Катастрофа, которая потрясла мир

Катастрофа, которая потрясла мир

Ровно полвека назад мир облетела тревожная весть: пассажирский пароход «Титаник» холодной апрельской ночью 1912 года затонул в Атлантическом океане после столкновения с айсбергом, из 2 207 находившихся на его борту пассажиров и членов экипажа спаслись лишь 704 человека.

Название лайнера замелькало на страницах газет и журналов всех стран. Мир был потрясен этой катастрофой — ей посвящены сотни и тысячи статей, десятки книг» два кинофильма.

Почему «Титаник» столкнулся с айсбергом? Как мог затонуть гигантский корабль, который объявляли непотопляемым? Чем объясняется такое большое число жертв? — все эти вопросы требовали ответа.

Построенный в 1911 году в Белфасте «Титаник» был самым большим кораблем в мире. Его водоизмещение составляло 66 тысяч тонн. Длина парохода достигала 269 метров. Достаточно сказать, что это на 37 метров больше высоты здания Московского университета на Ленинских горах. Высота судна, имевшего одиннадцать палуб, равнялась высоте десятиэтажного дома.

Английская компания «Уайт Стар» хорошо изучила вкусы и прихоти богатых пассажиров, приносивших ей основной доход. На лайнере, помимо шикарных «люксов» и салонов, были летние и зимние сады, гимнастические залы, мюзик-холл, площадки для катания на роликовых коньках, плавательные бассейны.

11 апреля 1912 года «Титаник» покинул берега Англии и отправился в свой первый рейс, взяв курс на Нью-Йорк. Первые трое суток плавание проходило благополучно. Настроение пассажиров было приподнятым. Они не сомневались, что станут свидетелями того, как «Титаник» установит новый рекорд скорости при пересечении Атлантического океана. Владельцы корабля собирались завоевать символический приз — «Голубую ленту Атлантики», который в то время принадлежал «Мавритании» — английскому лайнеру компании «Кунард Лайн».

Утром 14 апреля на «Титаник» поступила радиограмма от капитана английского лайнера «Карония»: «Идущие на запад пароходы сообщают ледяные горы и поля 42° северной широты и 51° западной долготы».

Капитан лайнера Смит, один из лучших и опытнейших капитанов компании «Уайт Стар», и без предупреждения знал, что «Титаник» находится в опасной зоне плавающего льда. При большой скорости столкновение с айсбергом могло иметь роковые последствия. Но на борту «Титаника» находился президент «Уайт Стар» Брюс Исмей, который настаивал на том, чтобы судно шло на повышенной скорости. Президенту компании нужно было во что бы то ни стало затмить конкурентов, отобрать лавры первенства у «Мавритании».

Капитан Смит, которому поручили вести в первый рейс самое большое и роскошное в мире судно в качестве своего рода бенефиса перед уходом на пенсию, не хотел портить отношения с главой компании.

«Голубая лента Атлантики»

Приз «Голубая лента Атлантики» был учрежден основателем английской судоходной компании «Кунард Лайн» — Самуэлем Кунардом в 1840 году. Пароход, быстрее других пересекавший Атлантику, получал право называться обладателем символической «Голубой ленты», а его капитану и экипажу выдавалась денежная премия.

Материальное воплощение этот приз получил в 1934 году. Вот как выглядит «Голубая лента Атлантики», сделанная руками лондонских ювелиров. На массивной подставке из оникса стоят две крылатые фигуры Победы, поддерживающие земной шар. Между ними сидят легендарный бог моря Нептун и его жена Амфитрида. Земной шар окружен широким кольцом, на котором изображены четыре обладателя приза: «Грейт Вестерн», «Мавритания», «Рекс» и «Нормандия». Наверху — две борющиеся фигуры: одна из них символизирует Атлантический океан, вторая — человеческий ум и силу, побеждающие стихию. Высота этой скульптурной группы 120 сантиметров, сделана она из серебра и весит 18 килограммов.

Международный комитет «Голубой ленты», созданный в том же 1934 году, вручил этот приз тогдашнему рекордсмену Атлантики —итальянскому лайнеру «Рекс». Через несколько месяцев приз попал на борт французского судна «Нормандия».

Летом 1952 года рекордсменом трансатлантического марафона стал американский лайнер «Юнайтед Стейтс». Он пересек Атлантический океан в восточном направлении, следуя со средней скоростью 35,59 мили в час.

Не так давно у американского судна появился соперник — гигантский лайнер «Франс», спущенный на воду в Сен-Назере в 1960 году. Морские круги Франции предполагают, что если это судно оборудовать атомным реактором, то оно сможет побить рекорд американцев.

В этот день старший радист «Титаника» Джон Филиппе и его помощник Гарольд Брайд с самого утра занимались передачей частных радиограмм на мыс Рас, откуда их передавали в США. Многим пассажирам «Титаника» хотелось известить своих близких о скором и благополучном прибытии, и за быструю передачу этих сообщений они давали радистам щедрые чаевые. Радисты так увлеклись этими частными поручениями, что не успевали относить на мостик служебные сообщения об айсбергах и ледяных полях.

В 22 часа 40 минут радиостанция парохода «Калифорния» передала в эфир еще одно серьезное предупреждение об опасности. Но Филиппе даже не удосужился дослушать это сообщение до конца...

Ровно через час вахтенный матрос сообщил с фок-мачты по судовому телефону на мостик: «Аедяная гора прямо по носу!» Находившийся на вахте первый помощник капитана Мардах немедленно отдал команду: «Лево на борт! Стоп машина! Полный назад!»

Но скорость «Титаника» была слишком велика — 22,5 узла. Через тридцать семь секунд громадное судно ударилось о подводную часть айсберга. Пассажиры, не ощутили толчка, а лишь услышали какой-то странный скрип. Оказалось, что «Титаник», коснувшись правым бортом подводной части айсберга, получил словно сделанную ножом почти стометровую пробоину — от форпика до котельного отделения.

«Титаник» быстро начал заполняться водой. Она свободно распространялась в носовой части судна: продольных переборок «Титаник» не имел, а пятнадцать поперечных переборок, которые якобы обеспечивали «непотопляемость» судна, из-за характера пробоины потеряли свой смысл. Уже через 10 минут после столкновения высота попавшей внутрь парохода воды достигла четырех метров.

Командование судна знало, что пароход продержится на плаву не более двух с половиной часов. Капитан отдал команду: надеть всем спасательные пояса и собраться на шлюпочной палубе. Но мало кто из пассажиров «Титаника» верил, что судно таких грандиозных размеров может затонуть. «Ведь «Титаник» непотопляем!»— говорили они друг другу и неохотно выходили из теплых и уютных салонов плавучего отеля на холодную палубу. Некоторые шлюпки ушли от борта «Титаника» заполненными наполовину.

В 0 часов 45 минут 15 апреля по радио передали сигнал бедствия и позывные лайнера. На сигнал откликнулись несколько судов, среди них английский пароход «Карпатия», находившийся в 60 милях от «Титаника».

В 2 часа 05 минут от борта «Титаника» отошла последняя шлюпка, а на тонущем пароходе, носовые палубы которого уже были залиты водой, оставалось почти тысяча шестьсот человек. Большинству из них не хватило ни мест в шлюпках, ни спасательных поясов, ведь в расчете на пресловутую «непотопляемость» владельцы корабля снабдили «Титаник» сравнительно небольшим запасом спасательных средств.

Спешившая на помощь «Карпатия» была еще далеко. Капитан Смит знал, что к моменту ее прибытия «Титаник» будет лежать на дне океана, на глубине более 2 тысяч метров, и лишь немногим из оставшихся на борту лайнера удастся продержаться в ледяной воде.

«Титаник» пошел ко дну ровно в 2 часа 20 минут 15 апреля. Вот как описывал последние минуты «Титаника» очевидец катастрофы, преподаватель Кембриджского университета Бисли:

«Около двух часов мы заметили, что наклон на нос быстро увеличивается, и мостик целиком погрузился под воду. Пароход медленно поднимался кормой вертикально вверх. Свет в салонах внезапно исчез, затем на несколько мгновений опять блеснул, после этого погас совсем. В то же время послышался грохот, который можно было услышать за мили — котлы и механизмы сорвались со своих мест. Но это еще не был конец. К нашему удивлению, корабль в течение нескольких минут стоял вертикально над морем, чернея на ясном небе. Тогда мы услышали страшный вопль — это были крики наших товарищей, боровшихся со смертью в ледяной воде и призывавших на помощь, которую мы не могли им оказать, ибо наша шлюпка была уже загружена...»

«Карпатия» прибыла на помощь через два часа, но спасти удалось немногих.

На судебном разборе дела о гибели «Титаника» вся вина была свалена на капитана Смита, погибшего вместе с кораблем. В постановлении суда ничего не говорилось, как президент компании «Уайт Стар» Брюс Исмей настаивал на том, чтобы «Титаник», находившийся в опасной зоне айсбергов, продолжал идти с повышенной скоростью. В решении суда не упоминалось и о конструктивных недостатках «непотопляемого» парохода. Владельцы компании «Уайт Стар», конечно, постарались замять дело. Но факт остался фактом — погоня за рекордом скорости в целях коммерческой рекламы привела к крупнейшей в истории судоходства катастрофе.

Л. Скрягин

Ключевые слова: Титаник, кораблекрушения
 
# Вопрос-Ответ