Заводной глобус

01 июня 2009 года, 00:00

В этом году «малышу» MINI исполнилось 50. Речь, конечно, не о том автомобиле, который сейчас сходит с немецкого конвейера, а об известном творении Алекса Иссигониса. Обновленному MINI наших дней удалось повторить судьбу предшественника и стать поистине культовым автомобилем. По этому случаю он обзавелся целым рядом версий: тут и сверхмощный MINI Cooper Works, и универсальчик Clubman, и открытый ветрам и солнцу MINI Cabrio… Не было только полноприводных, как сейчас модно говорить, кроссоверов. Или все же были? 

Почти одновременно с появлением гражданского MINI им заинтересовались вооруженные силы, которым был нужен миниатюрный и одновременно проходимый «развозной» автомобильчик. Но как вернуть на законное место карданный вал для заднего привода, когда Иссигонис ликвидировал даже тоннель для него в полу? Тогда решились попробовать совсем уж экзотическую схему: второй мотор, коробку передач и сцепление, работавшие синхронно с передним агрегатом, поставили сзади! Автомобиль назвали Twini, но в серию он не пошел. Переднеприводная же версия MINI Moke не устроила военных из-за малого дорожного просвета, зато оказалась востребованной любителями погонять по песчаным пляжам. Она выпускалась до 1968 года на родине, затем была передана на заводы в Португалии и Австралии. И именно на Зеленом континенте в конце 1970-х на предприятии Leyland Australia появились два прототипа полноприводных MINI Moke с карданным валом, проходившим… сбоку, а не по центру, как обычно принято. Этими прототипами, правда, дело и ограничилось, хотя всего MINI Moke было собрано около 50 000 штук, часть из которых до сих пор с успехом служит туристам.

Посмотрите, как изящно удалось разместить редуктор заднего привода и карданный вал под полом MINI Twinster. На горном серпантине обычный MINI Cooper его нипочем не догонит

Изменить программу

Управляемость нового немецкого MINI стала своеобразным мерилом для автостроителей. Однако может ли быть предел совершенству? Нет, решили сотрудники компаний Getrag и Driveline, и в конце 2004-го на полигоне Continental представили полноприводный MINI Twinster, созданный на базе модели MINI Cooper S. Наилучшим образом им удалось разместить карданный вал в небольшом тоннеле рядом с выхлопной трубой. И вот в штатном режиме движения MINI стал заднеприводным: 95% крутящего момента передаются на задние колеса. Теперь водитель может позволить себе покуражиться, «помести хвостом». Но ведь задний привод не столь эффективен в поворотах? И вот тут начинаются «компьютерные игры» нового привода. Дело в том, что передние колеса соединены с главным редуктором через многодисковые электромагнитные сцепления, которыми управляют специальные контроллеры. Многочисленные датчики собирают информацию о пробуксовке колес, ускорениях, повороте руля и режиме двигателя. И на основании этой практически полной телеметрии компьютер добавляет в нужный момент тягу на внешнее переднее колесо и тем самым «затаскивает» авто в поворот.

На испытаниях извилистую трассу MINI Twinster прошел на 10% быстрее серийного MINI Cooper S, а в поворотах стрелка спидометра показывала на 7—9 км/ч больше!

Что любопытно, характеристики машины можно изменять от недостаточной поворачиваемости через нейтральную вплоть до избыточной, изменяя лишь заложенную в контроллер программу: таким нехитрым способом можно из одного автомобиля получить несколько совсем разных по характеру.

Интересная идея? Конечно, но, увы, дело опять ограничилось лишь прототипом. В данном случае его серийному производству помешали, вероятно, экономические соображения: сложная система полного привода обошлась бы слишком дорого как производителям, так и покупателям.

Последняя попытка

Буквально в канун кризиса, в сентябре 2008 года, была представлена еще одна концепция полноприводного MINI Crossover. Второе слово в этом названии действительно соответствует истине, а вот что касается MINI… Впервые автомобиль этой марки по своей длине преодолел планку 4 метра. Колесная база выросла до 2,6 метра, а ширина — до 1,83! Странно, но именно о полном приводе в доступном прессе описании модели говорится сдержаннее всего. Стала ли схема MINI Twinster основой при создании Crossover, остается лишь гадать. Зато что касается «надстройки», то бишь кузова, тут есть о чем рассказать.

Автомобиль пятидверный, но двери не обычные. Справа все традиционно, а вот слева задняя дверь по схеме работы напоминает сдвижную, но не катится по пазам, а подвешена на хитроумной петле. Подобная же конструкция применена и для пятой двери, что позволяет открывать ее на тесной парковке. Стекла всех дверей безрамные, и все открывающиеся. Но если даже при всех открытых окнах воздуха покажется мало, можно распахнуть и крышу — сзади или спереди.

Аналогичный MINI Moke некогда существовал и в полноприводном варианте, правда, всего в паре экземпляров. Зато его переднеприводные собратья удивляют туристов и по сей день

Машина «по-честному» четырехместная: задние сиденья индивидуальные и, как и передние, разделены между собой своеобразным рельсом MINI Center Rail, на котором крепятся различные приспособления. Например, отдельная аудиосистема, всевозможные ящички, держатели чашек и очков, столик для ноутбука — тут ваша фантазия ничем не ограничена. Мы же выскажем предположение, что этот рельс выполняет и более важную функцию: дает место для тоннеля карданного вала в полу.

Еще одна близкая сердцу читателей «Вокруг света» деталь интерьера — блок управления и отображения информации, выполненный в виде глобуса. Он так и называется: MINI Center Globe. Вместо отметок широты здесь расположились деления спидометра, а на экваторе — лампочки индикаторов. Два полушария автономны и представляют собой дисплеи для пассажира и водителя. Пока один смотрит на карту навигатора, второй может без помех путешествовать по Интернету.

Самая же поразительная новация — это, пожалуй, процесс пуска двигателя с помощью ключа-шарика — Keyball. Его нужно вложить в отверстие «глобуса» в районе Северного полюса, откуда он под «земной поверхностью» перекатится вниз и остановится перед отверстием на западе, где на него можно будет нажать пальцем. Второе нажатие остановит мотор и ключ-шарик выкатится через выемку в районе Антарктиды… Таким образом, любое путешествие на MINI Crossover превращается в путешествие «вокруг света»!

Концепты редко появляются в серии в неизменном виде. Наиболее экзотические решения, как правило, так и остаются в единственном экземпляре. Но вот сама идея сделать MINI Crossover, думается, была с хорошим прицелом на будущее.

Рубрика: Автодром
Просмотров: 4933