№1 (2532) | Январь 1985
Рубрика «Без рубрики»

Зеленый остров

Дети рыбаков большую часть времени проводят на море.

О Мадагаскаре говорят: «Кто не пересек остров с севера на юг (отметим: это 1600 километров) и с запада на восток (600 километров), тот не может достойно судить о его красотах, тот не открыл для себя тропических лесов, напоминающих джунгли Центральной Африки, саванны, подобной суданской, степей, ничем не отличающихся от австралийских, гор, достигающих высоты три тысячи метров, где нередко температура падает ниже нуля».

Признаемся, знаменитого Южного Креста (здесь его зовут Белым Быком), испокон веков указывающего путь мореплавателям, мы так и не увидели. Но в первую же ночь в небе над огромным островом мы наблюдали удивительное зрелище: красавица Венера зависла над ярко-оранжевой лодочкой молодого месяца. Подобную чудесную картину увидишь лишь в южном полушарии, под тропиком Козерога, когда на Мадагаскаре буйствует лето. Тяжелые грозовые тучи только под утро и всего на несколько часов расступаются над плато Имерина, позволяя полюбоваться звездным небосводом.

Тысячи мореплавателей и путешественников, ученых и искателей сокровищ пытались на протяжении столетий проникнуть в сердце Танибе, Великого острова, как называют свою родину малагасийцы. Но далеко не всех остров допускал к своим кладовым. Многие суда терпели крушения, так и не достигнув уютных бухт Зеленого великана — это еще одно имя Мадагаскара.

Своим нынешним названием Великий остров обязан Марко Поло. Переводя с арабского, итальянский путешественник ошибочно принял остров за полуостров и назвал его «Мадейгаскар». Впоследствии ошибка не была исправлена, и остров так навсегда и остался Мадагаскаром, хотя в прошлом он имел множество имен.

В древности на Мадагаскаре оседали арабы, персы, китайцы, выходцы из Юго-Восточной Азии — из Индокитая, с Явы и Суматры, и лишь в средневековье у берегов острова бросили якоря корабли европейцев.

Более пятидесяти миллионов лет назад Мадагаскар, по мнению многих ученых, лишился последних «мостов», соединявших его с Африканским континентом. Изолированность острова привела к тому, что здесь сложились совершенно уникальные растительность и животный мир. Например, на Мадагаскаре нет характерных для Африки львов, слонов, обезьян. С другой стороны, две трети известных в мире видов хамелеонов проживают лишь на Великом острове. Большинство здешних птиц не встречается более ни в одном районе мира. Двадцать шесть из двадцати восьми видов пауков, обитающих на Мадагаскаре,— эндемики. А знаменитые лемуры? Здесь и самые крупные виды этих удивительных зверьков — индри, размером до метра, и самые крохотные — микроцебусы, величиной с полевую мышь. Недаром известный натуралист Коммерсон, посетивший остров в 1769 году, писал: «...Кажется, что природа будто уединилась здесь, в своем не познанном человеком, таинственном убежище».

Когда граница — море

В городах Мадагаскара можно увидеть множество обелисков, воздвигнутых в честь независимости страны, добытой в тяжелой борьбе. И обязательно на каждом обелиске высечены восемнадцать звезд, символизирующих восемнадцать национальностей Великого острова. Наиболее крупные из них — мерина, что в переводе означает «живущие возле солнца», бецилеу — «многочисленные и сплоченные», бара — «гиганты», антандруй — «выходцы из страны колючек»...

Изучая обычаи малагасийцев, сразу подмечаешь, как тесно переплелись на земле Мадагаскара традиции предков — выходцев как из Азии, так и из Африки. Способы возделывания рисовых полей, ирригационные системы, деревенские постройки, методы рыбной ловли, типы пирог и формы весел, музыкальные инструменты, мегалиты — сооружения из громадных камней, служившие памятниками или святилищами,— все это словно переносит нас на многие тысячи километров, через Индийский океан, в Юго-Восточную Азию, в Индокитай, на Яву и Суматру. Конечно, бросается в глаза и африканское влияние, проявляющееся, например, в ткачестве и хлопководстве, в гончарном деле и скульптуре...

На джутовой фабрике работают в основном женщины.Желая охарактеризовать этническое своеобразие Великого острова, французские ученые начала XX века нашли следующую словесную формулу: «Вся древняя история Мадагаскара связана с 75 миллионами квадратных километров Индийского океана». Что они имели в виду? Прежде всего миграцию населения из Юго-Восточной Азии, Индии, зоны Персидского залива и восточных берегов Африки. По поводу появления негритянского населения на Мадагаскаре до сих пор нет единого мнения.

Европейцы открыли Мадагаскар в 1500 году, вскоре после этого и малагасийцы впервые побывали в странах Старого Света. Правда, Европу они увидели... сквозь прутья клеток. Португальский адмирал Фернанду Соариш демонстрировал публике двадцать одного малагасийца в качестве экспонатов на выставке «экзотических предметов». Таково было отношение «цивилизованных» европейцев к африканским народам, представителей которых работорговцы ставили в один ряд со скотом, предназначенным лишь для ярмарочных торгов.

До 1527 года к берегам Мадагаскара в поисках «живого товара» ходили лишь португальские корабли. Затем в бухте Диего-Суарес бросил якорь первый французский корабль. Потом были голландцы, за ними последовали англичане...

Начиная со второй половины XVII века Мадагаскар начал приобретать недобрую популярность пиратской вотчины. Один из знаменитых морских разбойников — Авери — умудрился даже жениться на малагасийской принцессе. Он окружил себя пышным двором, заложил клады, в которых, по слухам, хранились баснословные богатства.

История Мадагаскара, как острова корсаров, завершилась к 1730 году, когда английский король Георг II послал в южное полушарие эскадру для борьбы с пиратами. Многие «джентльмены удачи» были захвачены и повешены, некоторых помиловали, и они остались жить на острове, где смешались с местным населением.

В начале и середине XIX века происходило укрепление малагасийского государства, совершался процесс консолидации нации. Король Нампуина, завещая трон Радаме I, сказал знаменитую на Мадагаскаре фразу: «Лишь море может быть границей нашим рисовым полям».

Радаму I на острове принято сравнивать с русским царем Петром Великим. Он строил города, создавал свой флот, большое внимание уделял вопросам культуры, просвещения, посылал на учебу в Европу молодых мадагаскарцев. К 1828 году открыл двадцать три школы, где числилось 2300 учеников. При нем была введена малагасийская письменность на основе французской и английской грамматики.

После смерти Радамы I более 30 лет — до 1861 года — Великим островом правила его жена Ранавалюн I. Страна переживала экономический и культурный подъем, но вторжение французских войск в 1883 году прервало самостоятельное развитие Мадагаскара. В 1894 году французы захватили Антананариву, выслали последнюю королеву Ранавалюн III в Алжир и завершили колонизацию страны. Период зависимости длился после этого еще шестьдесят семь лет — до 1960 года.

У отрогов Анкаратры

Андриаманантена Селестен — один из руководителей синдиката прессы Мадагаскара (СПМ) — человек необычайной эрудиции, ходячий справочник, не раз удивлял нас сведениями из самых различных областей жизни Великого острова. Иногда, впрочем, Селестен обращался и к письменным источникам — не по причине слабости памяти, разумеется, а лишь для того, чтобы подчеркнуть достоверность излагаемого.

У стен бывшего королевского дворца в Антананариву он протянул нам книгу под номером 835 (всего в 1952 году было выпущено две тысячи экземпляров этой книги) о столице Мадагаскара.

Из нее мы узнали, что первым российским кораблем, бросившим якорь у малагасийских берегов в апреле 1890 года, был клипер «Джигит». В 1904 году здесь побывала эскадра адмирала Рожественского.

Самое частое слово в устах Селестена было — «первый». Первая школа на Мадагаскаре в 1821 году насчитывала всего 22 ученика: семь девочек и пятнадцать мальчиков. Первая ручная типография в Антананариву возникла в 1827 году. Первые саженцы эвкалипта были завезены на Мадагаскар в 1865 году. Первую обсерваторию построили здесь в 1889 году: она считалась одной из самых «близких к звездам». Первый паровоз появился в столице 1 января 1909 года. Первая водонапорная башня в Антананариву была заложена 1 января 1911 года на высоте 1454 метра над уровнем моря. Первый самолет приземлился на Мадагаскаре в 1927 году.

...Дождь за несколько минут отполировал тротуары, мостовые, ступеньки многочисленных лестниц и переходов. Улочки, извиваясь, тянутся к вершинам красноватых холмов. На склонах — на высоте до полутора километров — разбросала свои кварталы столица Демократической Республики Мадагаскар Антананариву. «Город тысячи воинов» лежит в центральной части плато Имерина, у северных отрогов горного массива Анкаратра.

С вершины горы Аналаманги (1468 метров над уровнем моря) огромный город открывается весь, целиком. Он протянулся с юго-востока на северо-запад, будто разделяясь на два рукава. Холмы, розовые на рассвете, при заходе солнца словно подергиваются золотистой пеленой. К склонам холмов прилепились дома из розового камня и малиновой глины. Такое впечатление, будто крыши строений служат основаниями для других. Среди домов, словно смелые мазки на картине художника, кроны могучих джакаранд с сиреневыми цветами. А рядом огромные «пылающие акации».

Антананариву раскинулся на трех холмах. На самом высоком из них в окружении вековых деревьев — бывший королевский дворец. На другом холме — мавзолей борцов и мучеников революции. Третья гора, что немного пониже, застроена современными жилыми кварталами.

Основная часть Антананариву — Нижний город — расположена у подножия холмов. Уличную жизнь здесь можно сравнить с бурными ручьями меж высоких скал. Забитые транспортом шумные магистрали, бульвары, спортивные комплексы, торговый центр, множество частных лавок...

Посреди круглой чаши озера Ануси — остров, соединенный с берегом узкой искусственной дамбой. На островке красивый монумент — крылатая богиня Нике с венком в высоко поднятых руках: память о малагасийцах, погибших в годы первой мировой войны. Вокруг озера — административный центр столицы. Тут дворец президента страны, здания министерств, резиденции посольств. Дальше густо рассыпались небольшие островерхие домишки. За ними хорошо просматриваются расцвеченные всеми оттенками зеленого рисовые чеки, а еще дальше — голубоватые контуры лесных массивов и багровые подпалины красноземов-латеритов...

На самой высокой точке города, у бывшего королевского дворца, Селестен продолжил свой рассказ:

— Если процесс консолидации малагасийской нации в древности вызывает много споров, то история возникновения столицы Мадагаскара весьма определенна. Правитель Андриандзака в первой трети XVII века отбил у противника холм, на котором мы сейчас с вами стоим. Он называется Аналаманга, «голубой лес». Его считают священным. На плато Имерина победитель возвел крепость с семью воротами. Цитадель обороняли тысячи солдат. Отсюда и название Антананариву— «город тысячи воинов». Мы обычно именуем его сокращенно — Тану. Взгляните на герб нашего города,— говорил Селестен.— На двух желтых и двух голубых квадратах изображены черные головы зебу, верного друга пахаря, и три золотистые лилии, воплощающие благородство и плодородие. Над центральной частью герба — золотая корона в виде крепостной стены с зубчатыми башнями. Она словно говорит о неприступности Тану. Недаром под гербом на ленте золотого цвета начертаны гордые слова: «Тысячи мужчин не умирают в один день». Таков был лозунг малагасийских патриотов, вступивших в смертельную схватку с войсками колонизаторов в 1947— 1948 годах...

У истоков революционной борьбы малагасийского народа в 20—30-х годах нынешнего столетия стояли такие известные народные лидеры, как Жан Ралаймунгу, Жозеф Расета и другие. Ралаймунгу работал вместе с великим сыном вьетнамского народа Хо Ши Мином, публиковал статьи в газете «Пария», издававшейся Хо Ши Мином в Париже. Вернувшись на родину, Ралаймунгу (его называют также Имунгу) стал одним из первых организаторов борьбы малагасийского народа против колон и заторов.

Политическая независимость Мадагаскара была провозглашена в июне 1960 года, но звездный час в истории Великого острова пробил в декабре 1975 года. Девяносто пять процентов избирателей одобрили Хартию малагасийской социалистической революции, провозгласившую социалистическую ориентацию развития страны и Конституцию ДРМ. Президентом республики стал Дидье Рацирака. А в декабре 1976 года в целях объединения всех прогрессивных сил страны был создан Национальный фронт защиты революции.

Гигантский палочник из семейства привиденьевых — один из представителей разнообразного мира насекомых Мадагаскара.

...Дождь давно прекратился. Выглянуло солнце, подсушило тротуары. Мы стояли под джакарандой и первое время не могли понять: на небе ни облачка, а нас орошает мелкая капель. Что это— «слезы» джакаранды?

— Нет,— объяснил Селестен.—Это определенный вид цикад облюбовал джакаранду и укрылся в ее сиреневой кипени. Цикады испускают влагу, а новички в городе полагают, что «плачет» величавая и нежная джакаранда.

Центральная артерия столицы — авеню Независимости. Рядом с ней по пятницам шумит знаменитая «зума» — столичный рынок. Конечно, рынок действует и в прочие дни недели, но размах торговли тогда значительно меньше. Ведь «зума», собственно, и означает «пятница». На этой ярмарке можно увидеть все, чем богата страна. Корзины с фруктами, овощами, цветы, изделия народного промысла: резьба по кости, дереву, кувшины, поставленные один на другой (по ним бьют палочкой, чтобы убедиться в прочности), одежда из малагасийского шелка, наборы полудрагоценных камней, картины живописцев, работы местных ювелиров, детские игрушки, кофе «арабика», пряности — ваниль, перец, мускатный орех, гвоздика...

Район Аналаманги — лабиринт узких улочек, связанных между собой многочисленными лестницами, проходами и проездами. Порой удивляешься, как могло такое произойти: казалось бы, проехал значительное расстояние на автомашине, устремляясь к вершине холма, и встретил... ту же вереницу пеших людей, что привлекла внимание у подножия. Впоследствии нам объяснили: местные жители, зная кратчайшие проходы, подъемы и спуски, легко обгоняют самый современный автомобиль любой марки.

Когда мы рассказали об этом парадоксе мэру города, Ракутувау Андриантиане, он улыбнулся, а затем заметил:

— «Парадоксальные» подъемы и спуски, позволяющие пешему обогнать автомобиль, таят в себе и немалые опасности. На остров обрушиваются сильные тропические ливни, и проблема стока вод, создания надежной системы канализации считается одной из основных в городе. Ведь нельзя подвергать риску жизнь и имущество людей, чьи дома находятся на склонах холмов, а также в Нижнем городе. Если первых в сезон дождей вода угрожает смыть, то над вторыми нависает опасность затопления.

— Не менее важные задачи,— сказал Андриантиана,— обеспечение населения столицы жильем и транспортом. Посудите сами. Всего десять лет назад в Антананариву проживало 350 тысяч человек, а ныне — почти вдвое больше. Основная причина столь быстрого роста городского населения — резкий приток жителей из сельской местности. Город постоянно разрастается, а возможности перевозки людей пока остаются весьма ограниченными. Нелегко пока добираться утром на работу в центральные районы Антананариву, вечером возвращаться домой — особенно тем, кто живет за чертой города. Плюс ко всему мало автобусов, не хватает запасных частей. Потому и стремимся мы увеличить автобусный парк, и в этом стране оказывают помощь дружественные государства. Например, еще совсем недавно у городской службы «Скорой помощи» не было машин. Из советского города-побратима Еревана прислали нам пять санитарных карет новейшего образца...

Впрочем, если бы только эти проблемы волновали руководство города! Еще не искоренено наследство колониального и неоколониального прошлого. Прогрессивные преобразования, происходящие на Великом острове, встречают ожесточенное сопротивление сил внутренней и внешней реакции, пользующихся поддержкой империалистических кругов. Международный валютный фонд, где верховодят США, пытается оказать давление на Мадагаскар, ставит исключительно жесткие условия предоставления новых займов. По требованию МВФ был девальвирован на 15 процентов малагасийский франк. В результате выросли цены на основной продукт питания — рис, закрылась часть предприятий, увеличилось число безработных. Тем не менее страна справляется с трудностями.

Край пылающих деревьев

На следующий день после встречи у мэра нам предстоял короткий бросок на самолете Ан-12 к берегам Индийского океана — в Туамасину. Этот город — его называют еще Таматаве — второй по значению экономический и торговый центр Мадагаскара, крупнейший порт страны.

Еще на взлетной площадке аэродрома Антананариву Селестен начал знакомить нас с достопримечательностями Туамасины. Увидев приземляющийся лайнер, он не преминул пояснить, что самолет этот через несколько часов унесет в Европу не только пассажиров, но и двадцать-тридцать тонн очень вкусных плодов личжи. И как раз лучшие, самые сочные сорта его произрастают именно в окрестностях Туамасины, на побережье Индийского океана.

В Туамасине предусмотрительный Селестен заказал нам прекрасные номера в гостинице «Нептун»: с одного балкона мы видели океанский прибой, прибрежный строй пальм, а с другого — центральный городской стадион. Вокруг его забора, словно огромные костры, ярко-красное цветение «пылающих акаций». Нам доводилось видеть эти поразительные деревья в разных странах, и мы обращали внимание, что встречаются они только в крупных населенных пунктах. Скажем, в Индокитае их не увидишь в джунглях или в горных местностях. Почему? Разгадка была найдена в городке Фульпуэнте, расположенном в 60 километрах севернее Туамасины. Именно там это дерево первым из европейцев обнаружил французский ботаник Фурбье. Затем он проехал по всему Мадагаскару и пришел к выводу, что родина «пылающей акации», фламбояна,— юго-запад острова. Фурбье в своих записках утверждал, что в средние века арабские купцы именно с Мадагаскара вывозили эти прекрасные деревья в разные уголки мира.

Мадагаскар не только «экспортировал», но и импортировал различные виды растений из далеких краев. Видимо, переселявшиеся из Юго-Восточной Азии люди завозили сюда семена растений из родных мест. Так появились на Мадагаскаре могучие баньяны, которые местные жители нередко именуют «шагающими деревьями». Их ветви, опускаясь до земли, дают корни, затем появляются ростки, и спустя годы поднимается новое дерево. Баньяновая роща расположена в самом центре Туамасины, тень ее в жаркие дни притягивает и туристов, и местных жителей.

Баньян, как джакаранду и фламбоян, Селестен величал счастливыми деревьями. Затем, поразмыслив, он причислил к разряду растений, несущих счастье, еще и бамбук, который достигает здесь десятиметровой высоты.

В Фульпуэнте даже всеведущий Селестен расширил свои ботанические познания. У самого берега, в нескольких метрах от золотой полосы пляжа, поднимались многолетние пирамидальные деревья из семейства сосновых — «филао». Их родина — Австралия, но встречаются они в разных странах. Во Вьетнаме филао иногда называют «бросовым деревом». Причины подобного отношения понять можно: эти сосновые быстро растут, неприхотливы, легко выдерживают как засухи, так и наводнения, но не дают густой тени, их древесина малопригодна для строительного дела. Впрочем, не такое уж «бросовое» это дерево филао, о чем мы и поведали Селестену. Его корни надежно скрепляют почву на краю оврагов. Филао готово подняться там, где из-за неблагоприятных природно-климатических условий выживают немногие растения.

— И все-таки,— не сдавался Селестен,— разве можно сравнить филао, например, с масличной пальмой? Отведайте пальмовый суп, насладитесь прекрасным маслом, полюбуйтесь красотой пальмы, ее ребристым стволом, огромными гроздьями, несущими многие сотни плодов,— и вы поймете, почему это дерево пользуется такой любовью малагасийцев. Плантации масличной пальмы в районе Туамасины протянулись на многие километры...

Туамасина — это, конечно, не только масличные пальмы. Не только плантации кофейного дерева, перца, гвоздики, ванили. Здесь расположен нефтеперерабатывающий завод, металлообрабатывающие, мясоконсервные и рисоочистительные предприятия. Наконец, этот город — важнейшие морские ворота республики. Частые гости здесь советские моряки.

Экономическое сотрудничество СССР и ДРМ широко и многосторонне. Оно, как правило, охватывает те отрасли хозяйства Мадагаскара, где республика испытывает наибольшие затруднения. Например, советские геологи помогают разведать природные богатства страны. Наши специалисты разрабатывают систему орошения в бассейне реки Мандраре. Строители содействуют в сооружении мельничного комбината. Совместными усилиями двух стран начато строительство автомобильной дороги Ампитабе — Махануру — Маруламбу, протяженностью 255 километров. Шоссе пройдет по важному сельскохозяйственному району страны.

...Пришла пора прощаться с Мадагаскаром — Великим островом, Танибе, Зеленым великаном.

Зеленый великан, столь недавно таинственный и необъятный, казался теперь знакомым и близким. И нам вспомнились слова мэра столицы Ракутувау Андриантианы.

— Рад был узнать вас, друзья,— сказал он.— Не подумайте, что наш Зеленый остров далек от мировых проблем, хотя, казалось бы, мы расположены вдали от столбовых дорог Земли. Вопросы войны и мира очень волнуют наш народ. Сохранить мир на планете — важнейшая задача. Мы решительно выступаем в поддержку конструктивных миролюбивых предложений СССР, видим в них искреннее стремление Страны Советов к миру и безопасности на нашей планете. Народ Мадагаскара верит в торжество идей мира, справедливости, социального прогресса.

Михаил Ильинский, Лев Ягодин
Антананариву — Москва
развернуть | Обсудить статью в форуме
Самое интересное на "Вокруг света"
Наши партнёры
RedTram.com

24СМИ. Новости

Мальта
Как тюльпаны стали национальным достоянием Нидерландов
Конкурс на лучший кадр месяца!