«Космос» опускается на дно

01 июня 1987 года, 00:00

Фото Камена Бонева и Димитра Подвырзачова

Еще вчера ветер гнал волны, Черное море бушевало, а сейчас в зеленом зеркале дробилось яркое солнце. Еще вчера, в ненастную погоду, профессор Иван Гылыбов (основатель болгарской подводной археологии, наставник группы подводных исследований, организованной в 1969 году при журнале ЦК ДКСМ «Космос» и получившей такое же название) внушал новичкам, как надо разбивать дно на квадраты чтобы не упустить ценных находок, как вести наблюдение за двойками и тройками (по закону подводных исследований в одиночку не пускают — опасно) аквалангистов с катера «Херсон» и со шлюпки.

Сегодня — очередной спуск под воду, и все отметили, что братья Моневы плывут вместе. Так получилось, хотя мать строго предупреждала:

— Я, Конечно, дочь моря — родилась в Варне, но я не мать-героиня, чтобы пускать вас под воду вместе. Плавайте, но только врозь...

И хотя братья плавают под водой все десять сезонов «Космоса», они впервые нарушили этот наказ матери только потому, что не хватало аквалангистов.

Впереди Боян Манев, за ним, метрах в четырех, Иван. Он старший в группе и вообще все эти годы руководит экспедициями по исследованию малоизвестной южной части болгарского поморья.

Изрезанная береговая линия с бухточками и заливами была самой природой уготована для пристаней, которыми наверняка пользовались древние мореплаватели. Одним из таких привлекательных мест являлись мыс и залив Урдовиза, близ села Китен, что южнее города Созопол.

Фото Камена Бонева и Димитра ПодвырзачоваЗолотая керамика

...В заливе Урдовиза вода чиста и прозрачна, все видно метров на пятнадцать. И здесь самое трудное — не отвлекаться на подводные красоты: пара пустяков пропустить древний каменный якорь, приняв его за обычный камень.

Проплывая над скальным выступом, Боян скользнул по нему взглядом. Что-то здесь было посторонним, глаз зацепился за какую-то лишнюю в донном ландшафте деталь. Боян пошел вниз и уже совсем близко у дна увидел в щели между камнями горловину амфоры.

Сгоряча он попытался откопать сосуд руками, но амфора накрепко была впаяна в грунт. Боян выхватил из ножен на левой ноге нож (он всегда должен быть под рукой: мало ли, запутаешься в чем-нибудь,— взял перерезал веревки или шланги и освободился) и попробовал снять верхний слой грунта, но и лезвию не под силу было справиться со слежавшимся, как камень, песком. С сожалением отказавшись от бесполезных попыток освободить амфору, Боян быстро догнал брата и потянул его за ласту: мол, поворачивай, есть находка.

Обвязав горловину амфоры легкой и прочной веревкой, Иван выбросил ее ярко-красный маркировочный конец на поверхность. В шлюпке заметили сигнал, и к квадрату нахождения братьев Маневых сразу заспешила вспомогательная бригада...

Заинтересовавшее аквалангистов место находки теперь надо хорошенько осмотреть, снимать целый район. А вдруг это из груза затонувшего корабля? Поэтому никогда не мешает сделать план района и пометить на нем все находки.

...И тут наступил счастливый час доктора Янко Попова. Он слегка тронул ладонью неподалеку от обнаруженной братьями Маневыми амфоры выступающий из песка подозрительный камень. На этот раз Янко здорово повезло — «камень» оказался древним сосудом. Его осторожно откопали и вместе с другими находками отправили в сетке наверх.

Теперь «камень»-сосуд стоял на палубе «Херсона», таинственно поблескивая влажными, обросшими ракушками округлыми боками. Странный вестник далеких веков.

Велизар Белков ходил вокруг, не решаясь взять в руки...

Еще в 60-х годах подружился Велков с инструктором подводного плавания Цончо Родевым, организатором группы «Космос», но лишь в 1981 году Родев пригласил археолога Велизара Велкова научным руководителем группы. До этого Белков во главе болгарской экспедиции открывал (по программе ЮНЕСКО) подводные кварталы Карфагена.

...Но вот Белков решительно нагнулся и поднял тяжелый сосуд. И на мгновение, даже не разгибаясь, замер: ладони сразу нащупали конические выпуклости на горле сосуда.

Вокруг ходили люди, а Велизар Велков продолжал неподвижно стоять, трогательно прижимая к груди глиняный неочищенный горшок грубоватой ручной работы. Только пальцы правой руки нежно оглаживали выемку у шейки сосуда (на удивление, отбитый кусочек потом нашли внутри). Лицо Велкова выражало неподдельное счастье: он обнаружил выступы-украшения, помогающие переносить сосуд. Эта находка сразу позволила определить время изготовления изделия.

И на глазах ошеломленной команды полуголый профессор Велков вдруг подпрыгнул и пустился в дикий пляс, торжествующе выкрикивая: «Керамика... Неужели Троя?..»

Потерпим немного с расшифровкой профессорских слов, а скажем сразу о находках Вербинки Найденовой.

Опасаясь, что усиленная застройка побережья изменит его конфигурацию (берег стали насыпать) и картина дна станет иной, группа «Космос» развернула особенно бурную деятельность прошлым летом именно в районе Урдовизы.

На палубу непрерывно поднимались в сетках остатки керамической посуды. Вся эта груда находок — в песке, ракушках, водорослях — дышала свежим, соленым запахом моря и медленно сохла под горячим солнцем.

Бывалый археолог Вербинка присматривалась к сокровищам: ведь по мере высыхания четче проступала фактура всех этих древних вещей.

— Ну куда же вы столько тащите керамики, пройти негде,— выговаривала аквалангистам Найденова, равнодушно отодвигая в сторону неинтересные находки.

И вдруг среди них мелькнуло что-то знакомое по очертанию. Вербинка выхватила из кучи керамической посуды осколок сосуда. Да, несомненно, это верхняя часть амфоры, примерно VI века до нашей эры. Осколок совсем уже просох в ладонях, и на нем довольно четко проступала нацарапанная греческая надпись: «Фотий». Цены не было этому куску керамики: он пронес сквозь века, сохранив даже на дне морском, имя мастера, создавшего его.

Керамика высохла, и на ручках амфор обозначились печати — прямоугольные, с четкими надписями.

Теперь жизнь фракийского поселения Урдовиза яснее стала видна в туманном прошлом.

Урдовиза

Однажды вечером из вод залива Урдовиза была поднята сетка с какими-то костями. Один из аквалангистов, передавая массивный тяжелый рог, пошутил: «Не ломайте голову, это мои рога!» Но любопытство взяло верх над усталостью, и группа бодро отправилась в соседнюю экспедицию, где был палеозоолог.

— Где вы отыскали такое? — только и мог изумленно произнести он.

После лабораторного исследования на базе выяснилось, что один из рогов принадлежит зубру, а другой — местной разновидности оленя.

Изделия из рогов этого оленя находили на территории Болгарии и раньше, но считали их привозными. Теперь же появилась уверенность, что и зубр, и олень обитали на этих землях.

Фото Камена Бонева и Димитра ПодвырзачоваИ полуостров, и залив носят фракийское имя «Урдовиза» очень давно, так же как и поселок. Греческий историк Гекатей из Милета, описывая поход персидского царя Дария по Черноморскому побережью на север, упоминает фракийское поселение в этом районе.

Профессор Велков с Божидаром Димитровым в бесконечных подводных поисках пытались установить древние пристани Черноморского побережья. Стихия оставила здесь разрушительные следы, берег сильно опустился. Но аквалангисты неутомимо обследовали рифы, и находки не заставили себя ждать.

И якоря, и печати на ручках амфор, и очень типичная греческая керамика, покрытая черным лаком,— все свидетельствовало о том, что поселение Урдовиза жило полнокровной жизнью. Остатки пристаней и сосудов говорили об активной торговле, широких связях фракийского поселения и порта Урдовизы с другими землями с древних пор.

Особенно стало ясно значение Урдовизы-порта после находки Янко Попова. Только археолог мог понять чувства профессора Велкова, когда он обнаружил конические выпуклости по горлу и по венчику сосуда. Такие сосуды относятся к эпохе поздней бронзы, а еще точнее — ко времени троянской войны.

Поэтому историк Божидар Димитров, удостоившийся лицезреть пляску профессора и услышавший его выкрики: «Керамика... Неужели Троя?..», уверенно произнес:

— Даю голову на отсечение, что это культура «Троя VII В2».

Это значило, если перевести с научного языка, что именно такие сосуды были найдены в том культурном слое Трои, который и засвидетельствовал историческую документальность рассказанной в гомеровской «Илиаде» осады Трои. Такие сосуды находили и раньше на землях фракийцев (хотя именно сосуд из Урдовизы с выставкой фракийского искусства объехал весь мир). По своей форме и способу изготовления они подобны тем, что обнаружены на раскопках Трои.

Тысячи таких сосудов, наполненных вином, медом, воском, зерном, привозились со всей Фракии в порт Урдовизу и на судах переправлялись в Трою.

Почему пала Троя?

Это любимая тема Цончо Родева, не только большого любителя подводной археологии, но и автора известных в Болгарии исторических романов.

Почти всегда причиной разговора служили находки, которые вываливали на палубу после очередного погружения. Начинал обсуждение Родев, а группа «Космос» дружно принимала в нем участие.

— Разве керамическая посуда культуры Трои, найденная в Урдовизе, не говорит о тесных связях Илиона и Фракии? — вопрошал профессор Белков.

— Высказывалось мнение, что троянцы пришли из Фракии. Недаром античный географ Страбон писал о сходстве имен фракийцев и троянцев и других общих чертах...— ссылался на древних историк Божидар Димитров.

Один приводил слова «отца истории» Геродота о фракийском народе, слабость которого — в разобщенности множества племен, но если бы они соединились под единым началом и были единодушны, то стали бы много сильнее других народов.

Другой цитировал древнегреческого историка Ксенофонта, который, подтверждая истину, что Фракия была известна античному миру, как богатая житница, недвусмысленно заявлял, что фракийские села поставляют много ячменя и пшеницы.

Когда разговор приобретал необходимый накал, Цончо Родев, вначале спокойно, ссылаясь на Гомера, приводил слова могущественного Зевса, который в минуты опасности, нависшей над любимыми троянцами, полагался на помощь Фракии. Затем, еще не успев снять гидрокостюм, ветеран Цончо, став в картинную позу на палубе среди амфор и якорей, начинал читать под мерный плеск волны строки из десятой песни «Илиады», где плененный Одиссеем и Диомедом троянский соглядатай Долон выдает расположение фракийских воинов, участвующих в обороне Трои:

Если желаете оба в троянское войско проникнуть,
Вот новопришлые, с краю, от всех особливо, фракийцы;
С ними и царь их Рез, воинственный сын Эйонея.
Видел я Резовых коней, прекраснейших коней, огромных;
Снега белее они и в ристании быстры, как ветер.
Златом, сребром у него изукрашена вся колесница.

(Перевод Н. Гнедича)

Да, Фракия могла быть крепким тылом для Трои: земля, богатая быстрыми конями и смелыми воинами, снабжала обороняющихся оружием и продуктами. Но как? Ведь все сухопутные пути к Трое были перекрыты.

— Открытие подводных рифов с находками времен троянской войны на территории фракийского порта-поселка Урдовизы позволяет сделать вывод,— уверенно звучит голос Родева,— что быстроходные суда подвозили от фракийского берега к осажденной Трое продовольствие.

— И так все годы троянской войны? — спрашивают у него.

— А почему бы нет? Богатейшая земля Фракии могла прокормить осажденных троянцев многие годы, но...— Родев делает многозначительную паузу.— Почему Троя все же пала? Неужели ее защитники, полные сил и надежд, могли поверить хитрым уловкам врага? А что, если предположить другое — почему-то внезапно прекращается фракийская помощь. Ведь наши подводные исследования установили, что берега Урдовизы в результате неизвестной катастрофы ушли под воду. Почти на двадцать метров погрузилась в море большая часть поселка с пристанями, судами, домами и продовольственными складами. И тогда сломленные этим неожиданным ударом судьбы защитники Трои, не видя выхода из своего бедственного положения, принимают в дар пресловутого «троянского коня»...

Под тихий плеск волны невольно встают новые вопросы: что за стихийное бедствие случилось у этих берегов? А может быть, осаждающие просто перекрыли морские каналы помощи троянцам, поставив их в безвыходное положение? Кто знает, что творилось в те очень давно прошедшие времена в осажденной Трое, запечатленной гомеровским стихом?

Подводная свадьба и дары «Космоса»

Коллектив «Космоса» был так вдохновлен успехами своих подводных изысканий, что все единодушно решили отпраздновать окончание рабочего сезона... под водой, соединив это со свадьбой, соответственно подводной, своих же товарищей — Стефки Стояновой и Пенчо Церовского.

Молодая пара была неотразима. Жених, как и положено, в черном гидрокостюме, хотя без бабочки. Невеста, вся в белых одеждах, то есть окутана скатертью и под марлевой фатой.

Свидетели и гости присутствовали на редком зрелище. Развевалась белоснежная фата над быстро погружающейся под воду невестой, а жених черной ракетой кружил вокруг нее, не делая попыток к спасению. На дне, в окружении амфор и якорей, невесту и жениха благословлял Нептун с внушительной бородой из водорослей, вооруженный трезубцем и бутылкой шампанского.

Пока жених и невеста расписывались на специальном планшете и усердно вдвоем рисовали сердце, пробитое стрелой, Нептун безрезультатно пытался открыть шампанское. За этой процедурой внимательно сквозь стекла масок следили гости, а репортер снимал редкий сюжет на кинопленку.

Наконец с трудом вытащили пробку, и под беззвучные крики «ура!» и; бутылки, как из водомета, пузырьки газа побежали к поверхности. Молодожены на глубине семи метров дали слово, что дети их продолжат благородное дело «Космоса». Обещание выполняется: их малютка-дочь прошлым летом уже купалась в бассейне на палубе и была очень недовольна что ее не выпустили вслед за родителями в море.

А на следующий день после свадьбы дружная кавалькада «Космоса» отправилась в самый южный город болгарского Черноморья Ахтопол что в переводе значит «Город счастья».

На городской площади на персидском ковре были разложены все дары моря, найденные в подводных экспедициях. И вокруг экзотических амфор, заржавленного оружия v якорей возник стихийный митинг.

Говорили Велизар Велков и Иван Манев о своей мечте увидеть все находки группы «Космос» в ахтополском музее. С ответным словом выступали отцы города и благодарные горожане.

Сейчас уже открыт такой музей где почти все экспонаты — это дары группы «Космос». В городе Мичурине реставрируется здание небольшой церкви на берегу — там тоже откроется музей археологических находок «Космоса».

Сейчас нет отбоя от молодых добровольцев самодеятельной экспедиции, желающих участвовать в поисках под флагом «Космоса».

Когда мы сердечно прощались ее смелыми, терпеливыми и веселыми исследователями подводного мира — группой «Космос», то все они, особенно Вербинка Найденова, Белиза; Велков и братья Маневы, настойчиво просили выполнить одну просьбу. Пусть с ними свяжутся советские любители подводных исследований:

— Мы непременно вместе с вами откроем еще много удивительного в подводном мире.

София — Москва

В. Лебедев, наш спец. корр.

Просмотров: 4995