Знакомьтесь — катамаран

Знакомьтесь — катамаран



Недавно в Горьком произошло событие, которое навсегда войдет в историю кораблестроения. Со стапелей завода имени 40-й годовщины Октября было спущено первое в мире двухкорпусное судно — катамаран. Хотя не закончены ходовые испытания необычного корабля, еще не проверены на практике все расчеты конструкторов, но специалисты твердо заявляют, за катамараном — будущее речного флота.

Не одно десятилетие работали кораблестроители над тем, как увеличить скорость движения судов. Вода, казалось бы, самой природой созданная для быстрой езды, поставила на пути корабля три преграды, три вида сопротивления: сопротивление, оказываемое водой форме корабля, трение воды о корпус и сопротивление из-за образования волн у форштевня судна Два первых препятствия человек одолел, придавая корпусам судов плавные обводы и окрашивая днища и борта специальными красками, которые не обрастают водорослями и ракушками. Но третье препятствие долго оставалось непреодолимым. Ведь чем быстрее идет корабль, тем сильнее противодействие воды, и волна у его форштевня с увеличением скорости становится больше. Поэтому, несмотря на могучие, тысячесильные двигатели, даже лучшие речные грузовые корабли проходили в час не больше восемнадцати километров.

Казалось бы, решение найти несложно. Корпуса кораблей надо делать остроносыми, узкими и длинными. Они будут легко рассекать воду, почти не образуя волн. Но тогда значительно снизится грузовместимость корабля.

Несколько лет назад на заводе «Красное Сормово» родился новый корабль типа «Ракета». Подъемная сила крыла еще раз сослужила службу, но уже кораблестроителям. «Ракета», опираясь на подводные крылья, вырвалась из цепких объятий волн. Стремительный корабль развивал скорость 65 километров в час. Вслед за «Ракетой» на Волге появился «Метеор». Начав курсировать между Горьким и Казанью, он проходил расстояние в 415 километров за восемь часов. «Метеор» обогнал поезд.

А сормовичи уже заложили новый корабль — «Спутник», рассчитанный на 300 пассажиров, и задумали построить океанский крылатый корабль, который будет перевозить 500, 600 человек со скоростью 100 километров в час! Владельцы американского лайнера «Юнайтед Стейтс», которому принадлежит рекорд скорости (63 километра в час), обеспокоены. Голубая лента — международный приз за скорость — ускользает от них.

Узнав о замечательных достижениях советских кораблестроителей, многие иностранные фирмы захотели приобрести у нас лицензию на строительство крылатых судов.

Победа казалась полной. Но... крылатый корабль поднялся над волнами, а не рассек их. Закон Архимеда — вес воды, вытесненной телом, равен весу тела — оставался в силе. Крылатые корабли воды почти не вытесняли, поэтому они оказались слишком «легковесными» и не могли принять на борт много грузов. Поиски продолжались.

Еще бесстрашные спутники Магеллана привезли в Европу сказочные легенды о летающих судах, которые они встречали в Тихом и Индийском океанах. Испанцы рассказывали, что видели такие корабли далеко от берега. Огромные квадратные паруса, которые несли маленькие суденышки, неожиданно вставали из океанских волн, пролетали мимо каравелл, легко скользя по гребням, и так же неожиданно исчезали за горизонтом. Догнать их испанцы и не пытались.

Древние мореходы Океании, Новой Гвинеи, Малайи, Южной Африки больших кораблей не строили. Но, несмотря на это, они ухитрялись совершать тысячемильные океанские переходы. Было у древних лодок приспособление, позволявшее им преодолевать волны и ветер, — балансир, бревно, прикрепленное жердями параллельно лодке. Иногда балансир заменяла вторая лодка. На настиле, который соединял их, хозяин ставил хижину и под огромными парусами бороздил океан, легко побеждая бури и штормы. Надежность таких судов была проверена тысячелетиями.



Можно ли применить этот принцип судостроения при сооружении больших современных кораблей? Над этим вопросом стал работать профессор Горьковского института инженеров водного транспорта Михаил Яковлевич Алферьев. В бассейне института одна за другой стали появляться модели необычных судов — катамаранов. Михаилу Яковлевичу удалось установить, что два корпуса, соединенных вместе одной платформой, при движении с большой скоростью совсем не образуют волн. Они скользят по воде, как беговые коньки по льду. Это открытие Алферьев назвал катамаранным эффектом.

Тысячи опытов с разными моделями катамаранов проделал ученый, прежде чем окончательно убедился, что на пути увеличения скорости кораблей пал последний бастион — сопротивление воды из-за образования волн, Алферьев установил, что скорость грузового катамарана может превысить сто километров в час.

В затоне завода имени 40-й годовщины Октября рядом с зимующими здесь красавцами теплоходами стоит первый грузовой катамаран. Он невелик. Его длина семьдесят метров, ширина пятнадцать, катамаран будет перевозить 600 тонн груза. 3 обоих корпусах установлены двигатели мощностью в 540 лошадиных сил каждый. Стальные переборки разделяют корпуса на отсеки. В средних отсеках помещаются баки с горючим; в носовые балластные отсеки в случае необходимости можно закачивать воду. На корме широкой палубы, соединяющей корпуса, возвышается небольшая надстройка. Здесь находятся кубрики, подсобные помещения. Все управление кораблем сосредоточено в рулевой рубке. Трюмов на катамаране нет совсем. Грузы разместятся на палубе, что намного ускорит погрузку и разгрузку корабля.

Обычно новый тип корабля, прежде чем завоевать место на голубых дорогах, не один год проходит испытания, и если проверка всех узлов заканчивается успешно, получает «добро». Катамаран, еще не совершив первого рейса, нашел так много приверженцев среди специалистов, что на стапеле завода уже заложен второй катамаран, пассажирский,— небывалый случай в истории кораблестроения.

Пассажирский катамаран уже получил имя: «Отдых». Путешествовать на нем будет гораздо приятнее, чем на теплоходах старого типа,— катамараны почти не знают качки. Теплоход такого же размера, как «Отдых», берет на борт 250 человек, а теплоход-катамаран рассчитан на 680 пассажиров. На его просторных палубах разместятся эстрада, музыкальный салон, читальный зал.

Грузовой катамаран будет ходить в этом году, как говорят волжане, «первую воду». Летом начнутся ходовые испытания «Отдыха», а инженеры Горьковского центрального конструкторского бюро речного флота уже нашли катамарану новое применение. Они проектируют катамаран-плотовоз. За один рейс он сможет перевезти больше 6 тысяч кубометров леса. Для водохранилищ-морей горьковчане предлагают катамаран-паром. Небольшая осадка позволит ему приставать прямо к берегам.

Работа над новым типом судна — катамараном только началась. Кораблестроителям предстоит еще много сделать, чтобы использовать все возможности, которые открывает перед речным флотом этот удивительный корабль. Но уже сейчас можно сказать уверенно: новому быстроходному кораблю — большое плавание...

Ю. Гаврилов / Фото автора

 
# Вопрос-Ответ