Объемный портрет Луны

01 мая 1971 года, 00:00

«Трое мужчин быстро жестикулировали, как будто спорили друг с другом. Я подошел к ним.

— Хэлло!

Они даже не оглянулись и продолжали быстро говорить. Я ничего не понимал. «Тогда сапай, тогда сапай», — пискливо повторял самый маленький, с брюшком. На голове у него была высокая шапка.

— Послушайте, я ищу гостиницу. Где здесь... — Они не обращали на меня внимания, как будто меня не было.

— Что вы строите из себя глухих? — спросил я, и внезапно с того места, где я стоял, точно из меня, из моей груди, вырвался писклявый крик:

— Вот я тебя! Вот я тебя сейчас!

Я отскочил, и когда появился обладатель голоса, этот толстяк в шапке, я хотел схватить его за плечи, но пальцы прошли насквозь и сомкнулись в воздухе...»

Вот так где-то за пределами XXI века герой фантастического романа Станислава Лема столкнулся с изображениями людей, которые лишь на ощупь отличались от настоящих.

Сейчас, однако, можно предположить, что подобное станет действительностью гораздо раньше — еще в пределах нашего века. Ибо в последние годы началось бурное развитие совершенно новой области науки — голографии, «всесторонней записи» в буквальном переводе.

Голографический снимок воспроизводит оригинал в объеме и цвете. Но это не все. Трудно поверить, что перед глазами находится не сам предмет, а его голографическое изображение. Его можно рассматривать со всех сторон— так, словно это скульптура. При изменении ракурса по поверхности «призрака» бегут тени, световые блики, совсем как по поверхности материального тела. «Призрак предмета» почти столь же реален, как сам предмет!

Голографический способ съемки принципиально отличается от фотографии. Отраженный поток световых волн, который ловит фотоаппарат, несет в себе трехмерный снимок окружающего. Но на пластинке он превращается в двумерный, и мы вынуждены довольствоваться плоскостным, а не объемным изображением. Технические же средства голографии позволяют запечатлеть на пластинке, а затем воспроизвести настоящий — трехмерный — образ действительности. Этот образ может быть «выловлен» из светового потока. Или радиоволнового. Или даже звукового.

Поэтому голография — качественно новый способ видения мира. Световидения, радиовидения, звуковидения... Сейчас эхолот, например, дает лишь графический профиль океанического дна. Радиолокатор — однотонное плоскостное изображение пространства. Но звуколокация или радиолокация в сочетании с голографией позволят увидеть скрытое словно из распахнутого окошка. Акустический сигнал, преобразованный средствами голографии, откроет нам дно океана так, как если бы исчезла толща воды, — в объеме и цвете. Точно так же, словно Землю с борта самолета, благодаря радиолокации и голографии можно будет увидеть поверхность Венеры.

Это, конечно, в будущем. Но уже сейчас по отраженным волнам радиолуча, посланного с Земли на Луну, удалось создать голографический «портрет» лунной поверхности. Проверка показала, что голографическое воспроизведение очень точно передает истинный облик лунного пейзажа.

Рубрика: Без рубрики
Просмотров: 4566