Скорбь Диметры

01 ноября 1989 года, 00:00

Уважаемая редакция!
Наш Керченский историко-культурный заповедник создан в 1987 году для охраны, исследования, реставрации и музеефикации прекрасных и многочисленных (одних только античных городов 12) памятников отечественной истории. Жемчужиной среди них по праву считается склеп Деметры I века нашей эры. Состояние его сейчас аварийное. На недавнем всесоюзном совещании по проблемам охраны и реставрации памятников истории и культуры по Керчи демонстрировался так называемый «черный стенд», рассказывающий о многих поврежденных и утраченных памятниках, в том числе о скле пе Деметры...

Склеп Деметры был открыт в 1895 году недалеко от Мелек-Чесменского кургана, на 4-й Продольной улице, во дворе дома № 21 во время земляных работ. Название свое он получил от основной росписи, изображающей богиню плодородия и земледелия.

Конец XIX века — время больших археологических открытий в Керчи. Именно тогда археологи и искусствоведы впервые побывали в «керченских катакомбах». Их прорыли «счастливчики» — так называли грабителей склепов. С риском для жизни они проникали в керченские склепы, грабили их и продавали уникальные ценности антикварам. Для облегчения поисков кладоискатели соединяли склепы под землей узкими лазами, постепенно превращая подземную часть митридатского некрополя (Митридатский некрополь расположен на южном и северном склонах горы Митридат. Это некрополь античного Пантикапея, существующий с VI века до нашей эры.) в своеобразный лабиринт. К 1912 году ученым было известно около тысячи склепов. Тогда же они — тоже впервые и тоже благодаря «счастливчикам» — узнали о боспорских расписных склепах.

К склепу Деметры ведет наклонный вход глубиной около трех метров. Каменное, почти квадратное помещение покрыто полуцилиндрическим сводом. Вся поверхность склепа оштукатурена и покрыта росписью. От стен свод отделяет живописный трехцветный пояс. Он выписан так мастерски, что создается полная иллюзия рельефного зубчатого карниза. В каждой из стен устроена небольшая ниша для приношений. По обеим сторонам ниш нарисованы виноградные лозы с гроздьями и листьями. На правой стене у входа изображена фигура женщины в печальной позе — это Калипсо, на левой — Гермес, в крылатых сандалиях, с жезлом в руке. Эти мифологические персонажи, по представлениям греков, сопровождали души умерших в подземное царство. На противоположной от входа стене — сцена похищения дочери Деметры Коры владыкой подземного царства Плутоном. А в центре свода — большой медальон с изображением скорбящей матери — Деметры.

Итак, здесь сошлись все действующие лица одного из греческих мифов.

...У богини Деметры была прекрасная, как весна, юная дочь Кора. Вокруг нее всегда цвела земля, звенели ручьи, пели птицы. Но Кору похитил грозный Плутон, владыка подземного царства мертвых. В траур оделась земля, завяли цветы, опали плоды, высохли ручьи. Повсюду разыскивает свою дочь Деметра и наконец находит следы похищенной Коры глубоко под землей, в царстве теней. Деметра умоляет Плутона вернуть дочь. Плутон неприступен и грозен, никому нет возврата из его владений. Но перед силой материнской любви отступает и он — чтобы успокоить безутешную мать, Плутон решает раз в году отпускать юную Кору на землю. И вот опять дочь и мать вместе. И снова на земле наступает весна, возвращаются птицы, зреют душистые плоды...

В этом мифе отражены древнейшие представления земледельческих народов о смене времен года, об увядании и возрождении природы, о земледельческих циклах работ. Но в этом мифе заложена и вечная гуманистическая тема — тема великой материнской любви.

Популярность культа Деметры и ее дочери на Боспоре подтверждают множество терракотовых статуэток богинь, найденных при раскопках; их символы — цветы, венки, плоды — помещались на надгробиях, изображались в росписях склепов. Искусствоведы даже ввели специальный термин — «цветочный стиль», определяющий особую манеру росписи склепов, начиная с I века нашей эры. Живописцы, работавшие в этой манере, заполняли лепестками цветов и листьями все пространство стен и свода между основными сюжетами. В традициях «цветочного стиля» расписан и склеп Деметры.

Весь фон сводчатого потолка усеян листьями, лепестками роз, цветами, сидящими на ветках птицами. И среди этого    великолепия — изображение Деметры. На богине синий хитон, на шее — золотое ожерелье. Высокий лоб, большие печальные глаза, смотрящие вдаль, сомкнутые уста — весь облик Деметры говорит о скорби. Искусствоведы сравнивают это изображение по глубине психологического проникновения и реализму с портретной живописью. «Высокое мастерство, с каким написана Деметра,— отмечал известный археолог В. Ф. Гайдукевич,— заставляет вспомнить о существовании в Пантикапее живописцев-портретистов, владевших лучшими традициями эллинистического искусства».

Склеп Деметры, когда его обнаружили, оказался неразграбленным. Редкий для Керчи случай! Вдоль боковых стен стояли два деревянных саркофага. Возле восточного саркофага были найдены стеклянный сосуд сирийского производства, бронзовый канделябр и серебряная раковина для румян; под саркофагом лежали два золотых перстня. Рядом с западным — золотой лавровый погребальный венок, золотые бусы и имитация двух золотых монет I века нашей эры. Тут же стоял еще один стеклянный сосуд. На одной из стен висела конская уздечка. Это свидетельство более поздних погребений, дань традициям кочевников.

Все находки из склепа Деметры были переданы сразу же после его открытия в Эрмитаж, где они хранятся и по сей день. Склеп же был взят под особую охрану Керченским музеем древностей.

Девятнадцать веков сохранялся склеп Деметры, но наш, двадцатый, век оказался жесток к этому памятнику. Вскоре после открытия он стал музейным объектом, доступным для посетителей. Опыта содержания и охраны такого рода памятников тогда не было, и началось его медленное разрушение: резко возросла влажность воздуха внутри склепа, шелушились краски, опадала штукатурка. Многие реставраторы пытались остановить процесс гибели; особенно интересны и действенны оказались работы Е.А. Домбровской, которая произвела укрепление штукатурки составами, близкими по рецептуре античным.

Тяжело, конечно, сказалась на состоянии памятника и война: фашисты использовали склеп сначала под штаб, потом — под лазарет. Установили в склепе печь-времянку, для трубы пробили в своде отверстие. Поверхность живописного слоя была закопчена, вход в склеп разрушен...

В 1946 году Керченский музей возобновил журнал наблюдений за склепом Деметры. Записи свидетельствуют, что увлажнение продолжалось, состояние красочного слоя ухудшалось. Были проекты осушения, далеко не всегда грамотные, не решающие проблемы комплексно. Были многочисленные комиссии, отмечавшие аварийное состояние росписей, но дальше рекомендаций дело не двигалось. А в конце 70-х годов вокруг склепа началось строительство нового микрорайона, в результат чего значительно изменился рельеф окружающей местности. Угроза постоянного подтопления склепа стала реальностью. В марте 1987 года, как отмечает журнал наблюдений, уровень воды в склепе поднимался до 86 сантиметров!

Но было бы несправедливо умолчать о работах и надеждах последних лет. В том же, 1987 году, благодаря проведенным дренажным работам впервые за последние десятилетия грунтовые воды были выведены из склепа. А недавно группа специалистов института «Укрпроектреставрация» разработала — на основе многолетних наблюдений — проект укрепления штукатурки, расчистки и закрепления живописного слоя.

Молодой коллектив нашего заповедника считает возвращение памятника к жизни своей основной задачей. Но мы нуждаемся в поддержке и широком оповещении общественности о состоянии дел. Надеемся, что публикация поможет довести дело спасения памятника до конца.

Э. Яковенко, директор, Л. Громова, старший научный сотрудник Керченского государственного историко-культурного заповедника.

Просмотров: 4761