Пинок за триста батов

01 августа 1973 года, 00:00

Пинок за триста батов

Быть в Бангкоке и не посмотреть сиамский бокс — все равно что не увидеть Сены в Париже, Вавеля в Кракове, собора Святого Петра в Риме. Поэтому, когда меня пригласили в Раджадамнерн Боксинг Стэдиум, одну из самых известных школ этого спорта, я с удовольствием принял приглашение.

Длинная аллея ведет в Раджадамнерн Стэдиум — обширный комплекс зданий и спортивных залов, где живут и тренируются боксеры.

Уже на этой аллее кандидатов поджидает испытание ловкости и силы. Новичка тут могут внезапно атаковать самым свирепым образом, а он должен суметь защититься: иначе ему не попасть в кабинет мадам Чаби Супради, совмещающей в одном лице обязанности владелицы школы, тренера, менеджера и врача. Ее покойный муж был когда-то известным боксером, завоевал звание чемпиона, а окончив спортивную карьеру, служил комендантом военно-морской базы. Выйдя в отставку, он основал боксерскую школу.

Пинок за триста батовМадам Супради, несмотря на почтенный возраст, необыкновенно энергичная женщина, лично оценивает возможности приходящих на просмотр тринадцати — пятнадцатилетних мальчишек. Потом она, словно заботливая, но строгая мать, следит за их первыми тренировками. Способ проведения тренировок и комплекс применяемых упражнений остаются тайной школы, как и длинная череда специальных ритуальных церемоний, предшествующих дебюту ученика на ринге.

В Таиланде существует несколько десятков боксерских школ, и каждая отличается особым ритуалом, особым способом привлечения симпатий зрителей. По самым мелким деталям поведения болельщики безошибочно определяют школу, из которой вышел боксер.

Перед тем как ввести в тренировочный зал, мадам Супради — на всякий случай! — отобрала у меня кино- и фотокамеры.

Зал был заполнен топотом, стуком падений, дикими криками. В школе Раджадамнерн применяется так называемый «ударный метод». Он построен на ежедневных тренировках до полного изнеможения. После легкой разминки спортсмен часа два бегает по залу, по пути награждая тумаками и пинками своих коллег и мешки с опилками. Во время тренировки положен только один десятиминутный отдых: боксеру разрешается сесть на пол со сложенными за спиной руками, ноги же его ожесточенно противоборствуют ногам сидящего напротив партнера.

Спортсмен входит в своеобразный транс (и это считается важнейшим в методе подготовки), после чего перестает чувствовать усталость. Все внимание концентрируется только на двигающихся предметах. В этот момент тренер надевает на голову боксера специальный защитный шлем и проводит пару спортсменов в маленький зал.

С балюстрады зала атакующие друг друга подростки напоминают разъяренных тигров.

Когда положение становится слишком грозным — «нетренировочным», как говорят здесь, тренеры напролом вмешиваются в схватку, рассыпая прямые и боковые удары, крюки и аперкоты. Им почти всегда легко удается расправиться со своими находящимися в трансе питомцами. Но случается, разъяренные тигры, объединившись, атакуют вдвоем наставника. Тому приходится срочно ретироваться, бросив подопечных на произвол судьбы. Впрочем, у тех силы уже на пределе. Достаточно нескольких минут такого звериного напряжения, и кандидат в чемпионы падает в изнеможении на пол.

Тренировки по «ударному методу» продолжаются около года. Новичок учится владеть своим телом, вырабатывает в себе подвижность, психическую устойчивость и отвагу. Тут тренировки становятся менее интенсивными, главное внимание уделяют технике. Ребят обучают не только наносить удары, но и согласовывать их с шумной музыкой, сопровождающей официальные поединки. В этот период спортсмен проводит на ринге только два часа в сутки. В сезон дождей тренировки прерываются. Это время предназначено для отдыха, психической концентрации, внимательного изучения техники лучших мастеров.

Каждый вечер на ринге небольшого зала «Ламфапа» можно посмотреть восемь боев воспитанников мадам Супради и их тренеров. Выход ученика на ринг знаменует собой конец этапа мучительных тренировок. С этих пор боксер получает право зарабатывать себе на жизнь кулаками и пятками (да, именно пятками, ибо в сиамском боксе они работают не меньше кулаков). Вначале малоизвестный боксер получает за бой 300 батов — это примерно 15 американских долларов. Опытный спортсмен получает уже по 2 тысячи батов, но зато ему запрещают выходить на ринг чаще двух раз в месяц.

Пинок за триста батовБой на ринге подчинен строгим правилам. На боксерах только трусики (обязательно голубого и красного цвета, причем голубой цвет выбирает тот из соперников, на счету которого меньше проигранных боев). Бой ведут босиком. В наши дни лодыжку и ступню защищают пластиковым протектором. Хотя перчатки размером меньше обычных, принятых в «смирном» европейском боксе, зато они легче и тверже. Поражать разрешается весь корпус противника, кроме живота и ног. Атаковать можно как руками, так и ногами. Выше всего ценятся удары, нанесенные рукой и ногой одновременно, а среди ударов одной ногой — те, что нанесены по более высокому месту. Бой состоит из пяти трехминутных раундов, разделенных двухминутными перерывами. Правила подсчета очков и чистой победы — как в обычном боксе.

Сиамские боксеры не поражают зрителей ни статью, ни могучей мускулатурой. Как и все жители Таиланда, они скорее малорослы. Их отличительные черты — молниеносная реакция и быстрота нанесения ударов. Как правило, удары достигают цели. Всего доля секунды уходит на нанесение удара и возвращение руки (или ноги) назад. Для человека, впервые пришедшего на состязания по сиамскому боксу, удары практически невидимы.

Оглушительно громкая музыка уже в первом раунде приводит спортсменов в сильное возбуждение. Ритм этой музыки во время боя постоянно увеличивается. В идеале удар, приносящий много очков, следует сочетать с самыми мощными музыкальными аккордами. Такой бой захватывает публику. Зрители встают с мест, кричат как безумные, танцуют в такт музыке боя. Когда экстаз достигает апогея, наиболее пылкие из болельщиков вступают между собой в драки.

Но зал не только развлекается, не просто поддерживает боксеров. Публика очень требовательна, потому что в Таиланде в боксе разбираются все. Прямая трансляция и видеозапись составляют значительную часть вечерней программы телевидения. Репортажи передают и по радио. Перед встречами мастеров организуют тотализатор. Освистывание спортсмена, что даже при тайском темпераменте случается очень редко, равнозначно концу спортивной карьеры. Имя такого боксера попадает в газеты, и ни один менеджер не заключит уже с ним контракта.

Этот вид бокса, как и вообще культ всесторонней физической подготовки, глубоко укоренился в сознании таи. Еще и сегодня жива легенда о правившем в XVI веке царе Наресуэне, который, попав в плен к вторгшимся в страну бирманцам, сказал: «Я одолею всех ваших лучших бойцов (в то время слова «бокс» еще не знали, но правила боя были почти такими же). Если я хоть раз проиграю — убейте меня, но если выиграю — верните мне свободу».

Бирманцы приняли это предложение. Несколько дней спустя царь Наресуэн получил свободу и, встав во главе армии таи, разгромил захватчиков. Эту легенду в Таиланде знает каждый ребенок...

Закрыв за собой дверь «боксерских салонов» мадам Супради, я осторожно огляделся по сторонам. К счастью, никому из учеников Чаби не пришло в голову проверять мой рефлекс и физические возможности...

Мечислав Сташевски

Перевел с польского А. Москвин

Ключевые слова: бокс
Просмотров: 5586