Самобеглые коляски

01 января 1989 года, 00:00

Фото автора

Велосипедный бум охватил сегодня многие развитые страны. И это объяснимо: люди стремятся к здоровому образу жизни, борются с гиподинамией, заботятся о чистоте воздуха и сбережении природных ресурсов. Привлекательной разновидностью велотранспорта стал веломобиль, который в отличие от классического велосипеда имеет три или четыре колеса, удобные сиденья со спинками и легкий кузов или тент для защиты от непогоды. Веломобиль может быть одно-, двух- и многоместным, способен перевозить до двухсот килограммов груза. Он удачно совмещает простоту, экономичность и «экологичность» велосипеда с комфортом автомобиля. Благодаря устойчивости и удобствам веломобилем могут пользоваться люди всех возрастов и самой различной физической подготовки — для повседневных поездок в городах и сельской местности, для активного отдыха.

Экипаж Деметриоса Фалернского. 308 год до нашей эры.

Любопытно, что сегодняшние веломобили — это хорошо забытые и, казалось бы, канувшие в вечность «самокатки», история которых насчитывает много столетий.

В 308 году до нашей эры греческий механик Деметриос Фалернский сконструировал и построил самоходный экипаж со ступальным колесом. Это был один из первых управляемых мускулоходов, упоминаемых в исторических источниках. Вновь описание экипажей с мускульным приводом встречается лишь в хрониках XV века. В 1420 году доктор философии и медицины Джованни да Фонтана из Венеции спроектировал четырехколесный экипаж с кузовом и креслом, приводимый в движение при помощи системы блоков и барабанного механизма.

Мускулоходы строили Альбрехт Дюрер и Исаак Ньютон. В 1752 году в Петербурге двухместную «самобеглую коляску» демонстрировал Сенату дворовый крестьянин Леонтий Шамшуренков. В 1791 году Иван Кулибин осуществил проект своей знаменитой трехколесной «самокатки» с маховичным накопителем энергии: ее действующая модель выставлена ныне в Политехническом музее.

Однако при плачевном состоянии дорог Европы вплоть до начала XIX века экипажи с мускульным приводом, часто сделанные с большим мастерством и по внешнему виду не уступавшие роскошным каретам, не могли иметь какого-либо практического значения и служили лишь для развлечения королей и вельмож.

Эту карету изготовил кузнец Иоган Хаутш из Нюрнберга в 1649 году.

Сегодня наша промышленность выпускает пока лишь небольшие опытные партии веломобилей и только готовится к их серийному производству. Зарегистрированы первые кооперативы по изготовлению и прокату веломобилей. В Москве, Киеве, Вильнюсе, Новгороде и других городах организованы клубы энтузиастов биотранспорта, объединяющие самодеятельных конструкторов. Они не только проектируют и испытывают оригинальные модели веломашин, но и совершают на них длительные пробеги в одиночку, компаниями, семьями. Веломобилисты уже путешествовали по Прибалтике и вокруг озера Иссык-Куль, по городам «Золотого кольца России», Украине, Уралу и Сибири.

В помощь «биодвигателю» на веломобиле устанавливают ветрогенераторы и солнечные батареи. Гидровеломобили успешно конкурируют с академическими байдарками. Мускулолеты покорили воздушное пространство над Ла-Маншем и повторили подвиг легендарного Дедала, преодолев расстояние от острова Крит до Греции.

По прогнозам зарубежных специалистов, в начале XXI века педальный транспорт вытеснит дорогие, загрязняющие атмосферу автомобили и станет одним из основных средств передвижения на улицах больших городов и загородных дорогах.

Александр Пополов, заместитель Председателя московского клуба энтузиастов биотранспорта, кандидат технических наук

Рубрика: Без рубрики
Просмотров: 7464