На воздушном шаре через Килиманджаро

01 августа 1986 года, 00:00

На воздушном шаре через Килиманджаро

Отрывок из книги Б. Гржимека «Не щадя сил». Книга выходит в издательстве «Мысль».

Для работы в национальных парках Африки уже лет двадцать используются маленькие спортивные самолеты. Именно с высоты нам удалось проследить кочевки последних на Земле больших стад диких копытных по саваннам Серенгети и впервые произвести их учет. Заодно выяснилось, что с воздуха значительно легче выявлять браконьеров и бороться с ними — только сверху можно обнаружить их лагеря и изгороди с искусно запрятанными в них страшными удавками.

Приобретались самолеты на средства «Фонда помощи истребляемым животным». Окажется ли в Серенгети много убитых носорогов, леопардов, львов, гепардов или буйволов, сколько браконьеров предстанет перед судом — все это в сильной степени зависит от того, имеются ли в распоряжении охраны парка самолеты, достаточно ли бензина и опытны ли пилоты. Не только на моем собственном самолете, но и на тех, что принадлежат администрации парков, можно найти следы от пуль браконьеров. Но вот для съемок самолеты не очень удобны — они летают слишком быстро. Из-за этого мне пришлось завести в Африке планер.

Мысль о том, каким новым и удобным способом можно организовать съемку, пришла в голову Алану Руту. Познакомились мы с ним несколько лет назад во Франкфурте-на-Майне. Тогда меня посетил молодой англичанин и долго старался убедить в том, как удобно вести с воздуха наблюдения за животными, а именно с воздушного шара. Поначалу я засомневался. Мне уже приходилось (правда, в Европе) подниматься на такой штуковине. На мой взгляд, от человека, взлетевшего на воздушном шаре, уже не зависит, куда понесет его этот гигантский пузырь и как долго он на нем продержится в воздухе...

На воздушном шаре через Килиманджаро

Но тем не менее всем известно, что слава Жюля Верна, этого прозорливого француза, основателя технического фантастического романа, началась более ста лет тому назад именно с книги, описывающей путешествие на воздушном шаре. Жюль Верн выдумал и название газеты, которая якобы субсидировала этот — никогда не состоявшийся — фантастический полет на воздушном шаре. Так вот, представьте себе, сейчас в Англии действительно издается газета именно с таким названием. Ради рекламы она и взяла на себя расходы по нашим предстоящим полетам на воздушном шаре над Африкой.

Разумеется, Алан Рут сразу же вплотную занялся этой идеей. Однако организация подобных полетов в дикой местности оказалась делом весьма затруднительным. Воздушный шар нужно было надувать легко воспламеняющимся водородом, который приходилось привозить в тяжелых железных баллонах. Когда газ быстро выпускали из шара, чтобы выбраться из восходящих потоков воздуха и приблизиться к земле для съемок, шар уже терял свою подъемную силу. А подвозить тяжеленные газовые баллоны к тому месту, где он самопроизвольно приземлился, частенько невозможно.

Но все изменилось, когда решили вернуться к надуванию шара разогретым воздухом, способу, которым пользовались братья Монгольфье в 1783 году в Париже во время своих первых полетов с пассажирами на борту. Теперь достаточно было иметь с собой в подвесной гондоле небольшой баллон с газом, отвернуть самую малость кран, зажечь горелку — и пламя начнет разогревать воздух. Он проникает в полость шара и раздувает его. Эта махина может подняться на порядочную высоту, если погорячей разогреть воздух и им заполнить шар. По мере охлаждения воздуха летательный аппарат постепенно будет опускаться, приближаясь к земле. Но его можно в любое время тут же заставить снова подняться — достаточно лишь дозаправить порцией горячего воздуха. Правда, по-прежнему остается проблема с направлением полета: ветер гонит шар туда, куда он хочет, а не туда, куда вам нужно. Единственная возможность поменять направление — это подняться выше и попытаться попасть в воздушные потоки нужного направления.

Первые опытные полеты Алан проводил в Кении недалеко от своего домика возле озера Найваша. Там супруги Рут жили вместе с маленьким бегемотиком. Кроме него, в доме жили еще полосатая гиена, дикобразы, трубкозубы и выдры. Вот такая компания.

Обучал Алана полетам опытный специалист по воздушным шарам, приехавший из Англии. Не обошлось, разумеется, без аварий. Стараясь держаться во время полета как можно ниже, Алан как-то умудрился зачерпнуть в гондолу воды, отчего она сильно отяжелела, и кончилось дело тем, что пришлось всю эту шелковую махину выуживать из озера.

Алан вскоре заметил, что животные не слишком-то реагируют на появление непонятного «небесного пришельца». По крайней мере, живущие на озере птицы не обращали на него никакого внимания. Мало беспокоил оранжевый шар и диких буйволов, пасшихся в степи в верховьях реки Мары. Чтобы спрятаться от ветра во время наполнения шара, приходилось искать прикрытие в виде куртины деревьев или густого кустарника. Но там же обычно прятались от жары и животные. Один старый кафрский буйвол постоянно стоял так близко от суетящихся вокруг шара людей и так мирно подремывал, что его вскоре окрестили «комендантом аэродрома».

Дело постепенно налаживалось. Алан получил «права водителя воздушного шара» и даже рискнул взять с собой в полет дорогую киноаппаратуру. Правда, вскоре стало ясно, что не ему, а его жене Джоан следовало дать права на управление шаром. То и дело он обращался к ней во время самых напряженных съемок:

— Джоан, я надеюсь, что ты следишь за этой штуковиной?

— Я занимаюсь фотографированием!

— Ничего не знаю. Давай договоримся: когда услышишь стрекотание моей кинокамеры, ты ничем не будешь заниматься, кроме управления шаром!..

Затем начались съемки вокруг Килиманджаро, самой высокой горы Африки. Этот увенчанный снежной вершиной колосс особо впечатляюще смотрится, возвышаясь над окружающим его плоскогорьем. В степях вокруг Килиманджаро в национальных парках Амбосели и Цаво обитает пока еще много диких животных. Воздушный шар не производил на них особого впечатления, разве только тогда, когда быстро скользящая по земле тень от него проскакивала близко от них. Или в тех случаях, когда Алан летел слишком низко и их пугало шипение газовой горелки.

С воздушного шара чете Рут удалось обнаружить, что на поросших зеленью старых лавовых потоках еще обитают носороги. У этой лавы, вытекшей из небольших вулканических кратеров несколько тысячелетий тому назад и затвердевшей, очень острые края. Только слонам удалось протоптать по ней тропы, а уже вслед за ними проникли в эти места некоторые копытные животные. Людям и большинству хищников с их мягкими лапами охотиться здесь очень трудно. Алан и Джоан обнаружили с воздуха и нескольких мертвых носорогов, у которых оказались несрезанными ценные рога. Супруги спустились на своем воздушном шаре и отделили дорогостоящие носорожьи украшения, чтобы сдать их администрации парка.

Однажды Алан так увлекся киносъемкой, а Джоан фотографированием, что оба не заметили, как шар понесло к лесу. Внизу — непроходимая зеленая чащоба, назад дороги нет, и в сторону не свернешь. «Группа наземного слежения», следовавшая обычно за летательным аппаратом в «лендровере», в лес, разумеется, проникнуть не могла. Как быть? Если опуститься прямо на верхушки деревьев посреди леса, кто тогда сможет отыскать в такой чащобе воздушный шар? И как вообще выбраться из непроходимых дебрей леса?

Алан принял единственно возможное решение: он опустил шар у самой реки, прямо на прибрежную древесную растительность — так хоть снизу до них можно будет добраться спасателям. Джилу и Майку, составлявшим «группу наземного слежения», несмотря на то, что они были отнюдь не новичками в водном спорте и уже объехали однажды на лодке вокруг всей Англии, понадобился целый день, чтобы пройти вниз по течению до Алана и Джоан. Винт их резиновой лодки на крутом пороге водопада разлетелся вдребезги. Сопровождал поисковую группу вооруженный проводник парка, африканец Михаэль Нгуре, которому надлежало защищать их от диких животных. Воздушный шар осторожно сняли с дерева, сложили и погрузили в лодку. Но и на обратном пути пришлось снова преодолевать пороги и небольшие, но все же водопады.

Разумеется, супруги Рут не успокоились, пока не добились разрешения перелететь через Килиманджаро. После двухмесячной подготовки и последующего долгого ожидания благоприятной летной погоды они наконец поднялись на высоту 7500 метров и летели в течение четырех часов над горными лесами, глетчерами и скалами.

Бернгард Гржимек

Перевела с немецкой Е. Геевская

Рубрика: Без рубрики
Просмотров: 5498