернией). Обстоятельства перехода к нему имения не вполне ясны. Скорее всего, оно досталось ему в качестве приданого жены, но есть и версия, что Муромцево перешло Храповицкому по наследству от сестры, вышедшей замуж за помещика Хоненева.

Сами Храповицкие являлись выходцами из польско-белорусского дворянского рода, перешедшими в XVII веке на службу к русскому царю. В их гербе были белые лилии, обозначавшие, что их фамилия причислена к известному польскому гербу Гоздава. Этими лилиями были впоследствии украшены фасады замка, построенного Владимиром Храповицким. Интересно, что во второй половине XIX столетия Храповицкие стали называть себя графами, но нет никаких сведений, указывающих на то, что они действительно были удостоены этого титула.

 Фото Саши Мановцевой, Максима Серегина

Ключевые слова: усадьбы русские
Просмотров: 8316