Квартал, где рождаются боги

01 июля 1990 года, 00:00

По мнению местных жителей, главная достопримечательность Калькутты — вовсе не торговая улица Чауринги и не парк Майдан, где устраиваются многолюдные празднества, и не старейший университет Индии и не многочисленные музеи, а Кумар Тули, самый «индийский» квартал самого «индийского» города, о котором большинство наводняющих Калькутту туристов и не подозревает.

Впрочем, это неудивительно. Ведь Кумар Тули всего лишь крошечный пятачок в городе-гиганте. Застроен квартал в основном старыми двух- и трехэтажными домами. Назвать их жильем можно весьма условно. Первые этажи со стороны улицы занимают маленькие магазинчики. За ними прячется целый лабиринт комнат, каморок, коридоров, где работают и живут со своими семьями 5 тысяч скульпторов, изготавливающих богов.

Вот уже больше двухсот лет в мастерских Кумар Тули ежегодно появляется на свет бесчисленное количество, статуй бога созидания Шивы, его супруги гневной Кали и их сыновей — шестиголового бога войны Сканды и слоноголового бога мудрости Ганешы, а также других представителей многонаселенного индусского пантеона.

При ближайшем знакомстве таинство рождения небожителей выглядит довольно просто. Берутся упругие жгуты из рисовой соломы, из них делается каркас скульптуры, затем он обмазывается глиной, взятой со дна Хугли, одного из рукавов священной реки Ганг, сушится и раскрашивается. Но за этой кажущейся простотой кроется отточенное веками мастерство. Именно благодаря ему ваятели создают не поделки, а настоящие произведения искусства. Из их рук выходят статуи и статуэтки на любой вкус: большие и маленькие. Есть и такие крупные, которых из-за тесноты в магазинчиках выставляют прямо на улице. За сохранность можно не беспокоиться. Всякий индиец, проходящий по улице Кумар Тули, почитает статуи, как если бы это были настоящие боги.

Поскольку цены довольно высоки, покупатели нередко приобретают богов в складчину. Такой странный способ покупки объясняется тем, что скульптуры в Кумар Тули предназначены не для храмов или домашних алтарей, а для разового использования во время какого-нибудь празднества, а в местном календаре их предостаточно. Взять, например, длящийся пять дней Дурга-пуджу, главный праздник индуистского года в Бенгалии. Только к нему скульпторы делают десятки тысяч статуй. После покупки их расставляют по всей Калькутте: на улицах, площадях и перед домами. Состоятельные владельцы даже нанимают оркестры, часами играющие возле статуй ради их увеселения. Люди целыми днями, а особенно по вечерам, ходят от одной небожительницы к другой, чтобы увидеть как можно больше статуй. Ведь даршан — лицезрение священной статуи — считается важным религиозным деянием, которое зачтется индуисту при будущих перевоплощениях.

Когда же Дурга-пуджу подходит к концу, священные статуи водружают на разукрашенные грузовики или повозки и под музыку и пение торжественно доставляют на берег Хугли, в чьих водах они кончают свое земное существование. Непреложное правило требует, чтобы глина, пошедшая на их изготовление, вернулась туда, откуда ее на время взяли скульпторы Кумар Тули, маленького калькуттского квартала, где рождаются боги.

С. Демкин

Рубрика: Без рубрики
Просмотров: 4772