Их номер - первый

01 ноября 2009 года, 00:00

 

На чем ездят первые лица государств и крупных корпораций? У авиаторов в ходу термин «борт № 1». Среди автомобилей тоже есть такие, которые выделяются не просто роскошью и дороговизной (этим нынче мало кого удивишь), а особым оснащением и защитой от посягательств террористов и прочих преступных элементов. 

Выскажем смелое предположение: концерн General Motors не мог просто так сгинуть в пучине банкротства, в том числе и потому, что именно на его Cadillac DTS Presidential ездит сегодня президент США. Быть может, у нас первым лицам и незазорно передвигаться на немецких «мерседесах» (не очень понятно, почему ЗИЛ вдруг оказался неспособен собрать хотя бы пару представительских лимузинов), а в Америке высшие чиновники не станут ездить на «иномарках». К инаугурации Барака Обамы ему выкатили новенький бронированный лимузин, который отличался от всех прочих авто вовсе не экономичностью (расход топлива не менее 25 литров на 100 километров!), а непробиваемостью. Его стекла толщиной 13 саниметров (!) легко выдержат не только очередь из «калашникова».

Чтобы поставить такое бронестекло на место, требуются стальные «мышцы» роботаманипулятора: рабочие в руках его не удержат

По некоторым сведениям, броня машины представляет крепкий орешек даже для противотанковых гранатометов, а кузов настолько герметичен, что президенту не нужен противогаз в случае химической атаки. Не пострадает лимузин и от ручных гранат, и от не слишком мощных фугасов под дорогой. Разумеется, точные антитеррористические характеристики автомобиля держат в строгом секрете, известно лишь, что собран он на шасси огромного… пикапа GMC 2500 и весит около пяти тонн.

В салоне оборудован мини Белый дом: президент может вести отсюда любые секретные переговоры по защищенным каналам связи и даже развязать ядерную войну.

Поскольку Барак Обама известен как приверженец экономичных автомобилей, он пользуется этим суперлимузином лишь в качестве президента США. А гражданин Барак Обама недавно поменял свой личный Chrysler 300C Hemi на гибридный Ford Escape Hybrid, доказав на деле, что американский автомобиль должен быть большим, но с умеренным аппетитом.

Если вспомнить, кто еще из президентов Америки пользовался «кадиллаками», то это были Вильсон, Рузвельт, Трумэн, Эйзенхауэр, Кеннеди, Джонсон, Рейган, Клинтон и оба Буша. В небольших промежутках «борт № 1» носил эмблему Lincoln, принадлежащую Ford.

Броня крепка и лимузины быстры

Первые бронированные лимузины появились в 1928 году стараниями фирмы Mercedes-Benz. А первым испробовавшим их главой государства стал в 1930 году… японский император Хирохито. В настоящее время требования к защите таких машин стандартизованы и разделены на классы. Первые из них (В1—В4) рассчитаны на обстрел из короткоствольного оружия с расстояний 10 и 5 метров. Бронезащита класса В4, например, должна выдерживать попадание пули 44 калибра, летящей со скоростью 440 м/с. А вот против более серьезных винтовок помогут классы В5—В7, последний из которых устоит перед бронебойной пулей из «калашникова» или винтовки СВД, выпущенной с расстояния 10 метров. Классы для остекления обозначаются аналогично, но аббревиатурой BR.

Кто бы мог подумать, что служебный автомобиль президента США — на самом деле переделанный в лимузин пикап. Зато как это по-американски!

Установить бронезащиту могут как сами производители автомобилей, так и различные кузовные ателье. В последнем случае речь, как правило, идет об инкассаторских и им подобных машинах. Список оригинальных бронемашин не слишком обширен, но содержит порой неожиданные модели. Например, до недавнего времени существовал Jaguar XJ Sovereign с броней В7, можно заказать бронированные по классу В4 Volkswagen Passat, BMW 330i Security, Audi A6 Security. А BMW X5 Security Plus обеспечивает защиту уровня В6! Не редкость и бронированные Maybach, Bentley. Причем внешне эти машины можно отличить от обычных разве что по стеклам.

Бронирование автомобиля и требования по защите его седоков приводят порой к весьма не обычным техническим решениям. Самым банальным из них является дистанционный запуск двигателя. Это позволяет защититься от примитивного минирования авто на стоянке, когда взрыватель срабатывает от поворота ключа зажигания. А вот другой вопрос: как покинуть такую машину после нападения? Бронестекла не разобьешь, заклиненные броне двери не откроешь. На такой случай используют методы от аварийного выхода через багажник до отстреливаемых внутренней пиротехникой дверей и ветровых стекол. Причем пиропатроны не должны сдетонировать при внешнем взрыве.

Разумеется, бронированные лимузины куда тяжелее своих рядовых одноклассников. Поэтому, выбирая для них двигатели, на лошадиные силы не скупятся и даже дополнительно форсируют самые мощные из моторов. Так что тихоходами такие автомобили не являются, скорость 220 км/ч для них скорее крейсерская, а не максимальная. Это, в свою очередь, предъявляет особые требования к тормозам, шинам (которые к тому же не должны бояться пробоин), подвеске. Но самое удивительное, что иногда вся хитроумная защита, увы, не помогает. Вот лишь пара примеров. Один — трагический. В 1989 году в Mercedes S-класса с защитой В6 погиб руководитель Дойче Банк Альфред Херрхаузен, тогда как водитель остался невредим. Оторвавшаяся при взрыве часть внутренней обшивки салона пробила несчастному сонную артерию… Второй случай скорее комический. В 2004 году у главы Daimlerchrysler Юргена Шремппа угнали защищенный лимузин, оборудованный, заметьте, спутниковой противоугонной системой. И до сих пор неизвестно, кого эта машина сегодня возит.

Но, конечно, в подавляющем большинстве довольно редких случаев нападения такая машина спасает седоков, а чаще просто отбивает охоту у злоумышленников атаковать жертву именно в автомобиле. И подобные «танки» на резиновом ходу зачастую бегают по 20 и более лет, переходя от самых первых лиц к просто первым, а потом и ко вторым, третьим и т. д. Пробеги без капремонта в 500 000 километров и более для таких авто — не редкость.

Когда-то первые лица СССР пользовались только отечественными лимузинами производства ЗИЛ (ранее ЗИС). Фото: ВАЛЕНТИН МАСТЮКОВ/ИТАР-ТАСС

Наши в городе

Руководство России сегодня передвигается, как уже было сказано, на автомобилях Mercedes, а вот в СССР были другие порядки. Ни Сталин, ни Хрущев и подумать не могли, чтобы их парадный выезд носил на капоте трех-, а не пятилучевую звезду. Поэтому на ЗИЛе (ранее ЗИС) был создан спецучасток, где умельцы штучно изготавливали бронеавтомобили для первых лиц государства. И с точки зрения защиты они ни в чем не уступали иномаркам (хотя, в отличие от танкостроения, например, в СССР никогда не было разработок мирового класса по защите легковых автомобилей). Однако многие «заграничные штучки» появились там задолго до открытия железного занавеса, например, электростеклоподъемники. Ведь заставлять Генсека вручную поднимать бронестекла массой в десятки килограммов было немыслимо. А водителю облегчала работу автоматическая коробка передач, оригинально управляемая не рычагом, а кнопками с цифрами и буквами ПХ и ЗХ вместо сегодняшних, таких чужеродных Р, D и R.

Когда защита не нужна…

Если говорить о первых лицах в бизнесе, то подавляющему большинству из них бронезащита вовсе не нужна. И тогда выбор модели личного автомобиля становится поистине неограниченным. А результаты этого выбора порой удивляют. Перечислять находящиеся в собственности богатейших людей планеты и членов их семей Ferrari, Rolls-Royce, Bugatti Veyron и т. п. авто, пожалуй, довольно скучно и не всем интересно. А что вы скажете о наследнице торговой сети Wal-Mart Улис Уолтон с докризисным капиталом около 15 миллиардов долларов, выбравшей для себя самый популярный в США пикап Ford F-150? Или о хозяине IKEA Ингваре Кампраде, передвигающемся на Volvo 1983 года, а то и на автобусе? И даже суперфинансист Уоррен Баффетт сумел сколотить состояние в десятки миллиардов долларов, похоже, в том числе и потому, что обходится недорогим (но похожим на президентский) Cadillac DTS стоимостью всего 50 000 долларов.

Рубрика: Автодром
Просмотров: 6081