Проверьте свою фантазию

01 ноября 1970 года, 00:00

Проверьте свою фантазию

Среди многих задач комсомола Азербайджана есть и такая — развивать у молодежи республики тягу к изобретательству и научному творчеству. С этой целью в Баку при ЦК ЛКСМ Азербайджана создано научно-производственное объединение «Хикмет». Об одном из направлений работы этого объединения рассказывается в статье.

Попробуйте за полчаса придумать какое-нибудь фантастическое растение.

В рассказе Клиффорда Саймака «Необъятный двор» посланцы инозвездной цивилизации, прибыв на Землю для установления торговых контактов, неожиданно отказываются покупать какие бы то ни было товары. Пришельцев интересуют только новые идеи. И герой рассказа поясняет обескураженному представителю ООН: «Это их метод работы. Они открывают новую планету и выменивают идеи. Они уже очень давно торгуют с вновь открытыми мирами. И им нужны идеи, новые идеи, потому что только таким путем они развивают свою технику и культуру». Пришельцы, например, отказываются покупать банки с краской, но готовы приобрести идею окрашивания; на их планете такая идея еще не появилась. Трудно упрекнуть пришельцев в отсутствии логики: идея окрашивания действительно ценнее многих бочек самой лучшей краски...

Рассказ Саймака написан лет пятнадцать назад. За эти годы пришельцы так и не прибыли на нашу планету, но современная научно-техническая революция сделала очевидной высокую ценность новых идей. Умение генерировать идеи стало одним из важнейших качеств исследователя, как когда-то было умение наблюдать.

Новые открытия и изобретения, новые теории и гипотезы, наконец, просто новые мысли — как можно больше новых мыслей! — без этого нельзя обойтись сегодня, работая на переднем крае науки и техники.

Еще не так давно творческие способности исследователя рассматривались как нечто неделимое. Если время от времени человека «озаряет» — значит у него есть творческие способности, если «не озаряет» — способностей нет. Ныне установлено, что творческие способности представляют собой сложный сплав многих качеств. Назовем хотя бы некоторые из них:

эвристичность — умение видеть неочевидные проблемы;

открытость — умение воспринимать любую информацию под углом зрения своей проблемы;

мобильность — умение переходить .из своей узкой области в смежные или даже отдаленные и решать в них проблемы или вносить предложения, помогающие решению;

независимость — умение противостоять предубеждениям (в том числе своим собственным);

симультанность — умение мгновенно схватывать предмет с разных сторон;

предикторность — умение предвидеть будущие состояния изучаемого объекта.

Психологи насчитывают не менее полутора десятка таких качеств. И каждое имеет структуру настолько сложную, что пока нет возможности дать хотя бы приблизительную его «формулу». Единственно, о чем можно с уверенностью сказать:

все творческие качества включают фантазию. Подобно тому как углерод входит во все органические соединения, фантазия составляет непременный важный элемент всех без исключения творческих качеств. Развивать творческие качества — значит развивать воображение, фантазию.

Не случайно научно-фантастическая литература пользуется такой популярностью среди изобретателей. Благодаря фантастике в привычный (и потому не сулящий особых открытий) ход мыслей врываются неожиданные ассоциации. Научно-фантастическая литература, как справедливо отметил известный писатель-фантаст Артур Кларк, усиливает подвижность и гибкость ума, повышает готовность замечать новое.

Чтение фантастики, безусловно, способствует развитию творческого воображения, но оно, конечно, не может заменить регулярной тренировки. Фантазию надо развивать систематически — путем специальных упражнений.

Проверьте свою фантазию

В школьных и институтских программах еще нет предмета «фантазирование». Но недавно в Баку научно-производственное объединение «Хикмет» при ЦК ЛКСМ Азербайджана организовало двухмесячный молодежный семинар по изобретательскому творчеству, й в программу семинара впервые был включен курс развития творческого воображения. Курс этот, разработанный общественной лабораторией методики изобретательства Центрального совета Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов, основан на системе упражнений и последовательном освоении приемов фантазирования.

Начинается курс с проверочных упражнений, позволяющих выявить исходный уровень способности к фантазии и наметить наилучшую для данной группы программу тренировки. Вот одно из таких упражнений: «Нужно придумать какое-нибудь фантастическое животное». На первый взгляд все очень просто. Представим себе собаку, «добавим» ей орлиные крылья и хвост дельфина — чем не фантастическое животное?.. Так ли уж много мы нафантазировали, механически соединив части известных животных, ведь мы не получили ничего качественно нового. Когда-то такое механическое объединение было очень сильным приемом: мифы, предания, сказки населены множеством фантастических существ (кентавры, русалки, драконы), «сделанных» приемом объединения. Но сегодня к творческой фантазии предъявляются значительно более высокие требования, обусловленные уровнем современной науки. Старый прием изменился, стал более гибким, глубоким. Хорошие образцы нового уровня фантазирования можно найти в научно-фантастической литературе. Так, в рассказе С. Гансовского «Хозяин Бухты» описано животное, способное распадаться на отдельные одноклеточные организмы. Когда надо охотиться, эти клетки объединяются в единый организм, и с морского дна поднимается нечто вроде гигантского спрута...

Кстати сказать, при разработке курса развития творческого воображения все упражнения сначала «испытывались» на писателях-фантастах. Это дало эталоны для сравнения, позволило построить своего рода «шкалу фантазии». Как правило, уровень развития фантазии до начала тренировок весьма невысок. Искра фантазии высекается с трудом — и тут же гаснет.

Это далеко не случайно. На протяжении всей эволюции человеческий мозг приспосабливался оперировать привычными представлениями. Вот человек начал придумывать фантастическое животное — и сразу мысль услужливо подсказывает привычный прообраз («представим себе, например, собаку...»), привычные добавления («...прибавим ей орлиные крылья...»). Тут сказывается психологическая инерция, с которой приходится бороться и ученым и изобретателям; нужны сотни и тысячи попыток, пока мысль, скованная привычными представлениями, преодолеет психологические барьеры.

Вероятно, человеку, впервые увидевшему гимнастические занятия, трудно понять, что это такое: собрались взрослые люди, зачем-то без дела размахивают руками, подпрыгивают на месте, а потом расходятся, ничего не сделав и ничего не добыв... Столь же странными могут показаться стороннему наблюдателю и занятия по тренировке фантазии. А между тем это серьезная и очень напряженная работа. От занятия к занятию осваиваются приемы фантазирования: сначала простые (увеличить, уменьшить, сделать «наоборот» и т. д.), затем более сложные (сделать свойства объекта меняющимися во времени, изменить связь между объектом и средой), мысль приучается преодолевать психологические барьеры. Попросите придумать фантастическое растение — и 10 человек из 10 обязательно начнут видоизменять цветок или дерево, то есть целый организм. А ведь можно опуститься на микроуровень: менять клетку растения, и тогда даже небольшие изменения на клеточном уровне дадут удивительные растения, которых нет и в самых фантастических романах. Можно подняться на макроуровень — и менять свойства леса: опять-таки здесь окажутся интересные и неожиданные находки. Каждый объект (животное, растение, корабль, токарный станок и т. д.) имеет ряд главных характеристик: химический состав, физическое строение, микроструктуру («клетку») и макроструктуру («сообщество»), способ энергопитания, направление развития и т. д. Каждая характеристика может быть изменена, и приемов изменения тоже десятки. Поэтому в курс развития воображения входит обучение фантограммам, тренировка в их составлении и использовании. Фантограмма — это таблица, на одной оси которой записаны меняющиеся характеристики объекта, а на другой — главные приемы изменения.

Богатство фантазии в значительной мере определяется обилием накопленных комбинаций, которые, в сущности, и есть фантограмма. Но до тренировки мозг хранит лишь разрозненные осколки таких комбинаций. А вот в результате профессиональной тренировки эти осколки с годами складываются в подобие целой фантограммы.

За два месяца занятий большинство участников семинара научилось фантазировать вполне профессионально. Разумеется, умение фантазировать не означает умения писать фантастические произведения. Курс развития фантазии имел другую цель — помочь развитию изобретательских качеств.

Изучение техники фантазирования нисколько не похоже на зазубривание шаблонных приемов. Одно и то же упражнение может быть выполнено по-разному в зависимости от личности человека. Здесь, как и в музыке, технические приемы помогают раскрытию индивидуальных качеств, и интересно выполненные упражнения порой доставляют подлинно эстетическое удовольствие, как хорошо сыгранная вещь.

— Возьмите, пожалуйста, объектом дерево, — говорит руководитель занятий, — и используйте прием увеличения.

Слушатель семинара, молодой инженер Н., выходит к доске.

— Итак, надо увеличить дерево. Что ж, пусть его высота будет триста метров, даже четыреста...

— Такие деревья существуют, — замечает кто-то с места.

— Да, — соглашается Н., — но я только начал увеличивать. Допустим, высота дерева тысяча метров. Или две тысячи. Вероятно, ветви деревьев не выдержат собственной тяжести, они работают на изгиб, как консоли, вес увеличивается пропорционально кубу линейных размеров. Значит, ствол высотой в две тысячи метров будет иметь сравнительно небольшие ветви. Продолжим, две тысячи метров, три тысячи...

— Пока нет нового качества, — напоминает руководитель.

— Пусть высота будет десять тысяч метров. Тогда вершина попадет в область вечных снегов. Вот и новое качество...

— Пожалуйста, чуть смелее, — настаивает руководитель.

— Двадцать тысяч...

— Метров?

— Нет. Двадцать тысяч километров!

В зале оживление. Неожиданный скачок: ствол дерева теперь в полтора раза больше диаметра Земли.

— И как выглядит такое... гм... растение?

На доске появляется рисунок.

Проверьте свою фантазию

Впрочем, Н. тут же спохватывается :

— Нет, не так... На ствол будет действовать сила Кориолиса, вершина отклонится. К тому же вершина должна стремиться, вниз, к теплу, к воздуху... Инерция мысли: я увеличивал высоту, тянул ствол вверх. Ствол должен удлиняться, оставаясь у поверхности земли. Сразу отпадает вопрос о прочности. Дерево просто лежит на земле.

— Вероятно, это не единственное дерево, — подсказывает руководитель.

— Конечно. Их много. И в целом это выглядит так.

Появляется третий рисунок.

— Похоже на марсианские каналы... А почему бы и нет? Почему не допустить, что марсианские каналы не просто полосы растительности (была такая гипотеза), а именно глобальные деревья?..

Один из слушателей, астрофизик по специальности, возражает:

— У так называемых марсианских каналов есть ряд особенностей; каждая новая гипотеза обязана их объяснить. Сезонные изменения, например. Удвоение некоторых каналов...

— Очень хорошо, — отвечает Н., — ствол продолжает расти, появляется второй виток, отсюда удвоение... Вообще в условиях Марса дереву выгодно иметь глобальные размеры. Какая-то часть всегда там, где лето. К тому же на Марсе нет океанов, нет гор, ничто не мешает дереву удлиняться...

— Дерево только часть биосферы, — не сдается астрофизик. — Дерево не может существовать само по себе.

— А кто сказал, что на Марсе нет биосферы? — парирует Н. — Она находится внутри дерева, вот в чем дело. Ведь ствол не только длинный, но и широкий. Внутри развивается жизнь, может быть, даже разумная...

Через полчаса фантастическая гипотеза марсианской биосферы сконструирована во всех деталях. Конечно, это чистая фантастика, но, быть может, не менее интересная, чем мыслящий океан, описанный С. Лемом в «Солярисе».

Проверьте свою фантазию

Огромная роль, которую играет фантазия в творческом мышлении, известна давно. Поэтому уже при первых попытках повысить эффективность научного и технического творчества главное внимание уделялось «расковыванию» фантазии. На таком «расковывании» основан, например, метод так называемого мозгового штурма. При мозговом штурме запрещается всякая критика и поощряются любые, даже самые «дикие» идеи: а вдруг какая-нибудь из них наведет на полезную мысль... Стимулированию фантазии в процессе решения творческих задач уделено немало внимания и в методе психоэвристической активизации, разрабатываемом Тбилисским институтом кибернетики.

Однако мозговой штурм и психоэвристическая активизация помогают лучше использовать лишь тот потенциал фантазии, который имеется к началу решения творческой задачи. А потенциал этот обычно невелик. Повышать его надо заранее, со школьных лет.

Курс развития творческого воображения разрабатывается автором статьи с 1963 года. Чтобы выделить эффективные приемы фантазирования, пришлось проанализировать тысячи научно-фантастических произведений, поставить множество экспериментов с участием ученых, изобретателей, писателей-фантастов. Каждое вошедшее в курс упражнение неоднократно испытывалось на школьниках, студентах, инженерах.

Бакинский семинар подтвердил исходное предположение: тренировка воображения быстро повышает уровень творческого мастерства изобретателя. Общественная лаборатория методики изобретательства Центрального совета Всесоюзного общества изобретателей .и рационализаторов приступает к планомерному внедрению курса в программы изобретательских семинаров, ведущихся в ряде городов нашей страны.

Качеством величайшей ценности назвал фантазию Владимир Ильич Ленин. Подобно сильнейшему катализатору, фантазия способна в десятки, в сотни раз ускорить творческий процесс. Нет сомнений, что уже в самом недалеком будущем систематическое развитие фантазии станет неотъемлемой частью интеллектуальной подготовки каждого ученого, инженера, изобретателя.

Итак, проверьте свою фантазию: попробуйте за полчаса придумать какое-нибудь фантастическое растение. Теперь у вас есть с чем сравнивать то, что вы придумаете...

Г. Альтшуллер, руководитель общественной лаборатории методики изобретательства при ЦС ВОИР

Рубрика: Без рубрики
Просмотров: 11672