Ночные воздушные, реки

01 июня 1962 года, 00:00

 

Долгий перелет закончен. Под крылом самолета — огни аэродрома, все остальное погружено в ночную тьму. Погода спокойная, почти безветренная, и самолет плавно снижается. До земли всего 500 метров... Вдруг резкий порыв ветра подхватывает машину и быстро несет ее вперед. Пилот сбавляет газ, чтобы снизить посадочную скорость. Но когда самолету остается до земли каких-нибудь 100—200 метров, ветер неожиданно замирает, и только моментальное включение моторов на полную мощность спасает машину от падения...

Такие случаи отмечались раз за разом, пока не стало очевидно, что это не странный каприз погоды, а какая-то закономерность. Но какая?..

Лет девять-десять назад метеорологи случайно «засекли» над равнинами Небраски (США) виновника многих авиационных катастроф. В ночь, когда на поверхности земли стояла безветренная погода, на высоте всего около 300 метров была обнаружена узкая, четко очерченная полоса быстро двигающегося воздуха. Новое явление назвали ночным струйным течением на малых высотах. Его взяли под надзор.

Теперь о таком струйном течении известно немало. Жизнь его обычно бывает недолгой: ветер поднимается вечером, к полуночи разыгрывается не на шутку, а на утренней заре снова замирает. В полночь в самой «сердцевине» струи — на высоте от 250 до 700 метров — ветер дует со скоростью 80, а то и 130 километров в час. Немного выше — на высоте один километр — воздух в это время движется слабее, а у земли — совсем тихо.

Замечено, что этот ветер обычно возникает над равнинами. Чаще всего он дует на небольших пространствах, однако были случаи, когда фиксировались большие струйные течения до полутора тысяч километров в длину и до семисот километров в ширину.

Людям все это в новинку, а вот некоторые виды перелетных птиц, видимо, издавна дружат с ночными струйными течениями. Устремляясь вслед за весной на север, птицы летят ночью на малых высотах и, пользуясь попутными воздушными реками, быстро преодолевают большие расстояния.

Людям тоже не мешает получше познакомиться с этим явлением. Например, иной раз лесной пожар распространяется с колоссальной скоростью. Оказывается, горящие ветки поднимаются теплым воздухом метров на сто, здесь их подхватывает струйное течение и мчит в другую часть леса, где они падают и вызывают новые пожары.

А как важно учитывать струйные течения при сбрасывании грузов или парашютистов. Ведь вихрь может унести парашют очень далеко от места предполагаемого приземления. И, наконец, запуская ракету, тоже нужно подумать о струйном течении. Известно, что даже самая мощная ракета поднимается первые сотни метров медленно, и воздушная река может изменить ее направление.

Для изучения мало исследованного явления метеорологи разных стран придумывают все новые средства. Сбрасывают с вертолета дымовые шашки, чтобы следить за тем, куда ветер понесет дым; запускают одновременно целые дюжины шаров-радиозондов с огнями, движение которых фотографируется ночью. Для изучения этого таинственного ветра стали использовать и телевизионные башни, устанавливая на них метеорологические приборы.

Так собираются все новые и новые сведения о поведении огромного воздушного океана, на дне которого мы живем.

Б. Силкин

Рубрика: Без рубрики
Просмотров: 3727