Родословная Мавзолея

01 декабря 2010 года, 00:00

В начале августа в ходе полицейской операции против группы «черных археологов» в городе Милас, на юго-западе Турции, была случайно обнаружена могила царя Гекатомна, отца знаменитого Мавсола.

Полиция ворвалась в дом, рассчитывая найти там склад драгоценностей, добытых хозяевами при незаконных раскопках. Стражи порядка арестовали 10 человек (из них лишь пяти впоследствии были предъявлены обвинения), а в подполе были обнаружены два подземных хода длиной 6 и 8 м, которые вели в обширную сводчатую камеру, расположенную на глубине 12 м.

Стены помещения украшены фресками (можно различить девушек, танцующих погребальную пляску), а в центре его стоит огромный мраморный саркофаг: в длину 2,75 м, в ширину 2,15 м, в высоту 1,85 м. Его крышку грабители сломали, стремясь попасть внутрь, — содержимое исчезло, как и все убранство гробницы. Пока неизвестно, удастся ли полиции выйти на след украшений и утвари, которыми, вполне вероятно, было наполнено захоронение. (Во всяком случае, погребение македонского царя Филиппа в Вергине, датируемое IV веком до н. э., потрясает своим умопомрачительным богатством.) Внешние стенки миласского саркофага, украшенные фигурными барельефами, к счастью,  остались нетронутыми. Покойный изображен возлежащим на пиршественном ложе, в окружении родных. По художественно-стилистическим особенностям рельеф можно датировать 70-ми годами IV века до н. э. А поскольку само захоронение располагается совсем рядом с развалинами храма Зевса Карийского, специалистам не составило труда сделать заключение: в саркофаге покоился царь Гекатомн.

Персы, завоевавшие древнюю область Кария в 546 году до н. э., полтора столетия спустя доверили управление этой сатрапией местной жреческой династии. Первым ее правителем (и первым сатрапом неперсидского происхождения) стал молодой и очень хитрый Гекатомн, сын Гиссалдома. Царь Артаксеркс II (404–358 годы до н. э.) настолько доверял ему, что вручил управление и над завоеванным Милетом — крупнейшим греческим городом в Малой Азии. Главным обязательством нового сатрапа было организовать поход против кипрского царя Эвагора, однако Гекатомн не только уклонился от участия в военной экспедиции, но и тайно ссужал Эвагору деньги, на которые тот  нанимал солдат — воевать против персов. Видя, что персидская держава слабеет, Гекатомн вел дело к полной независимости Карии. На восток он взирал с опаской и неприязнью, а на запад — с восторгом и преклонением. Сатрап был страстным грекофилом и активно перенимал эллинскую культуру: карийские архитектура, живопись, театр, музыка, керамика — все выдает его «западнические» симпатии.

Благодаря находке «черных археологов» мы теперь знаем, как выглядел карийский сатрап Гекатомн, скончавшийся в 377 году до н. э. Фото: EAST NEWS

Карийские правители были сказочно богаты (даже в далеком Риме словосочетание «выходец из Карии» означало «богач») и могли нанимать самых лучших греческих архитекторов и скульпторов, так что многие найденные в окрестностях Миласа памятники обладают первоклассным качеством. То же можно сказать и о новонайденном саркофаге. Что же касается его изображений, то по всему выходит, что величественный бородатый мужчина в центре композиции — не кто иной, как Гекатомн, скончавшийся в 377 году до н. э. Женщина, сидящая справа от него, — видимо, его вдова, имени которой история не сохранила, но тиара на ее голове с несомненностью указывает на высокий статус. Бородач слева от покойного — его наследник Мавсол. Двое юношей — младшие сыновья Гекатомна, Идрей и Пиксодар, а девушки — его дочери Артемисия и Ада, по карийским законам выданные замуж за собственных братьев, Мавсола и Идрея соответственно. На обратной стороне саркофага Гекатомн представлен с поднятой рукой, в которой явно было зажато (ныне похищенное) копье: сцена изображала то ли сражение, то ли охоту.

До полицейского рейда к «черным археологам» мы не знали, как выглядели Гекатомн и его дети Мавсол и Артемисия: на их монетах изображены лишь львиные морды, солнечный диск или Зевс Карийский с топором, а статуя, которую считают изображением царя Мавсола, может на самом деле изображать кого угодно — надписи-то от нее не сохранилось. Между тем эта самая Артемисия создала этому самому Мавсолу гробницу, которая должна была затмить погребение их отца. В 353 году до н. э. она возвела мавзолей, признанный одним из семи чудес света. Сегодня, упоминая о посмертном поклонении Ленину или Хо Ши Мину, Мао или Агостиньо Нето, мы называем одновременно имя человека, чей пусть и несколько идеализированный портрет обнаружен только что в подполе турецкого дома. Кстати, не меньшую  роль в истории сыграли и младшие дети Гекатомна. После смерти Артемисии власть перешла ко второму сыну Гекатомна, Идрею, а после него — к его жене-сестре Аде. Но в 340 году до н. э. третий из братьев, Пиксодар, сместил ее с трона, а она, бежав из Галикарнаса, укрепилась в городе Алинда.

Новый царь первым из сатрапов начал чеканить собственную золотую монету — раньше такое дозволял себе лишь персидский владыка. При этом Пиксодар, по новой моде того времени, первым приказал выбивать на драхмах собственный портрет — так что у нас теперь появится возможность сравнить изображение на монетах и саркофаге. В 337 году до н. э. царь вступил в двусмысленную дипломатическую игру с Филиппом Македонским, предлагая выдать собственную дочь замуж за его сына, причем не старшего, Александра, а младшего, Арридея. Обстоятельства этой странной аферы, из-за которой отношения между Филиппом и Александром обострились до предела, не вполне ясны, но главное, что македонский царевич этого Пиксодару не забыл. В 334 году до н. э., когда Александр, уже став царем, высадился с войском в Малой Азии, он немедленно встретился с Адой и провозгласил ее правительницей Карии. Старуха в ответ объявила его своим сыном. Правда, когда македонское войско подошло к Галикарнасу, Пиксодар уже был мертв, но Ада, всерьез восприняв свои материнские обязанности, продолжала слать Александру всякие сладости, пока он, наконец, не дал ей понять, что их вкусы не совпадают. Видимо, с Адой династия Гекатомнидов пресеклась.

Любопытно, что когда в 1522 году рыцари-госпитальеры вошли в руины мавзолея и вскрыли погребальную камеру царя и царицы, они не обнаружили в ней сокровищ. Тогда все списали на турок, но в 1960-х годах в Галикарнасе были проведены профессиональные раскопки, которые доказали, что мавзолей был ограблен задолго до появления турок на этих землях: ученые открыли подземный ход, который вел издалека прямо в погребальную камеру. Стало быть, его прокопали, еще когда монумент возвышался в целости и сохранности. Ведь «черные археологи» существуют столько же, сколько существуют царские захоронения, — они гораздо древнее «белых» собратьев и, как видим, не теряют навыков и изобретательности своих далеких предшественников.

Иллюстрация Георгия Щеголя

Рубрика: Раскоп
Ключевые слова: археология, мавзолей
Просмотров: 6689