7 июня 2010

Странный вопрос. Ведь у них нет молока, да и как их доить?

И все-таки дойные насекомые существуют. Это тли. Желтые, зеленые, бурые, коричневые — все они при помощи своего длинного хоботка высасывают сок из листьев и побегов.

Тли очень плодовиты, и иногда можно видеть растения, почти сплошь покрытые своеобразным «чехлом» из этих вредителей.

Кто и как доит насекомых

В растительных соках мало белков и много углеводов: чтобы извлечь из пищи достаточное количество белков, тлям приходится высасывать очень много сока. При этом они переваривают только часть сахаристых веществ, а остальное выбрасывается вместе с водой. На этот сладкий сироп набрасывается множество лакомок — мух, жуков, пчел.

Особенно усердно наведываются к тлям муравьи. Они-то и приспособились доить тлей.

...Вот крупный муравей кампонотус подбежал к тле и быстро-быстро щекочет ее усиками (фото 1). Через несколько секунд тля выпустит из соковой трубочки каплю жидкости, которую муравей быстро слижет, а потом перейдет дальше, к следующей тле.

Но муравьи не только доят свое «стадо» — они его и защищают. Попробуем потревожить тлю, когда рядом находится муравей. Он сразу же встанет в угрожающую позу, раскрыв свои мощные челюсти. Иногда забота муравьев доходит до того, что над колониями тлей они возводят целые своды из земли.

Не только муравьи могут доить тлей.

Кто и как доит насекомых

По веточке яблони, покрытой светло-зелеными тлями, деловито бегает маленькая, всего в два миллиметра в длину, мушка левкопис. Вот она задержалась около одной из тлей и часто-часто забарабанила по ее брюшку передними лапками (фото 2). И через несколько минут тля послушно дает каплю сока.

Выделения тлей и червецов, близких к ним насекомых, составляют единственную пищу взрослых мушек.

Тлями питаются и личинки мушек. Личинка коснулась тли — и мощные ротовые крючья вонзаются в беззащитную «дойную корову». Личинка быстро высасывает тлю, и скоро от нее остается пустая сморщенная шкурка, а пополневшая личинка ползет дальше и уже ловит следующую тлю.

Через несколько дней эта личинка превратится в куколку, а еще недели через две из куколки вылупится серебристо-серая мушка, точная копия той, что доила тлей.

Поскольку тли и червецы — опасные вредители сельского хозяйства, то, уничтожая их, левкописы делают очень полезное для человека дело. В Средней Азии левкописы значительно уменьшают вред, наносимый фруктовым садам опаснейшим вредителем — червецом комстока. А некоторые виды левкописов были специально вывезены из Европы в Канаду и США для борьбы с тлями, вредящими бальзамической пихте.

В. Танлсийчук (Ленинград)