Свидетель-карта

01 января 1985 года, 00:00

Свидетель-карта

Почти десять лет в нашем журнале существует рубрика «Читатель спрашивает — читатель сообщает». Она объединила десятки публикаций. Круг вопросов, поднимаемых нашими читателями, со временем стал шире: читатели не только сообщают, не только спрашивают — они советуют и спорят, предлагают новый поворот темы и делятся своими размышлениями по поводу прочитанного. Материал, который публикуется в этом номере,— именно такого свойства.

В № 4 нашего журнала за 1974 год был опубликован очерк В. Бабенко «Необыкновенная история острова Оук». Количество писем, до сих пор приходящих в ответ на эту публикацию, измеряется сотнями. Тема получила на наших страницах развитие и даже, как мы считали, завершение — об этом свидетельствуют публикации в № 4 за 1976 год, в № 10 за 1982 год и в № 8 за 1983 год. Но поток писем не иссякает. Наиболее популярна тема: «Что там новенького на острове Оук!»

Многие читатели выдвигают свои гипотезы. Иные из них — как, например, версия А. Еременко (повесть этого автора «Загадка острова Оук», помещенная в сборнике «На суше и на море», 1984 г., в основном построена на наших публикациях, хотя и не сопровождается ссылкой на журнал «Вокруг света») о том, что на Оуке хранится клад древних майя,— слишком далеки от реальных фактов. Другие заслуживают подробного рассмотрения. К ним относится версия Э. Г. Якубовского — читателя из Свердловска. Хотя его доводы во многом опровергают версию, опубликованную в № 8 нашего журнала за 1983 год, аргументы Э. Г. Якубовского показались нам убедительными.

Итак, читатель продолжает разговор...

Есть непреложное правило — в длительной поисковой работе всегда срабатывает «человеческий фактор». И получается порой, что незыблемая, казалось бы, цепь доказательств начинает разрываться, терять свою стройность. В логику действительных событий вмешался — вольно или невольно — человек, он не обратил внимания на одно, усилил значение другого... Начинают смешаться акценты в системе доказательств, и порой уже не факты ведут за собой мысль, а мысль требует подтверждающих ее фактов...

Эта мысль достаточно хорошо известна. Если работа зашла в тупик, ее чаще всего начинают снова. И первое, что пытаются найти,— это мелкий факт, какую-то деталь, на которую ранее не обратили внимания, может быть, и потому, что она не хотела вписываться в уже сложившуюся версию. Или даже опровергала ее...

Историю поисков на острове Оук можно сравнить со следствием. Может быть, одним из самых длительных в истории — ведь идет оно без малого двести лет — с 1795 года! Как водится, все то, что ныне известно о кладе («тайнике», «сокровище» — пригоден любой термин, но слово «клад» короче), можно разделить на две группы: реально существующие (или существовавшие) предметы, документы, факты — и домыслы, порой на эти факты опирающиеся.

Примером домысла может служить одна из расшифровок надписи на плите, обнаруженной Мак-Гиннисом в 1804 году. Сенсационный текст гласит: «10 футами ниже покоятся два миллиона фунтов стерлингов». А вот оценка доктора исторических наук Ю. В. Кнорозова: эта «дешифровка всерьез приниматься, естественно, не может. В данном случае дешифровщик прочел именно то, что хотел прочесть».

Слова видного ученого можно поставить эпиграфом ко многим обоснованиям теорий о происхождении кладов. В первую очередь речь идет о тех случаях, когда исследователь «вычисляет» только то, что подтверждает путь, избранный им заранее. Именно так, на мой взгляд, произошло и с картой, на которую опирался Руперт Фурно.

Вспомним эту историю. Гарольд Уилкинс в книге «Капитан Кидд и его Остров Скелетов» опубликовал карту одного из островов, где якобы спрятаны сокровища пиратов. Гилберт Хедден, увидев рисунок, сравнил его с планом острова Оук. И не просто сравнил, а отыскал четырнадцать общих признаков, по которым на острове нашли уйму занимательных вещей: гранитный валун с отверстием, еще один такой же валун, каменный треугольник, медиана которого четко показывала на север (это нужно запомнить).

Хедден измерил расстояние между камнями. Оно было равно 125 метрам. Заглянули в легенду к карте: там значились цифры 18 и 7 — в сумме 25. Обрадовавшись, перевели метры в роды: ведь род составляет около 5 метров. Отсчитав от камней по стольку родов, сколько было обозначено в надписи, провели прямые — они встретились в точке, близкой к месту Обвальной шахты. Все это дало повод считать, что карта в книге Уилкинса и есть карта острова Оук.

Уилкинс отказывался поддерживать эту версию, но Хедден отбросил все сомнения. Руперт Фурно тоже заподозрил Уилкинса в сокрытии истины: видите ли, автор книги «Капитан Кидд и его Остров Скелетов» немного повредился в уме и во всех посетителях видел шпионов.

Хедден, а за ним и Фурно вели расследование дальше. Карту Уилкинсу прислал Герман Уэстхавер, нашедший ее на берегу в пирамиде из камней. А оставил ее там вроде бы таинственный «капитан Аллен». Он сорил деньгами и разыскивал что-то на островах Новой Шотландии. Ничего якобы не нашел, карту спрятал в камнях, а сам исчез. Исследуя остров Оук, картографы выявили, что проектировщик шахты учитывал угол между направлениями на северный и магнитный полюса, а соответствующее углу магнитное склонение было в 1780 году. Таинственные буквы расшифровали как «Управление (офицер) гидрографической службы штаб-квартиры в Галифаксе».

Из всего этого сделан вывод — карту составили англичане, и произошло это примерно в 1780 году.

Теперь посмотрим на ситуацию непредвзято. Существуют источники, которые несколько по-иному подают историю розысков Хеддена. По этой версии, Гарольд Уилкинс говорил не о четырех картах, послуживших ему первоисточниками, а об одной, хранившейся у коллекционера Хуберта Пальмера. К Пальмеру отправился Хедден и услышал, что карта пришла к коллекционеру «кружным путем», но Пальмер не сомневается, что когда-то она принадлежала Кидду и остров, изображенный на ней, находится где-то возле Китая.

Здесь стоит упомянуть, кто такой Хуберт Пальмер. Он и его брат собрали домашний музей, посвященный выдающимся пиратам и корсарам прошлого. Особенной любовью у Пальмеров пользовался капитан Кидд. В нескольких личных вещах Кидда (стол, морской сундучок капитана, коробка для ниток его жены) Хуберт открыл тайники, где находились карты. Все они представляли остров, окруженный коралловыми рифами, лагунами. Указывались названия мысов, места якорных стоянок. Поперек одной из карт бежала нанесенная красными чернилами зигзагообразная линия с двумя крестами...

Постойте, скажет читатель, да ведь это и есть та самая карта, которую «привязали» к острову Оук. И данные этой карты полностью совпали «по четырнадцати признакам» с известными точками на острове. Только при чем здесь Кидд? Ведь вроде бы доказано, что тайники строили английские саперы...

Та карта или не та? А если та, то когда составлена: в 1669 году, как написано на ней, или сто с лишним лет спустя? И еще вопрос: кем? Чтобы разобраться в этом, давайте... спросим саму карту. Более или менее четкие ее репродукции имеются во многих книгах, посвященных тайне клада острова Оук. Она же помещена и в восьмом номере журнала «Вокруг света» за 1983 год.

Итак, мы разложили карту на столе. Окинули взглядом очертания острова, рассмотрели и прочитали надписи. Но что это? Вверху справа общим названием идет «Map дель...» — «Море...». При чем здесь испанский язык? (Жаль только, что не указано, какое море — словно нарочно названия нет.) А вот еще — вверху слева над несколькими островами надпись «...Бланко». Ай да британские саперы! На официальной карте написали испанские названия. Откуда они взялись у берегов Канады? И куда делись острова «...Бланко»? Сейчас их нет.

Еще одно слово испанского происхождения — в верхней части острова: «лагуна». Никакой лагуны у нынешнего Оука нет.

Посмотрим на левую нижнюю оконечность острова. Рисунок, изображающий пальмы, пояснительная надпись «Coco Palms» — и без перевода ясно. Но что за чудеса: на Дубовом острове — кокосовые пальмы? И рядом слово «дезерт» — пустыня. (Где же еще могут расти пальмы?!)

Крайняя левая надпись гласит «Бойлерс риф». Рядом с нынешним островом Оук рифов нет. Кстати, слева указан и затонувший галеон — к 1780 году подобные суда уже «вышли из обращения». Можно возразить, что галеон потерпел крушение в давние времена, а останки его виднелись из воды. Нет, долго лежать у рифов на мелководье корабль не мог, его быстро разбило бы о скалы.

Как видим, карта рассказала нам главное: изображенный на ней клочок суши — отнюдь не остров Оук. Десятки примет — пальмы, рифы, островки — не соответствуют той территории, которую эта карта якобы изображает. А ведь именно вера в соответствие карты реальному Оуку и принудила Руперта Фурно выстраивать все дополнительные доводы.

Теперь о содержимом клада. Приводятся головокружительные цифры — например, что Англия с 1770 по 1783 год отослала в Новый Свет 17 миллионов фунтов стерлингов. Ну и что? Солдатам и офицерам исправно платили жалованье, закупался провиант — не держать же все эти деньги на складе? А 840770 фунтов стерлингов за 1776 год на 35-тысячную армию — это в среднем меньше, чем по 23 фунта на человека, два фунта в месяц...

Ясно, что эти деньги сразу выплачивались. Словом, то золото, которым располагала армия (самое большое — на полгода вперед), легко могло находиться на борту любого судна, и английским инженерам нечего было прятать в Денежной шахте. Помимо всего прочего, это количество уже никак не требовало титанической многодневной работы десятков или сотен человек. Вспомним: платформы из бревен, шпаклевка, водоросли — тоннами, волокна кокосовых орехов — бушелями, а также 45 метров пляжа, вымощенного камнями, и подземный 150-метровый туннель, стены которого тоже облицованы гладкими камнями. Труд не дня и не месяца — и это в условиях предполагавшейся эвакуации Нью-Йорка? Зачем? Чтобы (в лучшем случае) на короткий срок зарыть какие-то сокровища?..

И почему вдруг королевские картографы, будто не доверяя карте, составленной ими же самими, выкладывают на острове тайные знаки из камней, высекают на одном из них шифрованную надпись, словом, ведут себя как пираты, а не как лояльные подданные британской короны?

Есть на карте один признак, который начисто опровергает утверждение, будто она составлена в 1780 году, да притом грамотными инженерами. Посмотрите, куда указывает стрелка с буквой N (север). Правильно, вниз. А все мы с детства знаем, что нормальные карты рисуются наоборот — север находится вверху. Но так было не всегда — до начала XVIII века направлением на север считалось направление «на себя», однако в 1780 году такое было уже невозможно.

Еще в 1691 году Дампир закончил свое первое кругосветное плавание, а все карты он чертил уже в привычном нам плане. В 1776—1779 годах состоялась третья экспедиция Кука, в 1785—1788 годах Лаперуз исследовал Татарский пролив — это только два имени. На их картах север лежит, где ему и положено,— наверху. Ясно, что так называемая карта острова Оук не могла быть составлена в те времена. Она сама, правда, и не утверждает — есть надпись: «1669 год».

Вот что значит цепляться за одну версию — «перед нами — карта острова Оук». Одно неверное утверждение тянет за собой цепочку не совсем связанных между собой фактов. Возникают гигантские суммы денег, которые необходимо зачем-то зарывать в землю. А раз так, то нужны опытные фортификаторы. Их находят в гидрографической службе штаб-квартиры в Галифаксе. Эти инженеры пользовались направлением на магнитный и Северный полюсы, учитывали склонение, медиана каменного треугольника направлена прямо на север, но на карте, начертанной довольно безграмотно, стрелка, указывающая на север, направлена так, как ее направляли за сто и более лет до описываемых событий. Зачем? Почему? Ответа нет.

Очевидно, больше примеров приводить не нужно. Карта, допрошенная нами, сказала правду. Если она даже и имеет отношение к острову Оук, то уж никак не могла быть создана в 1780 году. Остается поверить в 1669 год — расцвет «деятельности» Генри Моргана, крупнейшего пирата Карибского моря (двумя годами позже он перейдет Панамский перешеек и начнет грабить тихоокеанское побережье). К этому же времени относится (ориентировочно) и начало «трудовой биографии» Кидда. Ориентировочно, ибо биографы до сих пор не могут установить дату рождения «самого известного пирата мира», помещая ее в промежутке от 1645 до 1660 года. Многие даже считают, что он плавал с Морганом.

Итак, версия о происхождении клада снова возвращается к пиратам? Да, потому что слишком много фактов говорит за это. Еще раз — будем брать только факты, будем оперировать только теми данными, подлинность которых установлена наверняка.

Камень с шифрованной надписью — никто, кроме пиратов, не мог оставить такого следа на острове.

Камень с датой «1704» — в это время никто, кроме пиратов, не посещал острова.

Поднятый буром кусочек пергамента с двумя буквами — в 1780 году инженеры не писали на пергаменте.

Находка трех звеньев золотой цепочки и бриллианта — в тайнике английской армии скорее всего не могло быть таких предметов.

Наконец, уже после 1971 года на острове отыскали камень в форме сердца.

Специалисты из Смитсоновского института в Вашингтоне отметили, что это «каменное сердце» идентично тем, которые находили у «совместных банков» пиратов Гаити и Мадагаскара. И еще — в 1951 году неподалеку от острова Оук рыбаки выловили бронзовую табличку с надписями: «Уильям Кидд» и «Кведах». Тот самый «Кведах» — корабль, на котором в 1698 году Кидд взял практически не поддающуюся учету добычу (по сути дела, эта добыча Кидда и сгубила).

Анализ карты показал, что к острову Оук она не имеет никакого отношения, хотя можно сформулировать этот вывод более осторожно: на карте какого-то острова, лежащего, по словам Пальмеров, у берегов Китая, нанесены данные, связанные с островом Оук. Но если это так, то тем более рушится «саперная» версия — при чем здесь британский инженерный корпус?

Итак, пираты? Не будем повторять ошибок и утверждать категорически. Скажем так: вероятнее всего, шахта — дело рук пиратов. Именно об этом говорит большинство фактов. Фактов, а не легенд.

Впрочем, если мы уже кончили исследовать карту, давайте обратимся к легендам. Кому же приписывают «авторство» клада на острове Оук? Самая популярная личность в этом деле — капитан Кидд. За ним идет Генри Морган, захвативший в Панаме колоссальные ценности. Кстати, было это в 1671 году! Еще один вариант — инки, решившие спрятать сокровища от конкистадоров Писарро. Далее следуют менее значительные пираты — такие, как Чернобородый, Нед Лоу и прочие, прочие...

Дж. Грин (бурил на острове Оук в 1955 году) утверждал, что там закопаны драгоценности французской короны. Людовик XVI и Мария-Антуанетта взяли их с собой при попытке побега. Царственную пару вернули, казнили, а судьба драгоценностей до сих пор неизвестна.

Боб Рестал (погиб в шахте с сыном и двумя рабочими в 1965 году) считал, что на острове находился «пиратский банк». Хоть звучит это иронически, но такие «банки» были, они известны истории.

В испанских архивах найдены документы, рассказывающие о гибели у побережья Северной Америки галеонов, транспортировавших инкское золото.

Что в этих легендах правда, а что ложь? Неизвестно. Можно лишь прикинуть, что строители тайника должны были: 1) обладать большим количеством денег и драгоценностей (ищите, где они пропали); 2) иметь под началом немалый контингент рабочих и опытных инженеров; 3) располагать изрядным временем; 4) писать на пергаменте; 5) посылать суда в тропики за кокосовым волокном. И так далее. С этой стороны мы тоже выходим на пиратов.

Версия, конечно, не окончательная. Но, на мой взгляд, она точнее, нежели теория о «британских саперах».

Э. Якубовский

Просмотров: 4915