Треугольники дьявола

01 января 1989 года, 00:00

Фото автора

При невыясненных обстоятельствах

В здании лондонской страховой компании Ллойда печально звучит корабельный колокол — значит, океанская пучина поглотила новую жертву: рыболовную шхуну или торговый корабль. Бывало, этот звон заставлял вздрагивать служащих чуть ли не ежедневно...

В небольшом районе в западной части Атлантики между побережьем Флориды, островом Пуэрто-Рико и Бермудами чаще всего случались трагедии. В 1964 году американский журналист В. Геддис впервые назвал его «Бермудским треугольником». Какой-то злой рок навис над этим сравнительно невеликим участком океана! Но ведь этот треугольник не единственный! Гибли и гибнут при невыясненных обстоятельствах суда, самолеты и в районе так называемого «Моря дьявола», простирающегося на юг от Японии до Филиппинских островов, а на восток — до острова Гуам, то есть в тех же приблизительно широтах, что и в районе Бермуд. Издавна эти проклятые зоны в океанах пользовались дурной славой у моряков, рыбаков, а позднее — и у летчиков. Их называли «конскими широтами» — за долгие штили, из-за которых от нехватки корма и воды гибли на кораблях лошади, и их приходилось сбрасывать за борт. Именно здесь чаще всего встречались корабли-призраки без единого человека на борту или с мертвой командой, за что суда называли «Летучими Голландцами». В этих «темных углах» океанов пропадали без вести, так и не успев передать сигнала SOS, не только шхуны рыбаков, но и оснащенные по последнему слову науки и техники большие корабли и самолеты. «Морями дьяволов», «Адовыми кругами», «Гаванью пропавших кораблей» стали называть такие места.

Тысячи погибших, астрономические суммы материального ущерба, нанесенного морской стихией, обязывали ученых искать причины таинственных и жутких явлений.

На первых порах, чтобы как-то объяснить коварство этих «треугольников дьявола», во всех бедах обвиняли неожиданные вихри и ураганы, при которых скорость ветра достигала сотни километров в час. Именно они якобы являются причиной возникновения воздушных пустот, в которые попадают и теряют управление самолеты. Однако в большинстве случаев, вплоть до самой гибели, суда и самолеты обычно сообщали об отличной погоде и скором прибытии на место. Тогда откуда почти мгновенно налетали ураганы и вихри? И почему погибшие исчезали бесследно? Погребальную миссию пытались приписать течениям Гольфстриму в Атлантике и Куросио в Тихом океане, скорость которых 6—10 километров в час. Они-то, мол, и уносят обломки судов и самолетов. Поговаривали и о том, что Гольфстрим всасывает суда своими потоками в океанскую бездну, как это якобы и случилось с лодкой, охотившейся за акулами. Ее буксировал мощный 317-метровый «Кайкос Трейдер», и в момент, когда оба судна проплывали над огромной впадиной морского дна, диаметром в 60 километров, на спящего капитана лодки Джо Тейли внезапно обрушился поток воды. Из люка он выбрался уже на пятнадцатиметровой глубине. Матросы буксира, решив, что лодку засосал водоворот, обрубили трос, который мог затянуть и их судно.

Необычный случай произошел в районе «Бермудского треугольника» и с начальником радиостанции теплохода «Художник Репин» Юрием Васильевым. «Не ощущая погружения судна,— впоследствии рассказывал он,— видишь, как океан начинает подниматься по всему горизонту все выше и выше. Вот такое зрительное восприятие и непонимание происходящего может в первый момент вызвать ужас у экипажа, причем «подъем» океана (в действительности — погружение судна) происходит настолько быстро, что времени на спуск спасательных средств практически нет, и экипаж, охваченный ужасом и паникой, выбрасывается за борт, а звери и птицы, находящиеся на борту, разделяют участь судна».

Не так давно и от летчиков стали поступать сообщения о наблюдаемых ими в районах злосчастных «треугольников» изменениях окраски воды в виде цветных шлейфов. Так, экипаж «Боинга-707», летевшего 11 апреля 1963 года над приморским каньоном Пуэрто-Рико глубиной более 8 тысяч метров, наблюдал в течение 30 секунд с высоты 9500 метров в 5 милях от курса самолета поднимающийся со дна моря конус в виде «цветной капусты» диаметром в целую милю. Как выяснилось позже, ни одна метеостанция не зарегистрировала в этом районе ни землетрясения, ни воздушной «трубы». В «Море дьявола» японские рыбаки в середине сентября 1952 года заметили огромный, вздымающийся со дна водяной купол, по форме напоминавший цветную капусту. На место происшествия были посланы три судна, в том числе и «Кайо-Мару», оснащенный новейшей радиоаппаратурой и спасательными средствами. Добравшись до места, «Кайо-Мару» вскоре бесследно исчез, и его долгие поиски оказались напрасными. Японское правительство объявило район «Моря дьявола» опасным для плавания.

Здесь же 10 января 1977 года самолет японского управления по безопасности морского транспорта обнаружил в океане пятно площадью примерно восемь квадратных километров необычного серо-белого цвета, а в шести с половиной километрах от него — уже светло-зеленое, переходящее в желто-коричневое. Было высказано предположение, что это результат извержения подводных вулканов, находящихся на глубине 130 метров.

В феврале 1977 года в 200 километрах к северо-западу от этого места со дна моря поднялся желто-зеленый столб воды. Японское научно-исследовательское судно «Сиоко» чуть позднее обнаружило здесь, на глубине трех километров, вулкан, жерло которого находилось всего в трех метрах под водой.

Однако странности в «треугольниках дьявола» этим не исчерпываются. Столетиями здесь наблюдались и непонятные световые явления. Так, 11 октября 1492 года в западной части Саргасова моря, близ Багамских островов, с корабля Колумба «Санта-Мария» впервые заметили «нечто в форме пламени восковой свечи, которое то поднималось, то опадало». Белое свечение в море описывает и капитан Г. Сомерс, когда он на судне «Си Венчур» в 1609 году проходил водами «Бермудского треугольника».

Американские астронавты во время полета на Луну увидели белые фосфоресцирующие полосы на темной поверхности океана. Объяснения им тоже пока не найдено.

Капитан дальнего плавания Е. Пинькевич, который в 1976 году командовал «Гетманом» и дважды пересек район «Бермудского треугольника», встретился с таким же необычным явлением, но уже в атмосфере. «На обратном пути с Кубы,— рассказывает он,— мне довелось наблюдать, как ночью беспрерывно сверкали молнии, хотя и без грома. Количество их было просто неимоверным. Собственно говоря, ночи попросту не было — сплошное сверкание молний. Наша антенна на мачте все время казалась белой».

Другой очевидец, З. Щепняк, наблюдал в этом районе странную черную тучу, по краям которой возникали шары золотистого цвета и, бесшумно лопаясь, исчезали. Поэтому, очевидно, некоторые ученые считают, что причиной катастроф в океанах являются электрические токи огромной силы, блуждающие по всему земному шару. Некоторые летчики, пролетая над «Бермудским треугольником», иногда замечали необычные явления: свечение плоскостей самолета, отказ работы приборов, нарушение связи и так называемую «белую мглу», с которой связана гибель нескольких самолетов.

По мнению других авторов, виновниками катастроф становятся магнитные бури, вызываемые взрывами на Солнце. Некоторые же ссылаются на магнитные аномалии самих «треугольников». Напряженность магнитного поля здесь действительно чрезвычайно изменчива.

Советские инженеры А. Зозуля и Л. Зозуля считают, что вырывающийся под большим давлением из расщелин газ скапливается, поднимается вверх и превращает воду в пену. В ней судно и тонет. А самолеты, попадая в клубы «белой мглы» (которую, очевидно, образует эта пена), теряют ориентацию.

Как бы там ни было, но большинство ученых признают, что на Бермудах действительно существуют гравитационные и магнитные поля, приводящие к мощным водным и воздушным подвижкам, которые и формируют погоду планеты,— здесь зарождаются циклоны и разрушительные волны цунами. Вот почему в последние десятилетия эти районы стали научными полигонами.....

Проделки преисподней

По утверждению некоторых ученых, отдельные части Солнца вращаются с различной скоростью. Например, плазма у полюсов делает оборот вокруг оси за 33 суток, а у экватора — за 25 суток 8 часов.

Нечто подобное происходило и на Земле, правда, в значительно меньших масштабах. 4—3 миллиарда лет назад в недрах нашей планеты существовал слой пород, находящихся в расплавленном состоянии. Через жерла вулканов, сплошь покрывавших Землю, эти глубинные расплавы выходили на поверхность в течение сотен миллионов лет. Целыми океанами разливалась огнедышащая лава, колоссальные массы ее под воздействием сил вращения Земли и всемирного тяготения, постепенно остывая, и образовали три взаимноуравновешивающих планету гряды материкового выступа, вытянутых с севера на юг, — Американскую, Евроафриканскую и Азиатскую. Но непрекращающиеся извержения выплескивали из недр все новые массы расплавленных пород на поверхность. Шлаковые выплавы, как более легкие, оказывались сверху и скользили по магме гряды к северо-востоку под действием сил гравитационного притяжения. Если магма представляла собой тяжелые базальты, то шлаковые выплавы превращались в породы, насыщенные гранитами. Таким образом, и образовалась за сотни миллионов лет земная кора двух типов: океаническая (базальты) и материковая, которая оказалась толще раз в десять за счет более быстрых накоплений подвижных шлаковых выплавов.

Не так давно ученые обнаружили Тимано-Печорский разлом земной коры, пересекающий Уральские горы с северо-запада на юго-восток, который до сих пор остается загадкой для геологов. Юго-восточнее Урала этот разлом совпадает с руслом реки Иртыш. Берега его сложены такими разными породами, что до открытия Тимано-Печорского разлома этому не могли найти объяснения. Теперь стало ясно — восточный край Евроафриканской гряды надвинулся на тонкий западный край Азиатской; и образовавшийся разлом стал впоследствии руслом Иртыша. Но это подтверждает и некогда раздельное существование двух гряд. Однако и Евроафриканская гряда также имеет раскол, заполненный водами Средиземного, Черного и Каспийского морей. Разве такие разломы не говорят о происходившем некогда проворачивании приэкваториальных масс Земли, сила растяжения которого их и могла только породить? Так ведь «треугольники дьявола» как раз и находятся в критических широтах этой приэкваториальной зоны! Но эти силы действуют и сейчас. При проворачивании стенки разломов медленно расходятся, накопленная в недрах энергия постепенно высвобождается, а иногда такое происходит и без уловимых землетрясений. Через образовавшиеся трещины под большим давлением выходят газообразные продукты вулканизма, которыми и насыщается водная толща. Но газ, как известно, растворяясь в воде, делает ее намного легче, и она перестает держать на себе любые тела, оказавшиеся в тот момент на поверхности, будь то корабль или что иное, и они тонут в глубинах океана. Иначе говоря, проваливаются в бездну и относятся течением.

Надо опасаться «слоеного пирога»

Если Земля, Луна и Солнце выстроятся на небосклоне в ряд друг за другом, то лунные и солнечные приливы, взаимно усиливая друг друга, начнут оказывать мощное воздействие на земную кору — и там, где толщина ее небольшая, кора вздуется, а трещины дна вскроются... Когда сила извержения преодолевает давление толщи вод, происходит выброс вулканических продуктов, в океанские глубины вырываются пепел и газы, своими струями поднимая придонные осадки и плоскости, тогда, очевидно, и расплываются цветные шлейфы окрашенной воды.

«Самым надежным показателем приближения извержения является повышение температуры в самом вулкане и окружающей его почве. Приближение к поверхности коры раскаленной магматической колонны может вызвать изменение магнитного поля вблизи вулкана»,— говорится в Геологическом словаре. К тому же при очередном нагревании донных пород в «треугольниках дьявола» происходит их перемагничивание.

А частый прогрев ведет к аномальным изменениям напряженности магнитного поля, что тоже говорит о подходе магмы к земной коре, и здесь это наблюдается чаще, чем где-либо на Земле.

Но самым коварным для оказавшегося в этом районе судна будет насыщенная газами водная толща. Дело в том, что содержание солей в морской воде в различных районах океана неодинаково. Но соли, как и температура, влияют на ее плотность, которая в приэкваториальной зоне самая низкая, а у берегов Антарктиды — наоборот. При строительстве морских судов учитывается среднее содержание растворенных в воде солей — 35 граммов на литр. Тогда судно удерживается на плаву на уровне расчетной ватерлинии с определенным запасом плавучести. Однако насыщенная вулканическими газами океанская вода снижает плотность настолько, что судно буквально проваливается в морскую пучину. В зависимости от местонахождения корабля — над центром извержения или в стороне от него, погружение может быть полным или частичным, как в случае с «Художником Репиным» или с лодкой капитана Джо Тейли. Она, очевидно, и попала в «шлейф» газированных вод, оторвавшихся от основного вихревым водоворотом, который представлял собой так называемый «слоеный пирог» из разреженной воды.

В 1966 году капитан дон Генри на судне «Гуд Ньюс» буксировал пустую баржу на трехсотметровом тросе из Пуэрто-Рико в форт Лодердейл. «Погода была прекрасной, небо чистым,— сообщает очевидец.— Внезапно в полдень команда вызвала капитана на палубу. Оказалось, что стрелка компаса вращается во все стороны. И тут же он увидел, что вода начинает со всех сторон наступать на судно. Горизонт исчез, невозможно было отличить небо от воды. К тому же перестали работать электрогенераторы, то есть они продолжали работать, но не давали энергии. Инженер испугался за баржу. Она должна была находиться в 300 метрах за буксиром, но капитан ее не видел. Казалось, что ее поглотила какая-то туча, и волны вокруг вздымались все выше, буксир почти не двигался. Создавалось впечатление, что его кто-то держит. Буксирный трос натянулся, хотя баржу капитан так и не мог разглядеть. Тогда Генри приказал выбирать трос. Наконец удалось вытащить баржу из загадочной мглы. Вокруг была отличная видимость, достигавшая 11 миль. И только в одном месте, там, где мгновение назад была баржа, держалась белая мгла, а вокруг странно вздымалась вода».

По словам членов экипажа «Гуд Ньюс», эта отчаянная борьба за баржу длилась не более 12 минут. Вполне вероятно, что баржа провалилась в газированные воды, но была спасена благодаря находчивости капитана.

Кто прячет следы?

Известно, что в жерле вулкана рождаются звуковые волны — последовательное чередование сжатий и расширений газов, так называемый «голос моря». А в очаге извержения возникают электрические токи разной силы. В зависимости от извержения возникают и электромагнитные излучения широкого диапазона волн, создавая в ограниченном районе океана и атмосфере над ним электромагнитные возмущения. Часть излучений поглощается водой (например, в миллиметровом диапазоне), а для сантиметровых и метровых радиоволн водная и воздушная оболочки Земли сравнительно прозрачны. Морская вода благодаря большому количеству растворенных в ней солей — прекрасный электролит, поэтому она отлично проводит электрический ток и электромагнитные излучения от подводного вулкана к поверхности воды.

Наиболее чувствительны к ним морские животные. Попав в район извержения вулкана, они пытаются уйти от губительных излучений, токов, покинуть отравленный вулканическими выбросами район, поэтому нередко и выбрасываются на сушу. Неоднократно люди находили на берегах, прилегающих к «треугольникам дьявола», целые группы морских животных.

Но и на человека действуют излучения. Особенно ультрафиолетовое, ультразвуковое, инфразвуковое и рентгеновское. Колебания с частотой ниже 16 герц нашим слухом не воспринимаются, это — инфразвук.

Инфразвуковые колебания в воде океана распространяются в пять раз быстрее, чем в воздухе. Люди ощущают, как закладывает уши, давит на барабанные перепонки, да так, что можно оглохнуть.

Не слышны также ультразвуковые колебания с частотой выше 20 тысяч герц, которые очень опасны для всего живого. Распространяясь в тканях тела в больших дозах, ультразвук нередко приводит к разрыву оболочек клеток живого организма и его неминуемой гибели.

Но вместе с этим иногда тонущее судно или пролетающий самолет вдруг окутывает белесая мгла, словно нарочно пытается спрятать от посторонних глаз тайну его гибели. Откуда же она берется? Думается, что с поверхности воды океана, кроме частиц пара, выделяются еще газ и пепел. В таком облаке невозможно ориентироваться, если учесть, что приборы оказываются расстроенными. Поэтому уж самолет, попавший в белесую мглу, можно считать, обречен.

Однако, как бы там ни было, какие бы гипотезы ни существовали, разгадка тайн природы требует их всестороннего изучения. Это относится и к «треугольникам дьявола», и к другим аномальным явлениям, отмахиваться от которых наука не должна.

Т. Рощупкина, геолог

Просмотров: 7792