Опасные километры

01 апреля 1988 года, 00:00

Фото автора

В литературе о В. И. Ленине подробно и ярко освещена последняя вынужденная эмиграция вождя в Финляндию осенью 1917 года. Известны фотографии людей, помогавших ему скрываться от контрразведки Керенского, снимки мест, связанных с жизнью Владимира Ильича. Например, фотография деревянного дома, окруженного деревьями в Малми,— дача депутата финляндского сейма, социал-демократа Карла Вийка.

Перенесемся мысленно в тревожный август 1917 года. ЦК партии принимает решение переправить В. И. Ленина в более безопасное место, в глубь Финляндии.

«Август, 7—8 (20—21) Ленин нелегально в сопровождении двух финских артистов: К. Куусела и Г. Калио переезжает из деревни Ялкала в Лахти и останавливается на квартире корреспондента социал-демократической газеты «Tyomies» («Тюэмиес») А. Коске»,— написано в четвертом томе Биографической хроники В. И. Ленина.

Отсюда до Гельсингфорса, конечной цели опасного путешествия, 130 километров. И они были полны риска, неожиданностей. В путешествии из Лахти до Гельсингфорса В. И. Ленина сопровождал и опекал в дороге Карл Вийк. Вот что пишет об этом доктор исторических наук М. М. Коронен в книге «В. И. Ленин и Финляндия»:

«На поезде без всяких приключений проехали до станции Керава, где пересели на пригородный поезд, на котором доехали до станции Тапиоле, оттуда пешком прошли до дачи Вийка в Малми».

Осенью 1985 года мы отправились по последнему маршруту В. И. Ленина. Только не по железной дороге, а на машине, и в обратном направлении — от Хельсинки до станции Керава.

Первая остановка — местечко Мальм. До него от центра пятнадцать километров. Оставили машину на площадке за железнодорожной станцией — высоким одноэтажным каменным зданием. Рельсы идут низом, а над ними построен широкий автомобильный мост, откуда видна лишь треть здания с надписью «Малми. Мальм» — названия даны на финском и шведском языках.

Следующий этап — найти вторую станцию. В руках у нас подробная карта района, включая местечно Керава. Обращаемся на платформе к ожидающим поезда пожилому финну, средних лет женщине и молодому человеку лет двадцати пяти.

— Как проехать до Тапиолы?

Они дружно отвечают, что поблизости такой станции нет. Люди они местные, хорошо знают окрестности.

Женщина объясняет, что Тапиола находится совсем в другом месте, к западу от Хельсинки. Согласно кивают головами молодой человек и пожилой мужчина. Ехать туда — в обратную сторону, но по шоссе. Железной дороги туда нет.

Объясняем, что места эти связаны с Владимиром Ильичем Лениным, что в 1917 году со станции, которую мы ищем, он дошел пешком до Малми. Значит, это где-то поблизости?

— Поговаривали люди, что в здешних местах скрывался Ленин,— сказал пожилой финн.

В это время подошла электричка. Финны молча переглянулись, и старший мужчина сказал:

— Ладно! На следующей поедем!

Он внимательно взглянул на карту и уверенно показал нужное место:

— Тапанила! Вот что вам нужно! Отсюда километра три по шоссе, не больше. Поезжайте до перекрестка и сворачивайте направо.

— Кийтос пальен! — поблагодарили мы добрых людей.

С шоссе свернули направо и поехали по асфальтированной извилистой улице среди одноэтажных и двухэтажных особняков. Впереди показалась железнодорожная колея, небольшое деревянное здание. Черными буквами на белой доске написано: наверху — «Тапанила», внизу — «Мосабака».

Фото автора

Да, это именно та станция, на которую прибыли В. И. Ленин и К. Вийк. Исследователь ленинских мест в Скандинавии и Финляндии журналист Ю. Дашков обнаружил в архиве рабочего движения Стокгольма дневник Карла Вийка. Вот строки из этого документа:

«Мы пошли с ним на поезд... Я усадил его к окну, прикрыл голову занавеской, как будто он спит, взял билет и отдал вместе со своим кондуктору, чтобы тому не нужно было видеть Ленина...

Мы без приключений прибыли на Керава, где пересели в пригородный поезд. На нем доехали до Мосабака. Оттуда пешком направились в Мальм».

Мы сфотографировали вокзальчик и отправились дальше. Спидометр машины накрутил еще шестнадцать километров, пока не остановились у деревянного сооружения с высокой башенкой. Станция «Керава. Керво».

Иногда финские и шведские названия близки и по смыслу, и по произношению: финское «малми» и шведское «мальм» означают «руда». Географические названия Тапанила и Мосабака, Керава и Керво не переводятся.

Я вновь достал фотоаппарат, радуясь, что удалось увидеть эти маленькие железнодорожные станции такими, какими видел их Владимир Ильич. Здесь проделал он свои последние опасные километры, ни на секунду не расслабляясь и не забывая о конспирации.

Вийк в своем дневнике писал, что Владимир Ильич изменил внешность.

«...не сразу узнал его, так он был загримирован...» И далее: «Когда мы приближались к жилью, Ленин начинал говорить по-французски, так как немецкий язык, которым мы пользовались, был запрещен».

Жаль только, что все меньше и меньше остается на железных дорогах Суоми старинных, милых сердцу и взгляду, вокзальчиков. Их сносят, а на их месте возводят современные здания. А как бы хотелось, чтобы на вокзалах Малми, Тапанила, Керава были установлены мемориальные доски, напоминающие о далеких временах, когда в трудные моменты жизни Владимир Ильич находил помощь у финских друзей.

Е. Куницын, пассажирский помощник капитана, Балтийское морское пароходство

Рубрика: Без рубрики
Просмотров: 4696