Спасение красоты

01 марта 1967 года, 00:00

Профессор Мария Луиза Бонелли утром четвертого ноября была разбужена шумом воды. Было около шести, когда первые длинные языки потока пробрались в темные коридоры первого этажа музея науки, когда по стенам поползли трещины и запертые двери затрещали под гигантским напором. Водовороты перемалывали редчайшие экспонаты, расположенные на первом этаже, а пенная линия, словно по шкале пробирки, подымалась уже по ступеням второго. Но Мария Луиза Бонелли не потеряла присутствия духа: целый день по крышам прилегающих зданий она выносила на своих руках все, что только можно, было спасти. Так среди прочих реликвий и ценностей был спасен знаменитый телескоп Галилео Галилея.

...Уже утром 4 ноября молодые коммунисты одного из районов, не пострадавших от наводнения, организовали и отправили команды по спасению людей в затопленные зоны. В первые же дни вся прогрессивная общественность Италии начала сбор пожертвований в фонд Флоренции.

...Сотни горожан и прежде всего студенты и школьники стали помощниками ученых в спасении произведений искусства. Они выносили затопленные скульптуры, бесценные древние фолианты из подвала разрушенной Национальной библиотеки и картины из галереи Уффици. Сутками не выходили реставраторы и их добровольные помощники из мастерских — «пунктов первой помощи» пострадавшим шедеврам.

...Главное — скорость, день промедления — и спасать будет поздно, спасать будет просто нечего. Так случилось с «Распятием» Чимабуэ — слишком поздно его положили на сколоченные наспех козлы, краска уже осыпалась. Ученые установили, что «Распятие» повреждено на 70 процентов. Это самая крупная потеря искусства от наводнения. «Все несчастье Флоренции в том, — сказал один из искусствоведов, — что ее художники вплоть до начала XVI века рисовали на дереве, в то время как во всем мире уже перешли к холсту. А вы сами понимаете, как коробится дерево. «Распятию» Чимабуэ не повезло и еще в одном: три года назад оно находилось в Уффици, в одном зале с Джотто. Но потом монахи из собора «Санта Кроче» потребовали вернуть его. Там оно и было затоплено».

...Большую помощь оказали Флоренции многие государства. Советский Союз направил несколько самолетов с грузами медикаментов, продовольствия и одежды. Подарки маленьким флорентийцам к Новому году, концерты крупнейших мастеров искусств в фонд помощи пострадавшему городу, пожертвования отдельных граждан, предложение в любой день направить ученых и реставраторов для спасения художественных ценностей — поистине трудно перечислить помощь, которую советские люди оказали и готовы оказать «городу художников».

...С тех тревожных ноябрьских дней прошло больше четырех месяцев. Но операция «Красота» еще далека от завершения. Как утверждают специалисты и, в частности, генеральный директор Уффици Уго Прокаччи, потребуется труд не одного поколения, чтобы залечить нанесенные наводнением раны. Если в первые дни все усилия были направлены на то, чтобы вытащить из грязи и воды произведения Веласкеса, Тьеполо, Боттичелли, Джотто, Мазаччо, то сейчас наступил период кропотливой работы по их восстановлению. В огромном количестве необходимы специальные лаки, специальная бумага, специальные... чего только не нужно сейчас уникальным шедеврам Флоренции! И почти каждая мелочь должна быть «специальной». Даже погода и та требовалась «специальная»: для сушки книг — по возможности теплая и сухая, для картин — наоборот, нежаркая, влажная, иначе краски могут осыпаться.

В общем хотя многие трудности уже позади, Флоренцию еще ждет большая работа. Операция «Красота» продолжается...

Рубрика: Без рубрики
Ключевые слова: Флоренция
Просмотров: 3335