Дунай-Тиса-Дунай

01 апреля 1963 года, 00:00

Эта встреча была непредвиденной.

Мы спешили в редакцию молодежной газеты, издающейся в городе Нови-Сад. Но разыскать редакцию было не так-то просто: совсем недавно она переехала в новое помещение, а только что отстроенных зданий в городе оказалось немало. Машина плавно плыла по широким руслам городских проспектов, причаливая то к одному, то к другому многоэтажному каменному островку.

Я смотрел в окне и вспоминал рассказ московского друга, который был здесь восемнадцать лет назад.

Тогда по улицам только что освобожденного от фашистских захватчиков города мчались тяжелые боевые машины, на их броне лежали букетики цветов. Люди в югославской и советской военной форме ходили в обнимку, радуясь долгожданной победе. Обменявшись нехитрыми солдатскими сувенирами — звездочками с пилоток и зажигалками, — они заходили в широко раскрытые двери кинотеатров и от души смеялись над приключениями «Веселых ребят»...

Вот и старинная крепость на крутом берегу Дуная с большими часами на башне. О ней, помнится, тоже рассказывал мой друг. Ниже крепости тогда был пустырь и «дикий» пляж, куда ходили купаться советские бойцы. А теперь в этом месте через Дунай перекинулся мост...

Наша машина остановилась перед пятиэтажным зданием у самого съезда с моста. «Управление строительства гидросистемы Дунай — Тиса — Дунай» — прочел я большую вывеску.

Товарищи из ЦК Союза молодежи Югославии, которые пригласили нас, советских журналистов, в свою страну, пошли навстречу нашим пожеланиям и так составили программу поездки, что она до предела была насыщена разными интересными экскурсиями, встречами и беседами. И все же я попросил дополнить программу еще одной встречей и заглянуть — пусть ненадолго — в этот дом у моста: ведь здесь мозг и сердце одной из самых крупных югославских строек, которая преобразит лицо целого края.

И вот кабинет директора проектного бюро. На столах макеты, стены сплошь увешаны картами и фотографиями. Дмитр Милованов очень рад визиту:
— Как же, знаю, знаю, журнал «Вокруг света» так много пишет о преобразовании природы.
Директор подходит к карте, исчерченной красными и черными линиями условных обозначений.
— Это Воеводина — наша житница, надежда нашего сельского хозяйства. Здесь самые лучшие, самые плодородные почвы. Край небольшой, но он дает треть всех урожаев пшеницы, кукурузы, больше половины сахарной свеклы и подсолнечника.

Однако вся беда в поплаве и суше... — тут наша юная переводчица запнулась, подыскивая подходящие русские слова.

Дмитр Милованов открыл альбом с фотографиями: верхушки деревьев, торчащие из воды; городские улицы, по которым плывут лодки... Догадаться было нетрудно: «поплав и суша» — извечные враги земледельцев — наводнение и засуха.
Например, только в 1955 году из-за весенних разливов пострадало 240 тысяч гектаров полей, было повреждено 765 домов и больше четырех тысяч других сооружений.

Каналы, построенные в прошлом, — длина их 15 тысяч километров — не могли полностью решить проблему защиты полей и сел от наводнений и засухи. Поэтому сразу после освобождения югославские гидротехники стали разрабатывать план единой гидротехнической системы. Этот проект начал осуществляться в 1957 году.

Гидросистема Дунай — Тиса — Дунай — сложный комплекс больших и малых каналов, дамб, шлюзов и других сооружений. Весной она отведет паводковые воды, которые самотеком пойдут в Дунай и Тису. Сеть мелких каналов вберет в себя излишние грунтовые воды, позволит осушить и освоить тысячи гектаров новых плодородных земель.

А летом, в период засухи, воды Дуная и Тисы, поднятые с помощью насосных станций, потекут по тем же каналам вспять, неся жизнь жаждущим влаги растениям. Сначала будет орошено более 360 тысяч гектаров полей, потом еще 160 тысяч.

Мы переходим от одной карты к другой, от макета к макету. Вот схема судоходных путей. С постройкой основных магистралей системы судоходные пути Воеводины увеличатся более чем на 500 километров. По ним смогут проходить крупные суда.

— Сейчас проделана половина работ. Когда будет сооружена вся система (к 1966 году), то вместо одной Воеводины станет две, — закончил свой рассказ Дмитр Милованов.
Я не сразу понял смысл его слов.

— Нет, Воеводину мы оставим на прежнем месте, — улыбаясь, пояснил директор. — Только станет она еще более плодородной. Те же земли будут давать людям в два раза больше хлеба и масла, мяса и молока!

Перелистываем страницы альбома, и перед нами разворачиваются картины интересной по техническому замыслу и огромной по масштабам стройки.

— Узнаете? — спрашивает Милованов, показывая на экскаваторы, выбирающие грунт из русла канала. — Это ваши, советские машины. Обязательно напишите, что советские специалисты, которые были здесь, на строительстве, хорошо помогли нам.

Прощаясь с директором проектного бюро, я думал о том, что дружба, рожденная в совместной борьбе с фашизмом, растет и крепнет сегодня на этих мирных полях между Тисой и Дунаем, где люди дают решительный бой стихийным силам природы.

Ю. Попков


Рубрика: Без рубрики
Просмотров: 4278