Притяжение Шаолиня

01 сентября 1989 года, 00:00

Зарождение и развитие ушу неразрывно связано с монастырем Шаолинь, находящимся в горах Соньшань, провинция Хэнань. Монастырь был основан по указу императора в конце V века нашей эры. Позднее жившие там монахи создали свою собственную школу ушу, в основу которой легли древние системы боевых искусств и укрепления здоровья.

Командировка в Китай подходила к концу, а мне никак не удавалось осуществить задуманное: познакомиться с основными видами традиционной китайской гимнастики. Но вот в городе Чанша произошла встреча, которая заставила меня поверить в чудеса, как это ни парадоксально и звучит.

Крошечный зал погружен в полумрак. Маленькая хрупкая китаянка, вытянув руки вперед, держит указательные пальцы друг против друга на расстоянии сантиметров тридцати. На лице — выражение предельной концентрации внимания. Проходит примерно минута — и между пальцами начинает вибрировать нечто наподобие электрического разряда, причем время от времени эта «молния в руках» меняет цвет: она становится то белой, то зеленой, то красной. Затем женщина встает на две пирамидки из четырех пустых спичечных коробков. Она разводит руки, в которые ей подают ведра, до краев наполненные водой. Сосредоточив взгляд на какой-то отдаленной точке, китаянка замирает минуты на полторы. Помощники забирают ведра, и она осторожно сходит с коробков, поднимает их и показывает нам — ни одного сломанного. И тут объявляют, что сейчас любой из присутствующих может испытать на себе сеанс бесконтактной диагностики. Желающий усаживается на стул, женщина проводит ладонями вдоль рук, туловища и ног, не касаясь их, и рассказывает о состоянии здоровья пациента. У одного безошибочно угадана болезнь желудка, а у меня на левой коленке «найден» маленький шрам. Действительно, в детстве, упав с санок, я сильно поранил ногу стеклом.

Кто же эта женщина?

Ян Чуен — мастер цигуна. Этот вид древней китайской гимнастики она преподает в Центральном южном технологическом университете в Чанша. Ян Чуен — член Национального исследовательского общества «Цигун». Ян занимается гимнастикой уже более десяти лет. Ее успехи поразительны, а известность перешагнула границы Китая. Недавно Ян помогла американке, которая страдала отложением солей в позвоночнике и уже долгое время практически не могла двигаться. Несколько лет лечения на родине не принесли ей ощутимого облегчения. Услышав о Ян, она приехала в Китай и через месяц уже стала ходить.

Когда я попросил Ян Чуен все-таки объяснить творимые ею чудеса, она с улыбкой ответила:

— Коробки остались целыми и невредимыми благодаря мягкому цигуну. А то, что вы назвали «молнией в руках»,— это лишь световое проявление психической энергии. Вначале она шла из легких — ее цвет белый, затем я выделяла энергию из печени — ее цвет зеленый, ну а потом — из сердца, и цвет сменился на красный...

Как рассказала Ян Чуен, цигун — это традиционная китайская гимнастика, при помощи которой излечиваются и многие заболевания. К тому же она укрепляет здоровье. Такой вид гимнастики появился в Китае около пяти тысяч лет назад и развивался с распространением буддизма. Насчитывается около тысячи видов цигуна. Особый вклад в ее развитие внесли даосийские жрецы, буддийские монахи, последователи учения Конфуция, мастера ушу, врачи, применявшие методы традиционной китайской медицины. Сегодня в Китае особенно популярен даосийский стиль цигуна. Как утверждают мастера, занимающийся такой гимнастикой должен пройти пять ступеней: превращение зерна в семя, превращение семени в «ци», превращение «ци» в дух, превращение духа в ничто, соединение ничто с дао. Первая ступень — превращение зерна в семя — является основой, когда начинает появляться чувство «ци». По окончании перехода семени в «ци» «ци» может циркулировать по каналам ренду, то есть по средним медианам груди, живота, спины и головы — это называется «малым кругом». Когда же завершается переход «ци» в дух, то «ци» может циркулировать по всем основным медианам вдоль всего тела, что составляет уже «большой круг». Для тех, кто достиг ступени возвращения духа в ничто, легко войти в состояние ничто, когда человек чувствует, будто вот-вот исчезнет его телесная оболочка.

Обычно слово «ци» имеет значение «газ», как, например, в словах «кун-ци» — воздух, «янци» — кислород. Но иногда «ци» трактуется довольно широко и обозначает солнце, звезды, горы и реки. В соответствии с положением традиционной китайской медицины, жизнь человека зависит от «юаньци» (истинного «ци»), что можно перевести как «истинная (врожденная) жизненная энергия».

Что касается слова «цигун», то иногда оно переводится как воздух, которым мы дышим, в другом случае — как истинная жизненная энергия. Однако существует особый, считающийся очень важным, вид «ци», который ощущаешь при занятиях цигуном. Иногда его называют «женьци» (настоящий «ци»). Когда человек практикует цигун в течение длительного времени, то начинает чувствовать, что точка, на которой концентрируется его внимание, нагревается и расширяется. По мере роста мастерства развивается и чувство «ци». В результате можно восстановить истинную жизненную энергию («юаньци»), победить хронические болезни и значительно улучшить здоровье. Не исключено, что чувство «ци» может иметь какую-то пока неизвестную связь с воздухом, которым мы дышим, потому как оно так же непостоянно, как дыхание.

Фото автора

Согнутая кисть похожа на голову змеи — такова отличительная особенность сецюань (стиля змеи). Чередуя жесткие и мягкие движения, боец создает образ змеи, которая то ползет, извиваясь, по скале, то выбрасывает свой раздвоенный язык, укладываясь в кольцо, или поднимает голову, встречая приближающегося противника.

В зависимости от заранее выбранной схемы в боевых упражнениях участвуют два или более человека. Эти упражнения делятся на три вида: бой без оружия, бой с оружием и бой безоружного с вооруженным. Движения в любом боевом упражнении, будь то защита или нападение, должны выполняться живо, с филигранной точностью, при полном взаимопонимании партнеров. Малейшая ошибка может все испортить и привести к серьезным травмам.

Различные стили цигуна помогают избавиться от многих заболеваний. Имеются многочисленные, причем документально подтвержденные случаи, когда с помощью этой гимнастики люди одолевали такие недуги, как ожирение печени, гастрит, коронарная болезнь сердца, нефрит, повышенное давление, гепатит, отечность, запоры, ряд психических расстройств.

Цигун приобрел в Китае широкую популярность. Повсюду — будь то столица, административный центр провинции или небольшой поселок — по утрам парки, скверы, просто лужайки и газоны перед административными зданиями и отелями превращаются в тренировочные площадки. Здесь можно увидеть и детей дошкольного возраста, молодежь, людей средних лет и пожилых мужчин и женщин. Занимаются различными стилями ушу, цигуна, с оружием (пиками, мечами, палками) и без него, в одиночку и группами, с тренером и самостоятельно...

Как-то мне на глаза попался номер «Чайна дейли» — газеты, издающейся в Пекине на английском языке, где я прочитал такое объявление: «Курсы ушу для иностранцев, проживающих в Пекине, проводят запись на очередной срок занятий». Позвонил и договорился о встрече.

Школа находилась в районе Дун-чэн, в пяти минутах езды от центральной площади столицы Тяньаньмэнь. В условленный час захожу в небольшой спортивный зал. Меня встречают Ли Бинси — руководитель школы и инструктор Чжан Фан, в прошлом ученик мастера Ли.

Беседе предшествует традиционная чашка китайского жасминного чая. У Бинси, которому сейчас 59 лет, за плечами солидный опыт. Заниматься ушу он начал, когда ему исполнилось шестнадцать. В то время Ли Бинси страдал серьезным заболеванием легких. Он выбрал тайцзицюань (одна из разновидностей ушу) и через три года одолел свой недуг. Позднее занимался шаолиньским боксом. Брал призовые места на национальных соревнованиях по ушу в 1959 — 1963 годах. Сейчас у мастера Ли более двух тысяч учеников — из Австрии, Великобритании, ГДР, США, СССР, СФРЮ и многих других стран. Среди его воспитанников — супруга нынешнего президента США и бывшего американского посла в КНР Джорджа Буша. Ли Бинси четыре года работал в Японии, затем в Сингапуре.

— Ушу — за границей его чаще называют кунфу,— рассказывает мастер Ли,— это традиционная китайская гимнастика с более чем двух-тысячелетней историей. Около 300 лет назад ушу оформилась в четкую систему, которой мы пользуемся сегодня. Всего существует свыше 100 различных видов ушу, среди которых есть так называемые внешние и внутренние. К последним относится тайцзицюань. Существует северный шаолинь — с преобладанием ударных и бросковых упражнений, и южный шаолинь, отличающийся большей энергоемкостью, с резкими блокирующими движениями. Некоторые приемы защиты и нападения заимствованы у животных: тигров, медведей, обезьян, оленей, журавлей, собак, крыс, богомолов, змей. Иногда применяются и различные виды оружия: мечи, пики, парные крюки, палки и шесты.

И тут я спросил мастера Ли, верно ли распространенное мнение, что колыбелью ушу является храм Шаолинь.

— Отчасти,— сказал он.— В Шаолине появились и получили развитие лишь некоторые виды ушу. К великому сожалению, фундаментальный труд по истории ушу, где бы рассматривалась вся история его развития с древнейших времен до наших дней, пока не написан...

Храм Шаолинь был построен в 495 году императором Сяовэнем под руководством индийского монаха Батуо. Поскольку храм располагался в заросшей лесом долине у подножия горы Шаошэ в провинции Хэнань, его назвали Шаолинь («линь» в переводе означает «лес»).

Батуо хорошо встретили в Китае, поскольку в это время буддизм стал новой активной силой в религиозно-политической жизни страны. В Шаолинь на проповеди Батуо, который был представителем ортодоксального буддийского течения хинаяна и обращал больше внимания на форму, чем на дух учения Будды, приходили люди даже из дальних районов.

Согласно легенде через 30 лет после основания монастыря в Шаолинь пришел другой индийский монах — Бодхидхарма. Он был представителем секты махая на, отколовшейся от хинаяны. То ли потому, что он не мог привыкнуть к порядкам в монастыре, то ли ему просто не хотелось жить среди последователей хинаяны, но Бодхидхарма поселился в одной из пещер за монастырем. Там «он девять лет стоял лицом к каменной стене», разрабатывая учение дзэн. Тогда же Бодхидхарма и понял, что для распространения его учения необходимо научить своих наиболее верных последователей преодолевать усталость во время долгих путешествий и защищаться в пути от диких зверей и разбойников, которых в то время в Китае было предостаточно. Объединив методы тренировки воли с некоторыми физическими упражнениями, использовавшимися местными крестьянами, а также внимательно наблюдая за поведением тигров, обезьян, птиц, Бодхидхарма разработал специальные «силы сердца и ума».

Упражнения, разученные монахами, передавались из поколения в поколение. Так было положено начало шаолиньского ушу. В действительности же ушу существовал задолго до Бодхидхармы. В «Чаншу» — исторических хрониках более чем двухтысячелетней давности — говорится, что в эпохи династии Шан и Чжоу (XVI—III века до нашей эры) использовались комплексы боевых приемов, известные под названием «у». Некоторые из них повторяли движения человекообразных обезьян, птиц, медведей и других животных. Эти приемы и получили дальнейшее развитие в более позднее время.

Монастырь Шаолинь и его школа ушу получили широкую известность в начале VII века, когда, как гласит легенда, 13 монахов, разбив целое войско под руководством полководцев династии Суй, спасли от плена Ли Шиминя, ставшего одним из основателей династии Тан (618—907 гг.). На монастырь, как из рога изобилия, посыпались привилегии и богатства. Специальным императорским указом монахам было разрешено есть мясо и пить вино, что является нарушением буддийских канонов. Число монахов в Шаолине возросло до полутора тысяч, треть из них были монахи-воины.

Слава Шаолиня привлекала мастеров ушу со всего Китая. В свою очередь, многие монахи, как, например, известный Чжу Юань, при путешествиях по стране составляли подробные записи. В результате шаолиньский ушу превратился в школу, вобравшую все лучшее из различных видов китайского боевого искусства. Но одновременно шаолиньский ушу сохранил и свои характерные черты: сочетание смертельных ударов с грациозностью танца, экономность движений... При тренировках особое внимание уделялось чжуангун — упражнениям для отработки правильной стойки, позволяющим развивать одновременно мускулатуру и «духовную энергию тела». Быстрота реакции бойца должна сравниваться лишь с прыжком обезьяны, его тело быть «гибким, как у извивающегося дракона», а движения — «быстрыми, как ветер». Для тренировки мускулатуры и выносливости монахи наносили удары пальцами по наполненному камнями мешку, руками и головой разбивали каменные плиты, прыгали, привязав к ногам тяжелые мешки с песком.

Обитатели монастыря участвовали в многочисленных междоусобных феодальных войнах и восстаниях. Постепенно монастырь превращается в центр бунта и неповиновения, и некоторые китайские правители разоряли его до основания. Монахи искали убежища в других районах Китая, распространяя там свои познания в области боевого искусства. Около десятка храмов стали претендовать на славу Шаолиня, а некоторые даже взяли себе это имя. Но гнев правителей обрушился и на них. Многие храмы были уничтожены, монахи убиты.

В новое время, в годы «культурной революции», шаолиньский ушу был объявлен феодальным пережитком. Монахов выгоняли из монастырей, отправляли их выращивать рис или строить дороги. Шаолинь, как и другие монастыри, опустел. Лишь в  1979 году сюда вернулись оставшиеся в живых прежние его обитатели.

Несмотря на все превратности судьбы, часть монастыря Шаолинь уцелела. Лучше всего сохранился «Храм тысячи Будд», относящийся к эпохе династии Мин. В 1981 году неподалеку от Шаолиня открылась академия ушу, где китайская молодежь обучается этому древнему боевому искусству.

— Сейчас во всем мире выпускается много специальной литературы, однако одних учебников недостаточно,— продолжал мастер Ли.— Чтобы овладеть искусством ушу, необходим опытный наставник. Заниматься им можно в любом возрасте, но, чтобы стать настоящим мастером, начинать надо, когда тебе нет двадцати. Первые три года — начальный подготовительный период. В это время даются упражнения на растяжку, разучиваются основные движения и приёмы. После этого — прыжки, удары ногами и руками, затем связки упражнений, и потом — приемы с оружием (мечи, пики, палки). Требуются психологическая подготовка и специальная тренировка дыхания. По общепринятой методике заниматься надо пять раз в неделю по два часа.

Основные принципы ушу очень просты: быть здоровым, хорошим, помогать слабым, не делать зло. Благородство и доброта — одни из самых основных качеств настоящих мастеров ушу.

Расскажу историю из жизни одного из величайших мастеров тайцзицюань нынешнего столетия — Чен Фэй-ка. Однажды на соревнованиях по ушу в Пекине к Чену подошел знаменитый борец Шен Сан. Они обменялись приветствиями, а затем Шен спросил: «Интересно, что будет делать мастер тайцзицюань, если ему доведется вступить в поединок с борцом?» — «Разве противников выбирают?» — с улыбкой ответил Чен. Итак, было решено провести бой между мастером тайцзи и борцом. Чен вытянул вперед обе руки и попросил Шена схватить их. Тот так и сделал, и зрители приготовились к захватывающему поединку. Однако прошло не более трех секунд, как противники рассмеялись, и бой был окончен! Вечером, два дня спустя, Чен занимался со своими учениками в учебном зале. Зашел Шен с дорогим подарком, который тут же вручил мастеру. Заметив удивление учеников Чена, гость объяснил: «Ваш учитель не только большой мастер ушу, он очень благородный человек. Во время поединка Чен позволил мне схватить его за руки. Я попробовал провести прием, но не смог. Затем я захотел просто подпрыгнуть и снова почувствовал, что не смогу этого сделать. Я тут же понял, насколько мастер Чен выше меня. Однако он не попытался сбить меня с ног и даже никому не сказал об этом. Это великий поступок, и сегодня я специально пришел, чтобы выразить ему мою благодарность».

 

Кирилл Мазур. наш спец. корр.

Рубрика: Без рубрики
Ключевые слова: боевые искусства, Шаолинь
Просмотров: 7184