Электронное вече

01 декабря 2007 года, 00:00

Электронная демократия — перспективный способ избавить учет и контроль гражданской воли от человеческого фактора и передать его холодному и неподкупному рассудку компьютерных программ.

Уинстон Черчилль как-то сказал: «Демократия — худшая система правления, за исключением всех тех, что время от времени применялись раньше». Современный мир в целом согласен с Черчиллем — большая часть стран сегодня наслаждается той или иной формой демократического правления. С точки зрения теории систем демократия гораздо сложнее авторитарных моделей с неограниченной полнотой власти, где задача-минимум по управлению государством сводилась к обеспечению стабильности системы, чтобы она не пошла «вразнос», что не сложнее управления ядерным реактором. При демократии сам управляемый объект может повлиять на своего управителя, появляется дополнительный контур обратной связи и целый ряд сложных процессов, изучением которых занимается теория хаоса. Но, так или иначе, все решают голоса — акты волеизъявления свободных граждан.

Демократия может быть прямой, когда граждане сами принимают все важные решения и лишь поручают их исполнение государственным органам, и репрезентативной, при которой избранным представителям делегируют всю полноту власти, ограниченную, впрочем, законодательством. Прямая демократия родилась еще в полисах Древней Греции, если не раньше, но до наших дней дожила лишь в Швейцарии. Все дело в высокой стоимости самой процедуры голосования. Например, организация выборов в Государственную думу Российской Федерации в 2007 году обойдется более чем в 4,3 миллиарда рублей. В случае прямой демократии всенародные референдумы проводятся чуть ли не каждый месяц. Маленькая Швейцария может позволить себе подобную роскошь, а остальным приходится экономить. Фактически репрезентативная демократия — это удешевленный, «бюджетный» вариант прямой: все равно как вместо заказа по меню в ресторане выбирать из нескольких абонементов на комплексный обед. За экономию, как известно, всегда приходится чем-то платить: выбрав себе власть, граждане в значительной мере лишаются возможности влиять на ее действия.

  
В Индии установлено более миллиона электронных машин для голосования. Это повышает надежность и экономит тысячи тонн бумаги
До недавнего времени ограничение права граждан на участие в управлении своим государством периодическими выборами власти было неизбежным. Равно как и недостатки традиционной процедуры голосования — с кабинками, бюллетенями и членами избирательных комиссий, которые трясущимися руками пересчитывают драгоценные листки. Именно эта процедура, а если конкретнее, то само создание избирательных участков и печатание бюллетеней делают выборы такими дорогими. К тому же буквально на каждом этапе процедуры голосования есть уязвимые места, которые могут привести к искажению результатов. Скажем, где гарантия, что независимые наблюдатели действительно так уж независимы и дотошны? Кто скажет наверняка — не было ли подброшено в некоторые урны некоторое количество свежеотпечатанных и предварительно заполненных бюллетеней, или, наоборот, — все ли мнения, властям неугодные, корректно подсчитаны? И хотя традиционная система голосования не дает ответов на эти вопросы, сомневаться в правильности результатов выборов часто считается дурным тоном. Решили — значит решили.

Новые электронные технологии могут заметно изменить наши представления о выборах и вообще — о демократии. Не нужны больше бюллетени, шифрование защищает от подтасовок на местах, ну а доступ в Интернет по нынешним временам вообще практически бесплатный. Радикальное сокращение расходов на проведение плебисцита позволит выносить на всенародное решение гораздо больше важных вопросов. У крупных государств впервые появляется возможность попробовать элементы прямой демократии вместо дешевой репрезентативной. И все же путь к электронной прямой демократии далеко не столь прост и прям, как может показаться.

Прежде всего надо понимать, что электронное голосование — это лишь технология, которая не может избавить от недостатков, присущих голосованию, как таковому. Например, если бы собакам предложили выбирать между Герасимом и академиком Павловым — выбор оказался бы трудным. И когда сходные ситуации возникают у людей, стыдливый крестик напротив пункта «против всех» не спасает — свято место, как известно, пусто не бывает. Но выдвижение кандидатов — процесс совершенно независимый от техники голосования и требует отдельного обустройства. То же самое можно сказать о манипуляции общественным мнением, популистских обещаниях кандидатов и склонности людей предпочитать краткосрочную выгоду долгосрочной. Эти проблемы и способы их решения — совсем другая тема.

  
Избирательная комиссия в Ричмонде, штат Вирджиния, анализирует распечатки результатов электронного голосования на выборах в сенат
Следует различать электронное голосование с сохранением избирательных пунктов, куда нужно приходить, и удаленное голосование через Интернет. В первом случае вместо урн устанавливаются электронные автоматы, и сэкономить удается только на бумаге (зато надежнее контролируется честность голосования). Во втором случае никуда приходить не надо, и повлиять на судьбы страны можно, не вставая с удобного кресла перед компьютером, но тогда возникает множество трудных вопросов, связанных с обеспечением безопасности всего процесса. Как известно, Интернет — штука ненадежная, там бродят вирусы, рыщут хакеры и хулиганят спамеры, и в такой вот опасной атмосфере приходится вершить дела государственной важности.

Но в наибольшей степени внедрению прогрессивных новых технологий препятствует то, что по сравнению с шуршащими бумажками компьютерные системы гораздо менее понятны простому обывателю (а ведь именно простые обыватели — основная движущая сила современного демократического процесса, и именно на их соблазнение направлены усилия политиков). В самом деле — на бумаге все видно, а что там происходит внутри компьютера— решительно никому не понятно, кроме загадочных красноглазых программистов. С другой стороны, что происходит внутри избиркома — тоже никому не понятно, включая программистов, но это хоть в принципе можно себе представить. А вот как именно учел ваш драгоценный голос автомат для голосования — тайна, покрытая мраком. Кто защитит простого избирателя, если бездушный автомат подтвердит ему, что голос отдан за Петю, и на самом деле ехидно засчитает его за Васю, а государственная избирательная комиссия, опекаемая Васей же, подтвердит, что все в порядке? Как ни крути, а единственный человек, которому избиратель может доверять при совершении акта голосования — он сам, и у него должна быть возможность собственноручно и достоверно проверить правильность учета его голоса. Системы, которые позволяют осуществлять такую проверку, обозначаются аббревиатурой E2E — от «end-to-end auditable voting systems».

К числу основных способов нарушения честности выборов со стороны их организаторов относятся «мертвые души» (вброс бюллетеней) и «уничтожение улик» (игнорирование неугодных голосов). При бумажном голосовании наблюдатели на протяжении всей процедуры должны внимательно «следить за руками» организаторов. В электронном варианте все проще: достаточно просто публиковать списки всех проголосовавших после подведения итогов выборов (разумеется, без указания, кто за кого голосовал). Каждый избиратель может свериться со списками и проверить, совпадает ли факт его посещения избирательного участка с тем, что по этому поводу думает избирательный комитет. И в случае обнаружения несоответствия — бить в набат.

Этапы процедуры голосования

Определение объектов голосования (по каким принципам партии, кандидаты, инициативы попадают в бюллетени)
Определение субъектов голосования (составление списков избирателей согласно избирательному законодательству)
Доведение информации об объектах голосования до избирателя (тут подключаются СМИ, блоги, листовки, слухи и надписи на заборах)
Обеспечение технической возможности голосования (организация избирательных участков, изготовление и охрана бюллетеней)
Аутентификация избирателей (сверка удостоверения личности с физиономией предъявителя и списком избирателей)
Обеспечение безопасности и анонимности голосования (никто не видит, за кого вы отдали свой голос в кабинке)
Собственно, акт голосования (минутное проставление галочек и крестиков)
Наблюдение за процедурой голосования (независимые наблюдатели во все глаза смотрят, чтобы в урну не подбросили чего лишнего)
Подсчет голосов (и здесь присутствуют независимые наблюдатели, но этого мы с вами уже не видим)
Сбор данных (данные передаются в центр обработки, и там их кто-то суммирует)
Интерпретация результатов (в согласии с законодательством)

Битва за анонимность

Сложнее противодействовать подмене результатов голосования. Каждый избиратель должен иметь возможность проверить, что его голос учтен правильно, но при этом не должна нарушаться анонимность, которая является важнейшим свойством демократической процедуры голосования. Благодаря ей правящий режим не может узнать, кто голосовал против него и преследовать своих противников, и, кроме того, мнение уже проголосовавших граждан не влияет на решение еще не определившихся. Мешает анонимность и продаже голосов (впрочем, тут одной анонимности мало: в Мексике, например, были выявлены случаи продажи голосов, когда в качестве доказательства предъявлялся снимок заполненного бюллетеня мобильным телефоном).

  
Такие машины для голосования были установлены в Техасе к выборам 2006 года. Согласно требованиям принятого незадолго до того закона их интерфейс позволяет людям с ослабленным зрением и ограниченной подвижностью голосовать без посторонней помощи
К сожалению, при электронном голосовании нередко оказывается, что как раз те методы, которые обеспечивают защиту от мошенничества, зачастую ставят под угрозу анонимность. Тем не менее решить эту проблему можно. Для этого нужно заранее составить, раздать по избирательным участкам и опубликовать в Интернете списки уникальных кодов, которые будут случайным образом выдаваться на экран избирательного автомата сразу после голосования. В простейшем случае код может состоять из номера участка и числа от 1 до N — количества приписанных к участку избирателей. Гражданин, желающий контролировать процесс, записывает или запоминает свой код. По окончании голосования в списке кодов в Интернете появляется информация о сделанном выборе. Она не нарушает анонимности голосования, поскольку никто, кроме самого избирателя, не знает, какой ему достался код. Зато он сам может убедиться, что лично его голос учтен правильно, а видя результаты голосования под другими кодами, проверить, что не было мошенничества при подсчете голосов. Наконец, сверив число отданных голосов с числом зарегистрировавшихся избирателей, можно убедиться в отсутствии «мертвых душ». А вот продавать голоса при такой системе трудно: свой код избиратель видит только на экране и ему нечего предъявить в качестве доказательства сделанного выбора потенциальному скупщику голосов. Ведь даже сами коды известны заранее, неизвестно только, кому какой достанется.

Остается только обеспечить анонимность голосования для самих организаторов. Ведь если автомату нужно предъявлять электронное удостоверение личности, то нет гарантии, что он не сохранит его номер в своих недрах и не свяжет его впоследствии с результатом голосования. Для этого нужно разделить процесс аутентификации избирателя и собственно голосования. В условиях избирательного пункта это можно осуществить, если установить несколько аппаратов для голосования. Тогда удостоверение личности сверяется со списками допущенных к голосованию при входе, а затем избиратель может выбрать любой из автоматов, которым уже не нужно предъявлять паспорт. Но в таком случае важно исключить возможность повторного голосования. Делается это чисто механическим путем — выход из кабинки для голосования возможен только с другой стороны, на улицу (или в буфет). Повторно же зайти в избирательный пункт с тем же самым паспортом уже не получится.

Подобная система обеспечивает надежность, безопасность и анонимность электронного голосования и не требует никаких бумажных документов: все данные, необходимые для подтверждения результатов, публикуются в электронном виде. Но она требует наличия выделенных избирательных пунктов, а не наскоро переоборудованного спортзала в соседней школе.

Выборы для ленивых и занятых

Разработать столь же безупречную систему для голосования через Интернет гораздо труднее. Самой очевидной и, надо сказать, не самой большой проблемой являются вездесущие хакеры, которые в случае внедрения систем электронного голосования могут получить массу предложений о солидной прибавке к пенсии. Современные алгоритмы шифрования достаточно надежны для передачи данных по открытым каналам связи, но у хакеров остается немало способов атаки: например, перехват паролей и ключей шифрования с помощью троянских программ или просто перегрузки систем голосования с целью срыва избирательного процесса. Тем не менее большинство таких проблем может быть решено при грамотном подходе к разработке аппаратных и программных систем, что доказывается успешной работой интернет-банков, где требования к безопасности столь же высоки. К сожалению, на практике многие применяемые системы электронного голосования не отличаются особой надежностью (трудно сказать, по некомпетентности или умышленно), о чем неоднократно предупреждали эксперты в области безопасности.

Но даже при успешном решении других проблем защиты данных и аутентификации избирателя при дистанционном голосовании остается проблема утраты анонимности избирателей перед государством. Следует помнить, что у него есть средства для оперативно-розыскной деятельности, которые делают любую интернет-анонимность весьма условной. И уж чего вовсе не может интернет-голосование — это исключить возможность продажи голосов. Ведь избиратель может голосовать из любого места — хоть из штаб-квартиры правящей партии, при выходе из которой ему вручат небольшой, но ценный подарок.

Наконец, одно из главных достоинств голосования по Интернету — отсутствие необходимости приходить на избирательный участок — может само по себе обернуться крупным недостатком. Голосование подразумевает некоторую гражданскую ответственность. О том, что бывает, когда барьер участия в голосовании слишком низок, можно было судить по прошлогодней интернет-конференции с Владимиром Путиным, организованной поисковым интернет-порталом «Яндекс», вопросы на которую отбирались общим голосованием. Тогда представители президентской администрации с удивлением обнаружили, что больше всего российская интернет-аудитория, как это ни удивительно, интересуется точными датами пробуждения демона Ктулху и начала патрулирования российских границ гигантскими человекоподобными боевыми роботами. Люди голосовали за эти вопросы к президенту так же, как за удачные шутки на развлекательных сайтах. Возможно, если бы им пришлось подняться с дивана и дойти до избирательного участка, они за это время подумали бы о более важных жизненных вопросах.

Швейцарский вариант

Швейцария является единственной в мире страной с прямой демократией, где законодательная власть может реализовываться непосредственно гражданами. Есть, конечно, и избираемый парламент, но право законодательной инициативы принадлежит гражданам. Для выдвижения инициативы на референдум достаточно собрать 50 тысяч подписей за 100 дней. Каждые два месяца проводятся федеральные и кантональные референдумы, в рамках которых происходит всеобщее голосование по тем или иным законам. Таким способом можно и отменить закон, принятый парламентом. Поскольку в условиях прямой демократии процесс голосования происходит намного чаще, чем в случае репрезентативной демократии, в швейцарских кантонах Цюрих, Невшатель и Женева были запущены пилотные программы электронного голосования, в том числе через Интернет. Перед референдумом каждый избиратель может, предъявив паспорт, взять в ближайшем почтовом отделении карточку для электронного голосования, содержащую уникальный номер и секретный код, скрытый под непрозрачным защитным слоем.

На сайте электронного голосования кантона Женева (https://www.geneve.ch/ge-vote/) необходимо ввести номер карточки, поставить галочки напротив нужных вариантов референдума, соскрести с карточки защитный слой, ввести секретный код и получить электронное подтверждение голоса, которое в дальнейшем может быть проверено в администрации кантона.

На этом же сайте можно свериться со сводной таблицей рекомендаций к голосованию от разных зарегистрированных швейцарских политических партий. Данная система не может препятствовать продаже голоса — возможно, поэтому карточка является одноразовой и перед каждым голосованием за ней надо ходить на почту. Правда, сделать это можно в любое время.

Электронное голосование в мире

Австралия — электронное голосование с выделенными избирательными пунктами. Существует с 2001 года.
Бельгия — электронное голосование на избирательных участках, автоматы с идентификацией избирателей по магнитным карточкам. Пилотные программы с 1991 года. Около половины избирателей голосуют электронным способом с 1999 года.
Бразилия — электронное голосование на избирательных участках. Пилотные программы с 1996 года. С 2000 года выборы всех уровней полностью переведены на электронное голосование. Используется более 400 тысяч автоматов американской компании Diebold (сейчас — Premier Election Systems).
Великобритания — эпизодическое использование электронных систем на муниципальных выборах с 2000 года.
Канада — муниципальные выборы используют системы электронного голосования с середины 1990-х годов. Программа интернет-голосования была введена в провинции Онтарио с 2006 года.
Германия — автоматы для электронного голосования применяются при муниципальных выборах. Жесткая государственная сертификация используемого оборудования.
Индия — пилотные программы электронного голосования с 1982 (!) года. С 2003 года муниципальные выборы и выборы уровня штатов используют системы электронного голосования на избирательных участках.
Италия — пилотная программа электронного голосования на муниципальных выборах с 2006 года.
Нидерланды — электронное голосование на избирательных участках активно применяется на выборах всех уровней.
Норвегия — пилотные программы с 2003 года.
Франция — с 2003 года голосование через Интернет возможно для французских граждан, живущих за границей.
Швейцария — системы интернет-голосования для кантональных и федеральных референдумов развернуты в кантонах Цюрих, Невшатель и Женева.
Эстония — на региональных выборах голосовать через Интернет можно с октября 2005 года. В 2007 году — впервые в мире — на национальных выборах возможностью интернет-голосования воспользовались 30 275 человек.

Рубрика: Digital
Ключевые слова: выборы
Просмотров: 7558