Арктический фейерверк

01 августа 1971 года, 00:00

Впечатляющее зрелище представляло собой рождение из глубин Атлантики в ноябре 1963 года острова Суртсей (архипелаг Вестнанн-Аэйяо. Исландия).

Остров Ян-Майен затерялся в водных просторах Северной Атлантики, на границе между Норвежским и Гренландским морями; Остров суров и невелик — площадь его всего лишь 380 квадратных километров. Возник он много тысячелетий назад в результате вулканического извержения, но на памяти человека недра его мирно спали. О былом напоминал лишь кратер на вершине горы. И вдруг исполин «проснулся»!

Вот как это произошло.

В ночь на 20 сентября 1970 года с борта японского рейсового самолета, пролетавшего над Ян-Майеном, было замечено багровое зарево и гигантские клубы дыма, окутывавшие остров. Летчик немедленно послал сообщение в эфир.

Сообщение это явилось полной неожиданностью для норвежских ученых, так как сейсмическая станция на Ян-Майене была за несколько месяцев до этого демонтирована по причине устарелого оборудования. Правда, на Ян-Майене были люди — сотрудники научной станции. Но они жили на другом конце острова и ни о чем не подозревали. «Мы ощущали частые подземные толчки, — рассказывал впоследствии один из зимовщиков, — но, поскольку такие толчки на Ян-Майене дело обычное, никто не обратил на них особого внимания».

Вскоре начали поступать сообщения и с других самолетов. Активность вулкана нарастала с каждым часом, и было принято решение эвакуировать сотрудников научной станции, составлявших все население острова.

К месту событий вылетел директор Норвежского полярного института Туре Ельсвнк. Была организована научная экспедиция. Когда наблюдательное судно «Хеймдаль», на борту которого находились члены экспедиции, подошло к берегам Ян-Майсна, глазам людей представилось поразительное, почти фантастическое зрелище.

В горе открылось четыре кратера. На северном склоне забил мощный фонтан высотой около 600 метров. Это был гейзер светящихся сгустков пыли и обломков камней, которые с огромной силой выбрасывались вверх и, рассеиваясь, исчезали в небе. На южном склоне три кратера — трещины, до двух километров каждая, возникали одна над другой, и потоки раскаленной лавы низвергались многоступенчатым каскадом. Сливаясь вместе, огненные реки устремлялись к морю. Температура лавы была около тысячи градусов, и от соприкосновения с ней море закипело. Вдоль берега от воды поднимался пар, точно в гигантской парной бане. Даже на расстоянии около километра от берегов Ян-Майена море нагрелось до 39° С. Члены экспедиции шутливо сокрушались, что не захватили с собой рыболовные снасти. Ведь попавшую в сеть треску можно было бы сразу же подавать на стол! Зато этим обстоятельством в полной мере воспользовались птицы, целыми стаями кружившие над водой. Вероятно, впервые за всю их птичью жизнь в их «рацион» попала вареная рыба...

Застывшая лава образовала новые берега, и, таким образом, территория Норвегии теперь увеличилась примерно на 4 квадратных километра.

Первые несколько дней вулкан бушевал. Затем извержение перешло в более спокойную фазу. Зимовщики Ян-Майена возвратились на остров. Однако наблюдение за вулканом продолжалось и с моря и с воздуха.

Извержение на Ян-Майене явилось, пожалуй, самым знаменательным событием минувшего года для ученых Норвегии. Интересно это событие и для мировой науки, так как приполярные широты Земли бедны действующими вулканами. А вулкан Ян-Майена к тому же самый северный на планете. Да и вообще, не так уж часто просыпаются тысячелетиями дремлющие вулканы и на глазах людей рождаются новые участки суши.

Впрочем, не только ученые, но и все норвежцы восторженно приняли сообщение о том, что у них в стране появился «свой» активный вулкан. Один из журналистов с шутливой гордостью писал: «До сих пор Норвегию называли «страной фьордов», «страной ледников», «страной викингов» — теперь Норвегия станет и «страной вулканов».

В. Соколов, Ф. Золотаревская, сотрудники Научно-исследовательского института геологии Арктики

Взрыв под водой

22 февраля 1971 года в 07 часов 30 минут местного времени взорвался подводный вулкан Каруа, расположенный под 16°50' южной широты, 168°32' восточной долготы, вблизи архипелага Новые Гебриды. Облако дыма и пепла достигало в высоту по меньшей мере километр.

Взрывами, происходящими по нескольку раз в минуту, выбрасываются крупные обломки породы. К 10 часам 23 февраля из-под воды появился остров пепла, достигший одного метра высоты над приливным уровнем. Его длина примерно 200 метров, ширина — около 70 метров. Поверхность острова усеяна скальными обломками.

Извержение Каруа в 1897—1901 годах уже порождало остров. Он просуществовал примерно полгода, пока не был размыт морем. Следующее крупное извержение было в 1948— 1949 годах, когда из-под воды появился вулканический конус, но и он быстро исчез под волнами. Ныне остров Каруа возникает в третий раз за последние сто лет.

Из телеграммы доктора Дж. Малика, Новые Гебриды.