Где же ты, Люличан?

01 ноября 1988 года, 00:00

Художественный салон на улице Люличан.

Задолго до моей поездки в Пекин знакомые, бывавшие там, настойчиво советовали в первую очередь побывать на этой улице. Описывали крошечные, покосившиеся от времени, полутемные лавочки, заваленные старыми книгами и рукописями, уставленные фарфоровыми вазами, бронзой и серебром. Да и само певучее название — Люличан — притягивало, не давало покоя.

Задолго до моей поездки в Пекин знакомые, бывавшие там, настойчиво советовали в первую очередь побывать на этой улице. Описывали крошечные, покосившиеся от времени, полутемные лавочки, заваленные старыми книгами и рукописями, уставленные фарфоровыми вазами, бронзой и серебром. Да и само певучее название — Люличан — притягивало, не давало покоя.

В магазине, где торгуют каменными печатями.

И вот Пекин, встречи, разговоры о Москве. Наконец спрашиваю: «А как попасть на Люличан?» В ответ — задумчивые улыбки, таинственные вздохи, и вдруг непонятное, короткое и резкое, оборвавшее сказку: «А Люличан больше нет!»

Принято решение реконструировать Люличан, снести старые лавки и магазинчики, расширить улицу, построить новые здания.

И все же я надеялась: не могла она исчезнуть, что-то должно было остаться от этого заповедного уголка Пекина.

Наконец я оказываюсь на узкой улице, изрытой котлованами, покрытой строительными лесами. Среди этого хаоса — одноэтажное серое бетонное здание — художественная мастерская Жунбаочжай. Здесь изготавливают и продают репродукции китайской традиционной живописи в технике цветной ксилографии. Да еще в конце улицы небольшой магазинчик, в котором продают каменные печати. Такой я запомнила Люличан в самом начале восьмидесятых годов.

Потом осенью 1984 года, к 35-й годовщине образования КНР, на Люличан открыли несколько книжных и антикварных магазинов.

В зданиях, выполненных в стиле позднецинской архитектуры, закипела торговля произведениями искусства. Говорят, тем, кто не видел старую Люличан, новая улица понравится: золоченые терема, фонари в духе XIX века...

Но какой же ты была, Люличан, как родилась?

Вход в антикварный магазин.

Справочники и путеводители рассказывают: история улицы восходит ко временам Танской династии — 618—907 годы. Позже, в эпоху Юаньской династии (1280—1368) здесь стали появляться печи для обжига глазурованной черепицы. «Люличан» и означает: «мастерская по изготовлению глазурованной черепицы». При династии Мин (1368—1644) производство расширилось — Пекин превращался в императорскую столицу, шло бурное строительство дворцов и резиденций. Здесь начинают изготавливать глазурованные навершия для крыш, керамические фигурки, наличники обрамления окон, разного назначения плитки и рельефы. Рядом с мастерскими появляются лавочки со сладостями и игрушками. Здесь же можно было купить книги и «четыре драгоценности» для занятий каллиграфией — кисточку, тушь, тушечницу и бумагу.

В период правления цинского императора Цяньлуна (1736—1796) Люличан переживает расцвет. Тогда она становится и местом встреч ученых, поэтов, а также соискателей чина, приезжавших в Пекин для сдачи императорских экзаменов. Во времена Цяньлуна здесь были открыты около тридцати книжных лавок, работали типографии.

Особенно оживленно на Люличан становилось на Новый год в Праздник фонарей: продавали лубочные картинки, бумажные фонарики, игрушки.

Каждый магазин старой Люличан имел свою специализацию. И сегодня над входами в современные магазины на черных лакированных досках с любовью выписанные иероглифы воспроизводят их прежние поэтические названия, например: Юньгучжай — «Студия чарующей древности», Баогучжай — «Студия драгоценной древности», Маоюаньгэ — «Кабинет изящной каллиграфии», «Цинюньтан — «Храм счастливого облака».

В оформлении интерьеров магазинов использована антикварная мебель, фрагменты резьбы. На вторых этажах устроены небольшие музейные экспозиции: коллекции свитков, кистей, табакерок, мелкой пластики. В реставрационных работах участвуют историки, архитекторы, искусствоведы.

Ирина Алешина

Рубрика: Без рубрики
Просмотров: 5436