Видеоблоггинг - синтез трех начал

01 октября 2006 года, 00:00

Интернете рождаются сервисы, за короткий срок обретающие всемирную известность и популярность. Уже через год после появления вдруг обнаруживается, что многие вокруг ими пользуются, а еще через какое-то время начинает казаться, будто так было всегда.

Самая последняя из таких стремительно развивающихся сетевых новинок родилась в прошлом году на перекрестке трех технологий: широкополосного Интернета, камерафонов и блогов (сетевых дневников). Степень новизны здесь такова, что для обозначения предмета нашего разговора еще даже не успел сформироваться общепринятый термин. Говорят, например, о видеохостинге, видеоблогах, персональных видеоканалах.

Широкополосный доступ в Сеть дал возможность пользователям загружать видео со скоростью его просмотра. Больше не нужно мучительно ждать, когда скачается ролик, — показ начинается сразу. Параллельно миллионы людей получили в руки дешевый инструмент видеозаписи — камерафоны. И пусть качество отснятых на них роликов оставляет желать лучшего, главное, что это не отредактированные телесюжеты, а кусочки реальной жизни, с легкостью выкладываемые в Интернет. Такие «естественные» ролики вызывают интерес и доверие, как ни странно, именно за счет очевидного непрофессионализма оператора, и сближают новую технологию с традиционными (текстовыми) блогами. Именно за счет этой жизненности блоги успешно конкурируют с газетами. Ну, а видеоблогам сам бог велел конкурировать с телевидением.

Блог — сетевой дневник, в котором посетители могут комментировать записи автора.
Камерафон — сотовый телефон со встроенной цифровой камерой.
Потоковое видео — сетевые ролики, просматриваемые по ходу загрузки без возможности сохранения их на локальный диск.
Трафик — передаваемая по Интернету информация.
Хостинг — услуга по размещению в Интернете информации с обеспечением круглосуточного доступа к ней.

«Заливаем в ю-тьюб»

Так теперь говорят друг другу видеоблоггеры: а залью-ка я, мол, этот ролик в ю-тьюб. «Залить» — синоним «закачать», «загрузить». А «ю-тьюб» — название компании-лидера нового рынка YouTube (tube — «труба»; а как еще канализировать видеопотоки?). Сама операция «заливки» элементарна. Вы регистрируетесь на сайте YouTube.com, загружаете на него видеоролик, и вот уже любой желающий может его посмотреть.

Каждый ролик на YouTube снабжен названием, коротким комментарием и ключевыми словами, по которым его могут найти желающие. Кроме того, все записи рассортированы по категориям: музыка, юмор, человеческие отношения, спорт, животные, путешествия, новости и даже наука и техника. Подсчитывается число показов каждого ролика, ведется рейтинг зрительских симпатий.

К любому сюжету можно оставлять комментарии точно так же, как в обычных блогах. На «новостные ленты» с видеороликами интересных вам авторов можно подписаться. Совокупность подписок формирует у пользователя персональный видеоканал, во многом похожий на ленту последних сообщений «друзей» в обычных блогах, таких как LiveJournal.

Еще в начале нынешнего года о компании YouTube мало кто слышал. Но уже летом к ее серверам ежедневно обращалось до 13 миллионов зрителей, которые просматривали 70 миллионов видеозаписей, а поток загружаемых файлов достиг 50 тысяч в день. Чаще всего, разумеется, выкладываются эпизоды из жизни, заснятые на мобильный телефон или бытовую видеокамеру. Вот расстроенная девушка весьма эмоционально рассказывает о своих жизненных проблемах — и тут же множество комментариев от неравнодушных зрителей, ссылки на пару ответных видеозаписей. Но есть и постановочные сюжеты. На момент написания этой статьи лидером хит-парада на YouTube уже долгое время был ролик под названием «Эволюция танца». За 6 минут артист демонстрирует более двух десятков танцевальных стилей, сменявших друг друга на протяжении XX века. За первые два месяца эту запись посмотрели 25 миллионов раз.

В каждый момент времени серверы YouTube параллельно показывают пользователям больше 100 тысяч роликов. Суммарный исходящий трафик системы превышает 200 терабайт в сутки. Этого могло бы хватить для трансляции видеопотока всех существующих на планете телевизионных станций.

Казалось бы, выложить ролик легко можно на своем собственном веб-сайте, и пусть кто хочет, тот заходит и смотрит. Многие так и поступали. Но никакого прорыва из этого не получалось. О выложенной записи знали только немногочисленные посетители данной веб-странички, остальным было просто не догадаться, что у вас есть что-то интересное. Да оно и к лучшему, кстати. Ведь в тех редких случаях, когда ролик оказывался особенно интересным или забавным, ссылку на него начинали передавать из рук в руки по ICQ или почтой, и тогда тысячи запросов на скачивание могли легко нарушить работу всего сайта.

Давайте подсчитаем: средний видеоролик — это примерно 10 мегабайт. Десять тысяч его загрузок — уже 100 гигабайт трафика, что намного больше, чем выделяется в месяц типичному персональному сайту в Интернете. А превышение трафика придется оплачивать, иначе сайт могут просто отключить. Выходом из тупика стали специализированные видеохостинги. Их серверы подключены скоростными каналами напрямую к крупнейшим мировым узлам Интернета. Это значительно снижает стоимость трафика и обеспечивает высокую скорость для комфортного просмотра видеозаписей. Но централизация не только удешевляет трафик, она еще и формирует огромное сообщество пользователей. Большинство из них с удовольствием копаются среди роликов, выложенных на одном сайте, но никогда не стали бы искать их, будь они разбросаны по Сети. Именно этим кумулятивным эффектом и объясняется стремительный взлет YouTube.

Ускорение прогресса
Каждый новый виток прогресса сетевых технологий — всё короче. Электронная почта появилась так давно, что в это уже не верится — четверть века назад. Однако поначалу ее распространение было неспешным — ведь тогда Интернет (а точнее, его прототип Арпанет) был еще очень маленьким. Поэтому социальные плоды этого революционного изобретения созрели только к началу нынешнего века: современный молодой человек при слове «почта» думает уже не о почтальоне с толстой сумкой на ремне, а о компьютере, подсоединенном к Сети.

Следующий сопоставимый по значению социально-технологический прорыв начался в 1993 году с выпуском первого графического браузера NCSA Mosaic. С ним Интернет неожиданно обрел человеческое лицо. (Пользователь Интернета прежних времен был больше похож на то, как сейчас представляют хакера — сотни UNIXкоманд в голове, текстовый интерфейс, никаких картинок на экране). В это время персональные компьютеры были уже у многих, и поэтому ждать бума пришлось совсем недолго, всего каких-то года три. Дальше события пошли быстрее. В конце 1996 года появляется первая и до сих пор самая популярная в мире служба мгновенных сообщений ICQ. Через полтора года число ее пользователей перевалило за 10 миллионов и компания была продана за треть миллиарда долларов. Секрет успеха крылся в том, что уже много людей выходили в Интернет по выделенным линиям связи с постоянным подключением и им очень понравился сервис присутствия — возможность видеть, кто из знакомых сейчас в Сети, а кто нет. О том, насколько это важно, говорит само уже укоренившееся в русском языке слово «аська», применяемое не только для ICQ и получившее хождение наравне с «клавой» для клавиатуры. С ростом скорости каналов все заманчивее становилась идея голосовой и видеосвязи через Интернет. И как только она была удобно и надежно реализована в виде бесплатной программы Skype (в 2003 году), так буквально в течение года новый сервис обрел мировую популярность и вскоре был куплен почти за 3 миллиарда долларов. А нам это в ближайшее время принесет обвал тарифов на голосовую связь и развитие видеотелефонии.

Конкуренты не дремлют

В конце июня американская медиабаинговая компания Carat объявила, что на рынке Соединенных Штатов YouTube обогнала по степени проникновения телеканал MTV. Месяц спустя компания MTV заявила, что планирует создать или купить аналогичный сервис. Но догнать лидера будет очень трудно, тем более что за его спиной разгорелась жесточайшая конкуренция. В борьбу вступили такие гиганты, как Google и Yahoo!, и кроме них еще несколько десятков проектов.

Чувствуя реальную угрозу, традиционные видеопоставщики стали давить на YouTube по юридической линии. Пользователи часто нарушают правила и загружают чужие видеоклипы, фрагменты теленовостей, удачные рекламные ролики. Защитники копирайта обвиняют YouTube в недостаточном противодействии нарушениям. В пример они приводят Google.Video, где каждый ролик выкладывается только после прохождения копирайтной цензуры, иногда с задержкой на несколько дней. Такой режим не нравится пользователям, которые хотят, чтобы ролики публиковались немедленно. Идя на уступки критикам, YouTube летом сменила технологию показа роликов, сделав так, чтобы их нельзя было сохранять на диске. Но вряд ли компания согласится вводить цензуру, которая угрожала бы ее безоговорочному лидерству.

А между тем ее лидерство уже приносит осязаемые плоды. Если в начале лета многие аналитики недоумевали, как собирается компания окупать свои расходы (ведь один только трафик стоит больше миллиона долларов в месяц), то в конце лета YouTube дала ответ, подписав соглашение с американской телекомпанией NBC о продвижении ее программ путем загрузки в систему промо-роликов и фрагментов будущих шоу. Соглашение охватывает осенний сезон 2006 года, но вряд ли дело этим ограничится. На наших глазах в Интернете зарождается новая среда общения, а вместе с ней новый рекламоноситель, способный на равных конкурировать с непотопляемым, казалось бы, телевидением.

Александр Сергеев

Рубрика: Digital
Просмотров: 8252