Площадь опоры

01 декабря 2002 года, 00:00

Лыжи — одно из самых древних и самых остроумных изобретений человека. Катание на них — это совершенно особое удовольствие, причем для каждого оно свое — кто-то неспешно бродит на них по заснеженному лесу, кто-то любит их за азарт, проявляющийся во время гонок по отполированной лыжне, кому-то нет покоя до тех пор, пока не появится возможность пронестись с захватывающей дух высоты горы вниз, а кого-то хлебом не корми — дай попрыгать с трамплина.

Это, казалось бы, совсем нехитрое приспособление, с течением времени совершенствуясь все более и более, сегодня стало продуктом новейших технологий. И прежде всего потому, что в определенное время лыжи стали популярнейшим спортивным «снарядом», с помощью которого можно было доказать, что человек, виртуозно владеющий ими, способен достигать самых немыслимых рекордов. Шутка ли сказать, что, встав на лыжи последнего образца и предварительно облачившись в аэродинамический костюм, лыжник может спуститься с горы, развив скорость, равную 248 км/час!

Спорт

Превратить бег на лыжах в спортивное состязание было суждено норвежцам. Именно в этой стране в 60-х годах XVIII века прошли первые соревнования по лыжным гонкам. А вскоре этот вид спорта стал необычайно популярен и во всей Скандинавии. Ее жителей, видимо, в немалой степени вдохновляла и старая легенда, повествующая о шведском дворянине и будущем короле Густаве Вазе, который, в XVI веке возглавив народное восстание против датчан, сумел уйти от их преследования из города Селена, где он скрывался, в город Моро именно с помощью лыж. Тот легендарный переход, получивший название «Ваза-Лоппет», или «Пробег Вазы», лег в основу ставшей традиционной гонки, которая проводится все в том же Селене и по сей день, собирая тысячи поклонников беговых лыж. С 1883 года в норвежском городе Холменколлене стартовали так называемые Лыжные игры, проводящиеся на постоянной основе и теперь.

Значимые для всего лыжного спорта Первые зимние Олимпийские игры, состоявшиеся в 1924 году в Шамони, стали одновременно и первым официальным чемпионатом мира по лыжному спорту, в программу которого были включены не только лыжные гонки, но также и прыжки с трамплина, и лыжное двоеборье (гонки и прыжки).

Лыжные гонки со стрельбой из винтовки — биатлон, позаимствованный у военных, устраивавших соревнования по стрельбе с лыж, в Олимпийскую программу были включены только в 60-х годах прошлого столетия. Сегодня на Олимпиаде разыгрывается 4 комплекта наград — гонки (20 км для мужчин и 15 км для женщин), спринт (для мужчин 10 км, для женщин — 7,5 км), гонка преследования (12,5 км для мужчин, 10 км для женщин), а также мужская и женская эстафеты 4х7,5 км. Программа лыжных гонок на Олимпиадах более обширна: гонки для мужчин на 15, 20, 30, 40 и 50 км, для женщин на 10, 15, 20 и 30 км разными стилями, а также спринт на 1,5 км (и для мужчин, и для женщин).

Отечественная лыжня

Первые соревнования по лыжным гонкам были организованы и проведены в 1894 году Петербургским кружком любителей спорта — дистанция в 1/4 версты была проложена по льду Невы. Вскоре в Петербурге был организован лыжный клуб «Полярная звезда», после чего подобные объединения стали возникать и в других городах страны. В начале XX столетия российские состязания проводились в основном на равнинной местности. Спортсмены пользовались длинными (3—3,5 метра) лыжами и палками в рост человека и выше. Крепления и обувь были мягкими. Лыжный инвентарь попадал в Россию из Швеции. Первый Всероссийский чемпионат состоялся в Москве в феврале 1910 года. Первый чемпионат СССР прошел в 1924 году. К 1925 году в стране было изготовлено 20 тыс. пар лыж, а спустя 4 года — уже 2 млн. В конце 20-х годов с переходом на трассы по пересеченной местности стал использоваться новый тип снаряжения: длина лыж и палок уменьшилась, появились также жесткие ботинки и крепления.

В 1934 году в программу Всесоюзного горнолыжного праздника, проводимого в Свердловске, впервые был включен слалом. Там же впервые прошли соревнования по прыжкам с трамплина. Кстати, самый первый трамплин для прыжков на 10—12-метровые дистанции был построен под Санкт-Петербургом в 1906 году. После вступления в 1948 году в Международную лыжную федерацию СССР впервые участвовал в международных соревнованиях в знаменитом норвежском Холменколлене (там Лыжные игры проводились с 1883 года), а в 1951 году советские спортсмены, выступившие на IX Всемирных зимних студенческих играх в Румынии, заняли все призовые места. В 1954-м на чемпионате мира в шведском Фалуне советские лыжники «взяли» четыре золотые и одну серебряную медали. Впервые на зимнюю Олимпиаду наши спортсмены поехали в 1956 году и произвели в Кортина-д`Ампеццо сенсацию, став олимпийскими чемпионами в лыжных гонках и эстафете. В 80-х советская сборная неожиданно для всего мира вторглась и в европейскую горнолыжную семью. «Человеком с Луны» прозвали молодого Александра Жирова, который за один сезон выиграл 4 этапа Кубка мира в специальном и гигантском слаломах. На Белой олимпиаде в Лейк-Плэсиде в 1980 году советские горнолыжники попали в десятку лучших. В лыжных гонках отечественные спортсмены были традиционно сильны, особенно же это касается женщин. С первых олимпийских побед, одержанных в 50—60-х годах, наши гонщицы продолжают лидировать и на чемпионатах мира, и на Олимпиадах. В мужской сборной дела обстоят не столь стабильно — «золотой век» наших гонщиков пришелся лишь на минувшие 70—80-е годы, после чего верх взяли норвежцы. Правда, на последней Олимпиаде Михаил Иванов впервые за 14 лет неудач мужской сборной сумел завоевать медаль.

Сверху вниз

Начало горным лыжам было положено в 1879 году недалеко от столицы Норвегии, в местечке Телемаркен. Здесь прошли состязания между местными жителями и лыжниками из Христиании (прежнее название Осло). Соревнования собрали огромное число зрителей, которые были поражены невероятной сноровкой спортсменов, на большой скорости преодолевающих крутые склоны. Молва об этом горнолыжном «шоу» прокатилась по Европе, и вскоре у нового вида спорта появилось немало поклонников. По имени деревушки Телемаркен был назван горнолыжный стиль «телемарк», распространенный по сию пору и выделенный в чемпионатах в отдельную дисциплину. А «христианией» окрестили один из приемов поворотов и торможения в горнолыжном спорте.

В конце XIX века горнолыжный спорт достиг горных районов Европы и Америки. В Альпах он прижился особенно быстро и, как ни парадоксально, основоположниками современного горнолыжного спорта стали не норвежцы, а австрийцы: Матиас Здарский, австрийский альпинист и лыжник, в 1896 году впервые совершил безостановочный спуск с поворотами.

Первые соревнования по скоростному спуску состоялись в швейцарских Альпах близ местечка Монтана в 1911 году. Это был одновременный спуск десяти лыжников по совершенно девственной трассе. Захватывающие соревнования получили название Кандахар. Впоследствии трассы кандахар появились и в других альпийских странах. Однако скоростной спуск и слалом включили в программу лыжных чемпионатов только в 1931 году, когда в Швейцарии прошел чемпионат мира. На олимпиадах же горнолыжники стали появляться только с 1936 года: на Играх в Гармиш-Партенкирхене дебютировали скоростной спуск и слалом.

Стремительное развитие горных лыж началось после Олимпиады 1956 года в итальянском Кортина-д`Ампеццо. И, видимо, во многом потому, что репортажи с нее впервые стали транслировать по телевидению. Тогда мир узнал австрийского горнолыжника Тони Зайлера, получившего «золото» во всех трех горнолыжных дисциплинах.

В последнее время приобрели популярность такие «разновидности» горнолыжного спорта, как фрирайд, карвинг и групповое фигурное катание на лыжах. В программу Олимпийских соревнований по горнолыжному спорту входят: скоростной спуск, слалом, гигантский слалом, супергигант и горнолыжная комбинация.

Полеты наяву

В наше время на горнолыжников-чемпионов работают лаборатории фирм-спонсоров, предлагающие новейшие технологии. Для разных видов горных спусков предназначены и разные лыжи.

Уже в конце 60-х годов прошлого века лыжи начали изготавливать из металла с синтетическим покрытием на скользящей поверхности. Позднее их уже делали из нескольких материалов — дерева, пластика и металла. А когда кожаные ботинки заменили пластиковыми, обеспечивающими большую маневренность, возросли скорости прохождения трасс. Для большей устойчивости на крутых поворотах горнолыжники стали использовать длинные (215—225 см) лыжи, появились искривленные палки, позволяющие уменьшить сопротивление воздуха.
 
Со временем для достижения наивысших спортивных результатов стали выпускать лыжи «сэндвич» — из различных материалов, спрессованных слоями. В 90-е годы лыжу «сэндвич» заключили в пластиковую коробку.

В начале нынешнего столетия горнолыжное снаряжение пережило несколько революций. И без того сложные по конструкции слоеные лыжи стали шире, заметно увеличился их боковой вырез. Появились так называемые карвы, их обычно именуют «лыжами с новой геометрией». С распространением этих приталенных лыж с широким носком и пяткой усовершенствовалась техника поворотов, выполняемых горнолыжником: благодаря дугообразному боковому вырезу такие лыжи сами идут по дуге. В последнее время производители стремятся к укорачиванию лыж. Многие современные лыжи снабжены виброгасителями на передней и задней частях, а также встроенными платформами посередине лыжи, в зоне креплений.

Сейчас для изготовления лыж используют технологии и материалы, позаимствованные из космической сферы. Последние модели беговых лыж гибки и упруги, да и скользят они совсем иначе, чем деревянные. Не меньшие метаморфозы произошли и с ботинками. По удобству и легкости современная лыжная обувь, изготавливаемая из пластика и кожи, абсолютно несравнима с устаревшими моделями. Да и крепления существенно «поумнели»: для того, чтобы их застегнуть, не нужно прилагать никаких усилий — они легко защелкиваются в один прием.

Узкие и длинные беговые лыжи идеально подходят для хорошо подготовленной лыжни, более широкие — для рыхлой лыжни, а совсем широкие, укороченные и маневренные — для катания по пересеченной местности. В соответствии с жесткостью, геометрией боковой поверхности, длиной и другими параметрами лыжи делятся на разные целевые группы: для гонщиков, для любителей, для туристов и для начинающих. Существуют спортивные модели, специально «заточенные» как под классическую технику, так и под коньковый ход. Скользящая поверхность, сделанная из высокомолекулярного пластика, может быть рассчитана на разные температуры, поэтому на крупнейших соревнованиях у спортсменов всегда при себе несколько пар гоночных лыж, которые они меняют в зависимости от погоды.

Прыжки с трамплина

Поначалу захватывающие дух прыжки с горных уступов были народной забавой скандинавов во время зимних праздников. Первый официальный прыжок с трамплина в 1866 году на чемпионате в Норвегии в Телемаркене совершил Хокон Нордхайм. Тогда спортсмены прыгали с палками в руках, поджав ноги. Позже, отказавшись от палок, они пришли к современной аэродинамической стойке. Международное признание прыжки с трамплина получили на Первой зимней Олимпиаде в 1924 году в Шамони. С тех пор эти дисциплины вошли и в программы чемпионатов мира по лыжному спорту. С 90-х годов прошлого столетия мировые первенства проводятся раз в 2 года. Норвежские прыгуны были лучшими на протяжении столетия, но на самом его исходе — зимой 2000 года — на Кубке мира австриец Андреас Гольдбергер установил рекорд века, совершив прыжок на 225 м.

Фристайл

Когда-то спортсменов, пробующих выполнять на лыжах сальто и трюки, считали сумасшедшими. Прошло немало времени, прежде чем 3 разновидности фристайла — могул, лыжная акробатика и лыжный балет (акроскинг) — были признаны официально. Кубок мира по этому горнолыжному многоборью начал разыгрываться с 1978 года.

Первым в истории фристайла олимпийским чемпионом в 1992 году в Альбервиле стал трижды чемпион мира француз Эдгар Гроспирон. Когда-то он занимался обычным слаломом, но могул ему больше пришелся по душе.

Могул — это спуск на горных лыжах по бугристому склону с обязательным исполнением двух прыжков. Лыжи для могула практически не отличаются от тех, что используют в слаломе. Лыжная акробатика — это прыжок со специального трамплина с обязательным использованием акробатических элементов. А лыжный балет (акроскинг) — это фигурное катание под музыку на гладком склоне (длиной 250 м, шириной 35 м) с вращениями, переворотами и другими эффектными элементами. В олимпийскую программу входят только могул и акробатика. 

Сноубординг

Эта разновидность лыжного спорта — удел любителей экстрима. В нем безумство смелых достигло невиданных ранее высот и во многом благодаря тому, что сноубординг заменил две параллельные доски одной, короткой и широкой, крепления на которой располагаются поперек линии движения.

«Снежные доски»

Сноуборды начали выпускать в конце 70-х годов прошлого века. Компания по их производству была основана американцем Джейком Бертоном Карпентером. А сама идея катания по снегу на доске принадлежит серферу Дмитрию Миловичу, придумавшему так называемый винтерстик.

В начале 80-х скользящую поверхность сноубордов делали из полимерных материалов, а с 1985 года доску стали окантовывать металлом. Теперь для изготовления сноубордов используют технологии и материалы, применяемые в производстве горных лыж.

Так же, как и горные лыжи, сноуборды бывают и универсальными, и предназначенными для спортсменов разных категорий.

В качестве олимпийского вида спорта, как своеобразная альтернатива горнолыжному, сноубординг дебютировал на зимних Играх в Нагано. На Олимпиадах он представлен двумя дисциплинами: параллельным гигантским слаломом и хафпайпом.

В России сноубординг достаточно популярен у молодежи. Есть в нашей стране и трасса для хафпайпа, построенная по международным стандартам на Южном Урале в 1999 году.

Вейкбординг сочетает в себе элементы воднолыжного слалома и акробатики, которые спортсмен выполняет на доске в боковой стойке, несясь за мотолодкой. Вейкбординг появился в Америке и оттуда распространился по миру. Считается, что вейкборд произошел от монолыжи, используемой в воднолыжном слаломе и в фигурном катании. Делают эти доски из стеклопластика, углеволокна, с наполнителем из полиуретана и ячеистых сот. Вейкборды в основном бывают двух видов: для фристайла, в котором главное — трюки, а также для фрирайда, то есть свободного катания.

Водные лыжи

Жители южных стран, обделенные возможностью ступить на снег в пределах отечества, хотели этого не меньше северян. Выход из положения нашли американцы, решив за неимением снега кататься на лыжах по водной глади. Первые водные лыжи придумал житель штата Миннесота Ральф Самуэльсон.

Правда, нового приспособления он не изобрел — использовал обычные зимние лыжи из сосны с петлями для ног. В 1925 году американец Фред Уоллер получил патент на модель водных лыж, также изготовленных из сосны, но со специальной пропиткой и резиновыми креплениями. Через три года еще один американец, Дон Ибсен, не ведая об уже существующем изобретении, «придумал» водные лыжи в третий раз. А в 1939 году в США прошел первый местный чемпионат по водным лыжам.

В 1946 году в Женеве был организован Международный союз воднолыжного спорта, а в 1949-м во Франции проведен первый чемпионат мира по водным лыжам. Первый отечественный чемпионат по воднолыжному спорту прошел в 1966 году в Грузии. Причем тогда многие наши спортсмены выступали на монолыжах. Этот экзотический по тем временам вид спорта в нашей стране официально признали во многом благодаря первым космонавтам, в частности Юрию Гагарину, который был очень неплохим воднолыжником.

Этимологические корни

При исследовании самого слова «лыжи» филологи обращают внимание на родство, существующее в названиях этого приспособления как минимум в 50 языках и наречиях. Схожими словами именуют лыжи тунгусы, буряты, лапландцы, финны, карелы и другие северные народности, которых считают выходцами из районов Алтая и Байкала. И это обстоятельство лишь подкрепляет гипотезу о первоначальном появлении лыж именно в тех местах и последующем распространении их на север.

Вместе с тем считается, что слово «ski», на многих языках означающее «лыжи», происходит от норвежского «скио» и переводится как «расколотое пополам полено». На Руси славянское слово «лыжа» впервые встречается в XII веке в письме митрополита Никифора киевскому князю Владимиру Мономаху.

Нынешние исследователи предполагают, что лыжи были изобретены в конце эпохи верхнего палеолита (около 15—20 тыс. лет назад) людьми, заселявшими заснеженные районы Земли. Поначалу наши предки, вероятно, использовали различные приспособления наподобие снегоступов, увеличивающие площадь опоры и позволяющие передвигаться по глубокому снегу, и изготавливать их могли из шкур животных, коры деревьев или дощечек. Затем ступающие лыжи стали делать из деревянного обода овальной, круглой или подковообразной формы, переплетенного ремнем или гибкой лозой. Древнегреческие историки упоминали о том, что народы, населяющие горы Кавказа, использовали ступающие лыжи. Эта их разновидность, возникшая в незапамятные времена, служила людям в течение многих веков. На них ходили зимой по снегу, а летом — по трясине.

Радость скольжения люди узнали в эпоху неолита. Обнаруженные на побережье Белого моря наскальные рисунки, изображающие людей на узких длинных скользящих лыжах с одной палкой в руке (ею не только отталкивались и тормозили, но и орудовали как копьем), были датированы III тысячелетием до нашей эры. Похожие рисунки, сделанные, по мнению археологов, 2—3 тысячи лет назад, были найдены у берегов Норвегии. Есть свидетельства того, что племена и народности, населявшие горные массивы Алтая и юг Сибири, пользовались лыжами уже во II тысячелетии до н. э. В районе Омска был найден бронзовый нож, на рукоятке которого выгравирована фигурка человека, едущего на лыжах на буксире за лошадью. К периоду неолита были отнесены и обнаруженные в средней полосе России осколки сосуда с изображением лыжника с палками. Целые лыжи и отдельные их части археологи периодически находили на территории Скандинавии и в торфяных болотах России. Самыми же старыми скользящими лыжами (их длина 110 см, ширина 10 см) из найденных при раскопках принято считать те, что были обнаружены на территории современной Швеции. Этим лыжам, по мнению ученых, ни много ни мало 4 500 лет. На территории древнего Новгорода была найдена лыжа, датированная 1-й половиной XIII века и очень напоминавшая современную: ее полотно с заостренным и загнутым кверху носком в длину составляло 192 см, а в ширину 8 см.

...Постепенно лыжи становились не только утилитарным предметом, необходимым в быту, но и неотъемлемой принадлежностью народных забав. На Руси в старину во время зимних народных праздников устраивались состязания в беге на лыжах наперегонки и катании с горок. Шведский дипломат Пальм, побывавший в России в XVII веке, описал в качестве русского изобретения скоростные лыжи современного типа — длинные и узкие, гладкие снизу. Он свидетельствовал о широком распространении лыж в России, о поразительной быстроте лыжников и о важном военном значении этого изобретения.

Лыжи, длинные и крепкие, становились также непременным атрибутом путешествий и полярных исследований. На них передвигались в XVII веке казачьи отряды русских землепроходцев Семена Дежнева — в походах по Колыме и Анадырю и Ерофея Хабарова — во время исследований бассейна реки Лены и Приамурья. Особый след в истории лыж оставила преодолевшая в 1888 году «ледовый щит», покрывающий Гренландию, экспедиция норвежца Фритьофа Нансена. Знаменитый путешественник написал целую книгу, посвященную как своему переходу, так и лыжам в качестве средства передвижения, изложив по управлению ими подробные инструкции. Этот труд, в скором времени получивший широкую известность, во многом способствовал популяризации лыж среди европейцев. В 1912 году до Южного полюса дошли на лыжах англичанин Роберт Скотт и норвежец Руаль Амундсен. Дальние лыжные переходы и пробеги в разное время предпринимались и в России.

Военная лыжня

Первые упоминания об «участии лыж» в войне относятся к 1199 году — с их помощью воевали финны. На Руси в Средние века на время зимних походов из людей, умевших ходить на лыжах, формировалась особая лыжная рать. Так, Никоновская летопись повествует об успешном лыжном походе русской рати, отправленной в 1444 году великим князем Василием на защиту Рязани от хана Мустафы. В 1499 году по приказу Ивана III лыжная рать во главе с князем Курбским отправилась освобождать от татар Югорскую землю. Сибирские казаки в походах против хана Кучума в XVI веке также использовали лыжи. В походах, возглавляемых знаменитым атаманом Ермаком Тимофеевичем, лыжные отряды одерживали победы над татарской конницей. В 1608—1610 годах в боях против польской конницы при снятии осады с Троице-Сергиевой лавры отряд из 5 тыс. лыжников под командованием М. Скопина-Шуйского заслужил, по свидетельству Н.М. Карамзина, весьма «громкую хвалу». В сражениях между пугачевцами и правительственными войсками, относящихся к 1774 году, лыжные отряды выступали с обеих противоборствующих сторон.

В Норвегии в 1550 году из добровольцев, умело передвигавшихся на лыжах, были сформированы целые роты, а с 1689 года там начал действовать специальный лыжный батальон. В Русско-шведской войне 1610 года со стороны шведов участвовал 4-тысячный лыжный отряд. Первое наставление по подготовке лыжников для воинских частей было издано в Норвегии в 1733 году. В войне России со Швецией 1808—1810 годов обе стороны привлекли к участию в боевых действиях быстроходных солдат-лыжников.

Воодушевленное успехами лыжников в войнах военное руководство Скандинавских стран всерьез задумалось об организованном обучении войск езде на лыжах. В результате в 1814 году в Осло на Егербергском холме прошел первый показательный смотр егерского лыжного корпуса, а еще через 12 лет обучение передвижению на лыжах стало обязательным для всех без исключения пехотных частей. Во 2-й половине XIX века в финских стрелковых батальонах, которые в те времена входили в состав русской армии, лыжное дело было очень хорошо развито: постоянно проводились учения, устраивались дальние походы. С 1886 года и во многих частях русской армии, где существовали охотничьи (лыжные) команды, было введено обучение ходьбе на лыжах для нижних чинов. К началу XX века лыжные части имелись практически во всех крупных европейских странах. В Первой мировой войне горнострелковые и егерские части использовали армии Австро-Венгрии, Германии, Франции и Италии.

В 1918 году за серьезную организацию лыжного дела взялась Советская Россия. Созданная в те годы система всеобщего военного обучения предусматривала и фундаментальную лыжную подготовку. В 30-х годах среди воинских частей и подразделений Красной Армии приобрели популярность дальние лыжные пробеги и переходы. Выдающимся достижением стал труднейший лыжный переход пяти советских пограничников от Байкала до Мурманска: за 151 день они преодолели 8200 км. В Советско-финской войне 1939—1940 годов принимали участие лыжники, набранные в специальные отряды из студентов Ленинградского института физкультуры. Особая роль выпала на долю лыжников во время Великой Отечественной войны. Многие спортсмены воевали в специальных подразделениях и партизанских отрядах. В битве за Москву лыжные боевые соединения действовали в фашистском тылу, более 30 лыжных батальонов, сформированных из лучших советских спортсменов, принимали активное участие в ходе контрнаступления. Во время боев под Ленинградом немцы меньше всего хотели встречаться с быстроходными воинами, которых они прозвали «лыжной смертью».

Мария Воробьева

Рубрика: Дело вкуса
Ключевые слова: спорт
Просмотров: 11504