Капова пещера ждет археологов

01 апреля 1960 года, 00:00

Кандидат биологических наук А.В. Рюмин, обнаруживший следы настенной живописи в пещере на Южном Урале, считает, что рисунки принадлежат к эпохе древнекаменного века. Его сообщение в Институте археологии Академии наук СССР, сделанное в ноябре 1959 года, вызвало большой интерес ученых. В этом номере мы помещаем отрывки из записок А.В. Рюмина о его находке, высказывания профессора Н.И. Соколова, видного советского спелеолога, и кандидата исторических наук О.Н. Бадера, руководителя предстоящей экспедиции в Капову пещеру.

Тайна древнего Урала

Каш небольшой отряд подходит к южной границе государственного Башкирского заповедника. Вокруг раскинулся суровый горный край. В снежной долине спит подо льдом широкая, полноводная реке Белая.

Последний спуск на лыжах с гор в долину — и перед нами гигантская скалистая арка высотой более 40 метров. Это вход в Капову пещеру, известную туристам красотой своих залов и галерей.

Впрочем, нас влечет сюда не экзотическая нарядность подземных гротов. Изучая вопрос о происхождении первобытного человека, историю его развития, мы не случайно заинтересовались Каповой пещерой. Ее размеры, сухость и сравнительная доступность галерей — все это наталкивало на мысль, что пещеру мог использовать человек древнекаменного века. Раньше на Урале не находили следов самостоятельной культуры первобытного человека. Но несколько находок палеолитических стоянок говорили о том, что первобытный человек там встречался.

Мы вошли под гулкие каменные своды Каповой пещеры. Дневной свет сменился полумраком. Включили фонари. Путь труден, то и дело приходится преодолевать крутые, скользкие обрывы, каменные осыпи. Веревки, лестницы, оставленные прежней экспедицией, настолько прогнили, что при первом прикосновении рассыпаются в прах. Нам приходится рассчитывать лишь на собственную ловкость и заранее припасенные веревки.

Просторный проход вывел в сухие гроты. На песчаном полу найдены медвежьи следы и следы рыси. Это говорит о многом: обычно пещеры, обжитые зверями, давали пристанище и первобытному человеку.

Но нет ли здесь рисунков, сделанных людьми древнекаменного века? Щупаем фонарем стены. Никаких следов. Видны только светлые потеки. 14 часов исследуем мы подземные пещеры, 14 часов щупаем фонарями стены, внимательно разглядываем каждое пятно. Все меньше надежд на счастливую находку. Неужели наши догадки не оправдались?

Мы уже собирались покидать пещеру, когда один случайный взгляд уловил на стене пещеры неясные, но как будто знакомые очертания. Медведь! Голова зверя была изображена темно-красной охрой. Нос, крутой лоб, круче, чем у современного, большие уши и могучая шея. Настоящий пещерный медведь! Неподалеку темно-желтой охрой изображен олень. Он замер, повернул голову и внимательно вслушивается — откуда идет опасность. Вскоре экспедицией были найдены рисунки волка и льва. С волнением продолжаем осмотр. Нам открываются все новые и новые рисунки. Вот зубр яростно бросился на врага. Невольно хочется посторониться, чтобы взбешенный бык промчался мимо. А вот клык, как сабля, торчит вниз. Кажется, ревущий от ярости зверь сейчас бросится на добычу. Он похож на саблезубого тигра.

По палеонтологическим данным, саблезубый тигр вымер намного раньше, чем появился первобытный человек. Как же объяснить тогда появление рисунка? Загадку решат только дальнейшие исследования.

Большинство рисунков сделаны мастерски. Многие звери переданы в движении: они мчатся, бегут, прислушиваются, ревут и бросаются на жертву. Первобытный человек рисовал их глубоко в недрах пещеры, в 200—350 метрах от входа. Он пользовался охрой и углем, иные рисунки выцарапаны на камне.

Некоторые рисунки разрушены временем... Мы подсчитали самые четкие. Их более десятка. Стиль первобытных художников, места находок, виды изображенных животных говорят о том, что рисунки относятся к эпохе древнекаменного века. Возраст их равен нескольким десяткам тысяч лет... Это первые пещерные палеолитические изображения, обнаруженные на территории нашей страны.

А. Рюмин


Экспедиция даст ответ

Изучение пещер представляет многосторонний научный интерес. Их подземный мир изучают и географы, и геологи, и минералоги, и петрографы, и биологи (главным образом зоологи), и историки-археологи, и представители других научных дисциплин.

Находка А.В. Рюминым следов древних рисунков в Каповой пещере у южной излучины реки Белой может оказаться очень интересной, если подтвердится достоверность рисунков и их древнейший, палеолитический возраст. Пока, к сожалению, у нас нет уверенности ни в том, ни в другом. Но уже сейчас можно твердо сказать, что автор находки во многом ошибается: так, на Урале в эпоху верхнего палеолита, к которому могут относиться древнейшие рисунки человека, уже не жили ни саблезубые тигры, ни животные «знойной Африки».

Только после экспедиции, организуемой летом этого года Институтом археологии Академии наук и Государственным историческим музеем для проверки сведений А.В. Рюмина, можно будет с уверенностью судить о значении его открытия.

О.Н. Бадер, старший научный сотрудник Института археологии Академии наук СССР

Цифрами на схеме обозначены места, где были найдены изображения: 1 — волка, 2 — пещерного медведя, 3 — льва, 4 — лошади.


Капова пещера нуждается в комплексных исследованиях

Южный Урал и Южная Сибирь — непочатый край для исследований археологов и спелеологов (подземных альпинистов). Наблюдения, сделанные кандидатом биологических наук А.В. Рюминым, наглядно свидетельствуют об этом.

Я знаком с мезолитической и более поздней наскальной живописью, изученной профессором А.П. Окладниковым и доцентом П.П. Хороших в Южной Сибири. Часть рисунков, сфотографированных Рюминым, на мой взгляд, напоминает эти «писаницы» Сибири, часть же похожа на рисунки более древней эпохи — последних периодов палеолита. Конечно, конкретную хронологию южноуральской наскальной живописи установят лишь исследования археологов. Ясно одно: наблюдения Рюмина представляют большой научный интерес, и не только для археологии.

Несомненно, что палеонтологи заинтересуются изображениями пещерного медведя и животного, схожего с саблезубым тигром. Они исполнены в реалистической манере, свойственной первобытным художникам-охотникам. Сравнение этих рисунков с теми, которые сделаны на основе найденных при раскопках костях и черепах вымерших животных, показывает, что древние художники умели верно схватывать облик своих «героев». Анализ рисунков Каповой пещеры позволит более ясно представить фауну древнейших эпох.

Много проблем возникает в связи с геологическим и гидрогеологическим исследованием Каповой пещеры. Вызывают интерес строение ее залов, промытых в известняке подземной рекой, ее озера, а также не изученные еще и, очевидно, весьма обширные карстовые полости. Тщательное гидрогеологическое обследование даст ценные сведения для ответа на вопрос, как формируются подземные воды Южного Урала и Приуралья.

Определение датировки наскальной живописи поможет нам разгадать и «возраст» Каповой пещеры, а следовательно, скорость развития карста этого района, что имеет большое теоретическое и практическое значение. Я убежден, что комплексное изучение Каповой пещеры не только уточнит датировку наскальной живописи, но и даст много нового другим отраслям науки.

Н.И. Соколов, доктор геологических наук

Просмотров: 11289