Канал при свете дня и белой ночи

01 мая 1988 года, 00:00

Шлюз «Соскуа».

Лодка, порывистым ветром качаема,
Килем валы опененные режет.
Снова прибоями сизыми Сайма
Старые камни прибрежия нежит.

Озеро Сайма никого не оставляет равнодушным. Поэт Валерий Брюсов посвятил Сайме прекрасные стихи. Но и не будучи поэтом, все равно настраиваешься на лирический лад. Лето, белые ночи... В два часа пополуночи горизонт вдруг начинает розоветь, по всему небосводу разливается гамма цветов — она постоянно меняется, но все же преобладают алые и лимонные тона. И вот постепенно выплывает огромных размеров огненный шар, природа преображается...

Я решил совершить путешествие по Сайменской озерной системе, а для этого мне нужно было попасть из Финляндии в шлюз Илистое на советской территории: там ждал теплоход.

Автомобильная дорога почти на всем протяжении от Лаппенранты до пограничного пункта Нуйямаа проходит вдоль Сайменского канала и лишь изредка удаляется от водной артерии в чащу смешанного леса. Эта трасса появилась тринадцать лет назад. 1 июня 1975 года, ровно за два месяца до подписания в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, на советско-финляндской границе произошло торжественное событие: было открыто движение на дороге, позволившей значительно улучшить транспортное сообщение между странами-соседями.

Граница. Бело-синие пограничные столбы с финской стороны и зелено-красные — с нашей. Формальности не заняли много времени, и вот машина уже катит дальше.

Дорога от Нуйямаа ведет к шлюзу Брусничное и дальше на Выборг, а мы сворачиваем к Илистому. Здесь стоит теплоход «Карелия», на котором мне предстоит вернуться в Лаппенранту уже водным путем.

Капитан Эско Келавирта родился в 1948 году — том самом, когда был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и Финляндией. На флоте Келавирта давно, его судьба тесно связана с Саймой. Здесь он начинал рулевым, вырос до штурмана, учился в школе морских капитанов. Бороздил моря и океаны, но душа влекла в родной ляни Кюми (ляни — единица административного деления — район).

— Сайменский канал, по-моему, один из лучших в мире,— говорит капитан.— Он толково построен, хорошо сохранился, у него прекрасные перспективы...

Кстати, Келавирта не просто капитан, он еще и преподаватель в начальной школе.

— Да, у нас в Финляндии такое возможно,— пояснил Эско, заметив мое удивление.— Я учительствую в родном городе Хамина в первом-шестом классах начальной школы. Среди моряков у нас много безработных, поэтому небесполезно иметь вторую профессию. Летом я капитан, хотя иной раз субботу-воскресенье и провожу в школе, а вот зимой превращаюсь в полноправного учителя.

Капитан Келавирта — общительный человек. Он желанный гость в интернациональном клубе, который действует на канале в период навигации. Песни, которые поет Эско, аккомпанируя себе на гитаре, звучат на разных языках, в том числе и на русском. Шестнадцатилетний Теему и тринадцатилетняя Тайна, случается, подпевают отцу (если он берет детей в рейс), а Теему еще играет вместе с отцом в футбольной команде.

Педагогика не ограничивается для Эско уроками в школе. Он старается приобщить детей к искусству и подружился с детской художественной школой в Выборге, ездил туда с учителями — перенимал опыт. Теперь намерен проводить совместные уроки живописи для детей из Хамины...

За беседой с капитаном я и не заметил, как мы пересекли советско-финляндскую границу уже в обратном направлении. Вскоре показался и шлюз Мялькиё — последний на пути в Сайменскую озерную систему.

Здесь, в черте города Лаппенранта, состоялось торжественное открытие парка имени Урхо Калева Кекконена. Этот зеленый массив раскинулся на четырнадцати гектарах в городских районах Мялькиё и Мустола между старым и новым Сайменскими каналами.

У шлюза Мялькиё стоит величественный и простой монумент — две черных плиты, укрепленных на гранитной основе. На внешней стороне большей плиты, обращенной к каналу, надпись: «Парк Урхо Кекконена» и рельефная схема парка. На внутренних сторонах обеих плит — основные сведения о новом и старом каналах. Так скульптор Рейно Пуустинен нашел способ напомнить об истории...

Рядом с этим монументом, чуть спустившись с косогора, я нахожу еще один памятник — огромный параллелепипед из сероватого гранита. Надпись — «Генералъ Губернаторъ Меншиковъ приступилъ къ исполненiю сего важнаго предпрiятiя» — отправляет нас во времена рождения Сайменского канала. Первого ноября 1831 года князь Александр Сергеевич Меншиков был назначен генерал-губернатором Великого княжества Финляндского, а через несколько лет он дал «добро» на начало работ.

Один из первых путеводителей по Финляндии, изданный в Санкт-Петербурге в 1862 году, сообщает, что «еще в XVI столетии шведский наместник Бьелко приступил к прорытию в 7 верстах к востоку от Вильманстранда (ныне Лаппенранта.— Я. Г.) канала, следы которого и по сие время известны под именем Ванхакайванто, или старого канала». Предпринимались и другие попытки, но работы прекращались «по неимению средств, и этот важный вопрос снова возродился только через 200 лет...».

Проблема состояла в том, что огромный бассейн Сайменской озерной системы не имел торгового сообщения ни с Финским заливом, ни с Ладожским озером. Реки были, но порожистые, несудоходные. Уже в то давнее время остро вставал вопрос о соединении Саймы с морем.

В восьмом томе энциклопедии, изданной в Хельсинки в 1916 году, я нашел краткую историю строительства канала. В 1826 году крестьяне приходов Куопио и Нильсия обратились с соответствующей просьбой на высочайшее имя.

Император Николай I будто бы благосклонно отнесся к сей просьбе, но лишь в 1835 году управление по расчистке порогов получило заказ на планирование канала и составление сметы расходов. Под руководством шведского строителя Эдстрема было определено направление канала. Работы начались осенью 1844 года, но развернулись они в основном годом позже. Вот почему на бетонном монументе работы скульптора Рейно Пуустинена выбита цифра 1845.

Торжественное открытие Сайменского канала состоялось 7 сентября 1856 года. Длина его тогда составила 59,3 километра, из них 36,1 километра были прорыты в грунте, а остальные приходились на реки и озера. Было построено 28 шлюзов.

Эта водная артерия, по существу, преобразила экономику восточной части Финляндии, богатой лесами: деревообрабатывающая промышленность наконец-то получила возможность вывозить свою продукцию.

Вновь вопрос о Сайменском канале встал на повестку дня примерно через сто лет. Советский Союз пошел навстречу пожеланиям нашего северного соседа, и 27 сентября 1962 года был подписан договор о передаче в аренду Финляндской Республике советской части канала сроком на 50 лет.

О том, как шла работа, мне рассказывал в Лаппенранте начальник управления Сайменского канала Сеппо Кайянсинкко:

— В 1963 году, когда началась реконструкция, я вместе с геодезистами уточнял трассу, прошагал многие километры пешком. Работал и в лаборатории — исследовал состав грунтов...

На глазах Сеппо произошло обновление этого водного пути. Общая протяженность канала теперь — 42,9 километра, из них 23,3 километра — на финской и 19,6 — на советской территории. Шлюзов ныне всего восемь. По существу, канал родился вторично. Одновременно было создано советско-финское акционерное общество «Сайма лайнз лимитед», которое занимается также и перевозками по каналу.

— Начинать было трудно,— продолжает Сеппо.— У финских предприятий и фирм существовали свои пути перевозок, свои партнеры, традиции. В частности, порты в Котке, Хамине имеют свои терминалы и в бассейне Сайменской озерной системы. Нам надо было убеждать промышленников в выгоде новой магистрали...

Через десять лет после реконструкции канала — в навигацию 1978 года — объем грузов, перевезенных по нему, достиг одного миллиона тонн. В беседах со мной специалисты выражали уверенность, что в юбилейную навигацию 1987—1988 годов объем грузооборота превысит полтора миллиона тонн.

Сайменский канал — это сложный механизм взаимодействия различных предприятий и организаций, принадлежащих как советской, так и финской сторонам. Чтобы разобраться в нем, я обратился в отделение «Сайма лайнз лимитед» в Лаппенранте. И вскоре мы уже поднимались на борт сухогруза «Ладога-14», где нас приветствовал капитан Николай Васильевич Бакушкин. Родом он из Смоленской области. Давно уже работает в Северозападном речном пароходстве.

Сейчас маршрут у «Ладоги-14» такой. Судно из Гдыни с грузом польского угля пришло в порт Мустола, Сайменским каналом отправилось в Выборг и загрузилось лесом для целлюлозно-бумажного комбината фирмы «Алстрем» в городе Варкаусе.

— Вот с Вами и проследуем по Сайме,— приглашает капитан.

...Мы приближаемся к Савонлинне — крупному городу, расположенному на перемычке между озерами Патисенселькя и Хаукивеси. В путеводителе 1912 года отмечается, что «в конце восемнадцатого столетия Савонлинна считался важнейшею крепостью в северной части русской Финляндии».

Капитан Эско Келавирта.

Виден замок Олавинлинна, где каждый год летом проводится оперный фестиваль. Впервые он был организован в начале нашего века, потом энтузиазм как-то поутих, а снова о Савонлинне заговорили лишь в 70-х годах. Фестиваль возглавил всемирно известный финский бас Мартти Талвела, он же стал исполнителем роли Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов», которая была поставлена в замке. Отсюда и пошла новая слава Олавинлинны.

Заговорили о М. Талвеле, о фестивале, о замке.

Порой можно слышать, что классическая музыка переживает трудные времена. Но на оперный фестиваль в Савонлинну, который проходит в июле, билеты начинают продавать в Финляндии в начале ноября предыдущего года. Если промедлишь с заказом билетов, можешь не попасть вовсе. Из Хельсинки организуют специальные туры: концерт днем, опера вечером, возвращение ночным рейсом. Туры раскупаются быстро. Популярность Саймы растет год от года.

Сайменский канал — настоящий труженик, работает и днем и ночью.

Город Куопио на берегу озера Каялавеси. Здесь я встретился с руководителем акционерного общества «Хуолинтакускус» Ауво Мурая. Общество имеет широкую сеть в Финляндии — 25 отделений, в нем занято более восьми тысяч человек. Отделение общества в Куопио тесно сотрудничает с «Сайма лайнз лимитед», на Сайменском канале они давние партнеры. Очень важная задача — строительство новых и совершенствование старых причалов, складских помещений.

Сайменская озерная система — это обширная сеть глубоководных фарватеров. Она простирается далеко на север до Нурмеса на озере Пиелинен, доходит до Йоэнсу, я видел глубоководные причалы, к которым могут подойти крупнотоннажные суда самой современной постройки.

«Ладога-14» идет по озеру Хаукивеси к порту назначения — Варкаусу, перед глазами — все новые острова, заливчики, где непросто точно ориентироваться. Проводит судно лоцман Тайто Хямяляйнен на пару со штурманом Сергеем Павловичем Крайневым. Хямяляйнен ранее сам плавал штурманом, а последние 16 лет работает лоцманом.

Выясняется, что Тайто живет в местечке Сулкава, недалеко от Савонлинны. Не удержавшись, спрашиваю:

— В регате участвуете?

— Еще бы! — Жить в Сулкава и не участвовать в ежегодной гребной регате — такого быть не может!

Это поистине всенародные соревнования. Главное условие: надо на весельных лодках преодолеть 65 километров вокруг острова Парталансаари. Есть лодки на одного, есть — на двух человек, бывают смешанные команды — мужчина и женщина, но грести разрешается только одному... Старт дается рано утром, тот, кто уложится в 12 часов, получает специальную грамоту. Мужчины-победители показывают время около пяти часов. В регате участвуют политические деятели, представители самых различных профессий.

Накануне дается старт народной гонке — в каждой лодке размещается до 14 человек. Они проплывают полдистанции, высаживаются на берег, ловят рыбу, варят уху, а утром отправляются далее. Лоцман Тайто Хямяляйнен участвовал в регате в своем возрастном классе — старше 45 лет. И даже пришел первым!

Лоцман замолкает — нельзя отвлекаться. Фарватер сложный, движение судов интенсивное, навстречу идут сухогрузы, пассажирские теплоходы.

Сайма работает...

Лаппенранта — Савонлинна — Хельсинки

Николай Горбунов, корр. ТАСС — специально для «Вокруг света»

Рубрика: Без рубрики
Просмотров: 5756