Путешествие на экране

01 марта 1960 года, 00:00

Среди многих богатых возможностей, которыми обладает кино, пожалуй, самая замечательная — его способность переносить зрителя в любой уголок Земли, туда, где побывал кинооператор.

В своей статье «Географические кинофильмы — в школу» учитель географии Д. Ковалев правильно оценивает возможности географического фильма и силу его воздействия.

Мы делаем немало видовых фильмов. Для производства их при Московской киностудии научно-популярных фильмов создано специализированное творческо-производственное объединение «Географический киноатлас», научным руководителем которого является известный ученый и путешественник академик Д. И. Щербаков.

Для пропаганды этих фильмов в Москве, при Доме союзов ВЦСПС, организован «Клуб кинопутешествий». Его ежемесячные собрания пользуются огромным успехом. Таким же успехом пользуются и публичные лекции в Политехническом музее, сопровождаемые видовыми фильмами.

Но все это — только капля в море. Ценнейшие пособия по географии, уникальные материалы, редчайшие съемки до массового зрителя, в том числе и до учащихся, почти не доходят, если не считать случаев демонстрации их по телевидению. Впрочем, и это делается без всякой системы, совершенно неожиданно — в порядке «заполнения» антрактов.

В массовом прокате видовые фильмы, напечатанные малым тиражом, проскакивают как метеоры. Они «расписываются» по кинотеатрам, а школам, клубам, отделениям Географического общества они порой просто недоступны.

Вместо того чтобы заказать художественно полноценные и методически грамотные картины, «Школфильм» Министерства просвещения РСФСР переделывает географические фильмы в «более педагогичные», а на деле иногда просто в скучные наукообразные ленты. Географические фильмы, выпускаемые нашими киностудиями, после перемонтажа так «улучшаются», что оказываются иногда по качеству ниже своих «первоисточников». Не имея хороших технических средств, «Школфильм» не озвучивает естественными шумами видовые фильмы, что и порождает «безгласных львов» и «немые водопады».

Письмо Д. Ковалева наводит на мысль, что в некоторых случаях более целесообразно вместо так называемого школьного проката продавать школам особенно ходовые видовые фильмы, как продаются другие наглядные пособия и диафильмы. Напечатанные на негорючей узкой пленке, они безопасны в хранении и просты для показа на школьной кинопередвижке. Учитель сможет в нужное время включить этот фильм-пособие в программу классных и внеклассных занятий.

Свои фильмотеки полезно создать и при районных отделениях общества по распространению политических и научных знаний, при вузах, музеях, крупных клубах. Это поможет по-настоящему ввести кино в учебный и пропагандистский процесс, сделать его подлинным помощником учителя и лектора.

Думаю, что кинематографисты решительно поддержат и предложение Д. Ковалева о том, что вместо многочастевых фильмов, непригодных для урока, пора установить типовую длину короткометражного видового фильма для массового и школьного проката — 10 минут, или одну часть.

Единственно, в чем я не могу согласиться с Д. Ковалевым, — это с его жалобами по поводу исключения из штатного расписания школ должности киномеханика. Мне кажется, что каждый учитель может овладеть немудреной техникой демонстрации школьного кинофильма.

В. Шнейдеров, творческий руководитель объединения «Географический киноатлас», заслуженный деятель искусств РСФСР


Курс на кинофикацию

В письме учителя Д. Ковалева совершенно правильно выдвинута важная задача — нужно добиться максимальной кинофикации преподавания географии.

Особенно велико значение кинопреподавания для вечерних и сменных школ рабочей молодежи, в которых на географию предусматривается в два раза меньше времени, чем в обычных школах.

Демонстрация на уроках географических кинофильмов позволит быстрее и полнее донести до учащихся необходимые знания. Пожалуй, нет такого раздела географии, который нельзя было бы преподнести при помощи учебного фильма. Возьмем, например, раздел «Поверхность суши» из программы для пятого класса. На его изучение в вечерних и сменных школах отводится 3 часа. Весь материал этого раздела можно проиллюстрировать тремя кинофильмами, на демонстрацию которых потребуется всего 28 минут.

Программа по географии седьмых, восьмых и девятых классов дает еще большие возможности для кинофикации уроков.

Поэтому задача органов народного образования и школ заключается в том, чтобы положить конец исключительно словесному методу обучения географии. Нужно стремиться, чтобы все уроки географии сопровождались демонстрацией кинофильмов.

Есть ли для этого условия в наших вечерних и сменных школах рабочей молодежи? Да, есть. Большинство их имеют свои звуковые киноаппараты или могут использовать киноаппаратуру других школ.

Но, к сожалению, фонд учебных кинофильмов в районных фильмотеках очень мал. Часто бывает так, что на 50 школ имеется только 5 экземпляров необходимого фильма.

Вероятно, Министерству просвещения РСФСР необходимо увеличить тираж учебных кинофильмов.

Прав Д. Ковалев и в том, что еще очень мало цветных и звуковых учебных кинопособий. Первые почти не выпускаются, а из 119 географических кинофильмов, приведенных в справочнике Учпедгиза, 73 — немые.

Некоторые кинофильмы безнадежно устарели. Из указанных выше 119 географических кинокартин 52 выпущены до 1950 года, из них около 20 — до 1941 года! Всем ясно, что нельзя иллюстрировать рассказ об экономике Западной Сибири фильмами, выпущенными в 1937 году. Ведь уже нет той Западной Сибири, а есть преобразованная за эти 22 года новая Западная Сибирь. Также нельзя показать и хозяйство Грузинской ССР по фильму, выпущенному в 1948 году. В помине нет той Камчатки, которую мы показываем в фильме выпуска 1946 года.

Закон об укреплении связи школы с жизнью требует от нас, чтобы обучение в школах было связано с жизнью текущего дня, а не с далеким прошлым. Министерству просвещения РСФСР необходимо пересмотреть весь фонд учебных кинофильмов и дать школам больше цветных и звуковых кинокартин, раскрывающих все многообразие нашей жизни.

Н. Матвеев, инспектор школ Мосгороно.

Просмотров: 5162