Предвидеть и предупредить

01 января 1988 года, 00:00

Предвидеть и предупредить

Из всех стихий водная, пожалуй, самая «выносливая». Велика очистительная сила морей и рек. Но и у нее есть предел… Ученые, и отечественные и зарубежные, выясняли — способность самоочищаться сильно преувеличена. (Пример тому — тревожная ситуация, сложившаяся на Черном море, которое с трудом «переваривает» сбросы приморских городов.)

На первый взгляд Северное море и реки, впадающие в него, ничем не отличаются от десятков и сотен рек и морей. Но внешность бывает обманчива. Что же случилось с Северным морем? Что происходит с реками — Эльбой и Рейном, в него впадающими?

Вот всего несколько цифр. Знаете ли вы, сколько вредных соединений покоится на дне гамбургского порта? Выяснить это попытался западногерманский эколог Рудольф Лихтфус. И посчитал — 1218 тонн: 621 тонна цинка, 124 — свинца, 321 — меди!.. Известно и другое. Эльба, Рейн и другие реки, текущие по Западной Европе, на дне которых обнаруживаются такие уникальные «россыпи», — важнейшие экосистемы с уникальной флорой и фауной, и их разрушение грозит невосполнимыми бедствиями. Вместо того, чтобы поить море чистой пресной водой, они несут в него тысячи тонн грязи и химических отходов.

Рыбаки Эльбы первыми почувствовали последствия «индустриализации». Сейчас в Северном море все чаще попадаются рыбы с нарывами. Причина заболеваний — отходы химических концернов. Достаточно вспомнить последнюю катастрофу на Рейне, когда в реку попали горящие химикаты со складов огромного химического концерна в Базеле. А Рейн, как известно, впадает в Северное море…

Да, похоже, самому морю и рекам с загрязнением уже не справиться. Нужна срочная помощь. Одна западногерманская фирма разработала недавно проект плавучей понтонной фабрике по сортировке и уничтожению ядовитых отходов. Она способна очищать воду и песок, загрязненные нефтью и маслами. Словом, борется с уже свершившимся злом. Но как не допустить его?

Невзирая на протесты общественности и предупреждения ученых, строительство промышленных объектов, загрязняющих реки Западной Европы, продолжаются. В ФРГ это называется «Программой освоения жизненного пространства» И подкупленные экологи утверждают: «Река «работает» нормально...»