Наука о жизни

01 июля 2006 года, 00:00

Бум увлечения Аюрведой, что в переводе с санскрита означает «наука жизни», докатился и до Росссии. Принципиально отличающиеся от привычных для европейцев древнеиндийские методы лечения и оздоровления получили признание даже у такой строгой и придирчивой организации, как ВОЗ. Однако для большинства людей — это не более чем экзотическая медицина, замешанная на поиске пракрити, или истинной природы человека и трех ее составляющих энергий-дош — ваты, питты и капхи.

На протяжении столетий Аюрведа была предана забвению. Вторую жизнь она обрела благодаря Махариши Махеш Йоги, который и стал основателем современного ведического учения Взлетом своей популярности Аюрведа обязана легендарным музыкантам из «Битлз». Случайно оказавшись на выступлении Махариши Махеш Йоги о «Духовном возрождении» в лондонском «Хилтоне», они настолько прониклись его идеями, что немедля испросили разрешения приехать к нему на частный 10-дневный курс, который проходил в Бангоре, в Уэльсе, а после этого они отправились вслед за гуру в Индию в Ришикеш.

О большей рекламе нечего было и мечтать. Популярность учения Махариши возросла настолько, что к 1965 году число приверженцев Аюрведы во всем мире составило около миллиона человек. А в 1985 году она была признана ВОЗ как эффективная система альтернативной медицины, и врачам-аюрведам было официально разрешено открывать свои клиники. «Потребовалось наступление научной эпохи, чтобы мир смог полностью оценить значимость Аюрведы как целостной и совершенной системы здравоохранения», — резюмировал основоположник современного направления Аюрведы Махариши. Хотя, скорее всего, Аюрведа не обрела бы такую известность на Западе, если бы не готовность поклонников великолепной четверки слепо следовать примеру своих кумиров.

Пять ступеней к здоровью

Древнеиндийские книги мудрости Веды касаются всех сторон человеческого бытия. Одна из наиболее ранних — Атхарваведа (Веда заклятий и заклинаний), возраст которой предположительно около 5 тысяч лет, была посвящена здоровью. Принципы лечебного воздействия, основанные на создании гармоничных отношений между природой и человеком, и стали фундаментом современной Аюрведы. Несмотря на то что ее определенным образом адаптировали для европейских потребителей, понять, как она «работает», непросто. И это неудивительно, ведь прагматичным людям Запада более привычна академическая медицина, которая направлена на разработку новых методик и технологий.

И хотя цель лечебных мероприятий обоих направлений едина, подход к избавлению от болезни различен. Так, согласно сакральному учению человек не есть существо, стоящее на высшей ступени развития живых организмов, а всего лишь малая частица Вселенной, состоящая из пяти стихий: эфира, воздуха, огня, воды и земли. И любые нарушения в их взаимодействии как раз и являются болезнью. Правда, следуя аюрведической терминологии, правильнее было бы сказать не «болезнью», а «отсутствием здоровья» или «его недостатком», для восстановления которого достаточно устранить возникший дисбаланс. Эта сложная система не предполагает самолечения и, конечно же, требует контроля со стороны опытного гуру-врача. Кстати, чтобы стать профессионалом, или, как они сами себя называют, вайдьи, необходимо получить соответствующее образование в специальных университетах.

Однако для полного исцеления пациенту предстоит пройти 5 уровней «ремонта», которые и завершат соединение целостности телесного и духовного в человеке. Итак, первый уровень лечения направлен на устранение телесного недуга. Достигается это особой диетой, применением лекарственных трав, различными видами массажа и специальными упражнениями. Но это, как считают специалисты Аюрведы, всего лишь мероприятия скорой помощи: улучшение здоровья и облегчение страданий — не более чем временный результат, так как затрагивает только грубую (телесную) материю, не прикасаясь к более тонким — разуму и духу.

Второй этап направлен на формирование полезных привычек и является профилактикой психических и телесных болезней. К ним относятся различные дыхательные упражнения, соблюдение ежедневного режима, упражнения йоги, очищение организма, которое проводится с применением легких трав и масел, и в таком случае назначается всем. Более радикальный метод, подразумевающий рвотную терапию и клизмы (процедура «Панчакарма»), показан далеко не каждому и не является обязательным для всех пациентов.

Разобравшись с грубой материей, можно переходить на третью ступень совершенствования, где надлежит обрести гармонию во взаимоотношениях с окружающими людьми. Достичь этого надлежит изживанием в себе недостатков, работая над собственным характером.

Четвертый этап лечения — это развитие сознания, чему способствуют аскетический образ жизни, чтение благоприятных ведических гимнов, молитв и мантр. На этом уровне человеку необходим духовный наставник, который поможет утвердиться в правильности выбранного пути. Кстати, именно на этом месте дрогнули убеждения «Битлз». Что-то помешало их наставнику достучаться до их сознания.

Тот, кто мужественно сумел преодолеть первые четыре ступени, переходит к пятой — пониманию высших целей жизни. Этот уровень предполагает занятие духовной практикой, медитацией. Только так человек может прийти к обретению здоровья. Однако не следует расслабляться, считая, что дело сделано. Освоенные жизненные установки придется соблюдать до конца дней.

Наверняка для многих пройти полный курс Аюрведы нереально. Поэтому есть те, кто ограничивается лишь первым этапом. Но даже эта экскурсия в мир оздоровления оказывает весьма благотворное воздействие на организм.

Мнение специалиста
Врач Аюрведической клиники Diplomat Clinic др. Прабхураджан (DR.PRABHU RAJAN). — Согласно аюрведическому подходу ум и тело являются единым целым. Поэтому и подходы к лечению физического и психического недуга не могут быть разделены. С помощью врачебного опроса и осмотра, используя специальные аюрведические методы диагностики — исследование пульса, роговицы глаза, ушной раковины, губ и языка, — специалистами ставится диагноз. После чего составляется индивидуальная программа лечения, которая включает диету, йога-асаны, подходящий режим дня, массажи и другие аюрведические процедуры. Все эти мероприятия и помогут восстановить баланс дош и вывести шлаки из организма. Хотя надо сказать, что истинное предназначение Аюрведы — это профилактика заболеваний, а не активное лечение.

Три части, три доши

Чтобы правильно выбрать методы лечения, врачу-аюрведу необходимо определить природу человека — пракрити, то есть, иными словами, все присущие конкретному человеку физиологические и психологические особенности. Складывается пракрити из трех базовых энергий, или дош (в переводе с санскрита означает «легко изменяющаяся часть»): ваты, питты и капхи. Их сочетание определяется во время зачатия и сразу после рождения начинает проявляться. От качества этого союза и будут зависеть интеллект, конституция и здоровье.

Деятельность нервной системы находится под контролем ваты, все химические процессы, в том числе обменные процессы и работа пищеварительной системы, — питты, а развитие опорно-двигательного аппарата и покровных тканей — капхи. Если какая-нибудь из них превалирует, то у человека появляется предрасположенность к заболеваниям со стороны самой сильной доши. Великий аюрведический мудрец Чарака сказал: «Вата, питта и капха поддерживают целостность живого человеческого организма в его нормальном состоянии и равноправно сочетаются друг с другом таким образом, чтобы делать человека цельным существом с его обладающими силой индриями (органами чувств), хорошим цветом лица и несомненным долголетием». А это означает, что здоровье возможно только при равноценном влиянии трех энергий, хотя такая благостная картина встречается довольно редко.

Огонь, вода и воздух

Преобладающую силу одной из дош можно определить по типу конституции человека. Всего их три: Вата-конституция (доша воздуха), Питта-конституция (доша огня), и Капха-конституция (доша воды). Каждому из типов присущи характерные черты. Так, люди воздушного типа, как правило, имеют хрупкое телосложение, бледный цвет лица, сухую кожу и ломкие волосы, а также слишком высокий или, наоборот, низкий рост. Они суетливы и разговорчивы, нерешительны и не уверены в себе. Они более всего уязвимы и предрасположены к болезням, особенно со стороны нервной системы.

Люди, относящиеся к огненному типу, имеют средний рост, средний вес и хорошо развитую мускулатуру. Они наделены незаурядными умственными способностями, но при этом склонны к агрессии и гневу. Более всего люди огня подвержены заболеваниям печени, язвенным и кожным болезням.

Водный тип часто имеет рост ниже среднего, грузную комплекцию, склонность к полноте и ожирению. Такие люди очень эмоциональны, романтичны и сентиментальны. Чаще других страдают от простудных, бронхиальных и легочных болезней, связанных с застоем слизи или мокроты.

Мнение специалиста
Генеральный директор компании «Аюрведа плюс» в Санкт-Петербурге Шелковников Андрей Андреевич: — Многие хронические заболевания поддаются лечению с помощью методов Аюрведы, в то время как современная медицина может лишь приостановить их течение. С помощью первой можно лечить самые серьезные заболевания, такие как сахарный диабет или псориаз. Сегодня индийская культура все больше привлекает внимание Запада, и, возможно, через какой-то промежуток времени Аюрведа станет одним из наиболее популярных методов лечения в Европе. Это связано прежде всего с тем, что она основана на многовековом опыте, в Аюрведе описаны практически все известные заболевания, и к каждому из них есть индивидуальный подход. Ее методы направлены на более тонкую балансировку всего организма, и наибольшее внимание уделяют причине заболевания, в отличие от европейской медицины, которая направлена на устранение симптомов заболевания, а причинно-следственные связи не рассматривает. Это не могли не оценить и врачи академического направления медицины. Об Аюрведе больше не говорят как о лженауке, и она постепенно входит в жизнь западного человека.

Паровые «ванны» с эфирными маслами в сочетании с массажами и правильным питанием — эффективное лечение при хронических отитах Чтобы тело и душа были молоды

В лечении, по Аюрведе, важнейшее место занимает правильное питание, нейтрализующее силу, свойственную данному типу конституции, доше.

Ключом к пониманию, каким оно должно быть, служит вкус. Он может быть сладкий, соленый, кислый, острый, горький или вяжущий. Каждый из них наделен особыми качествами-гунами и оказывает специфическое действие на организм. Пища с легким вкусом быстрее усваивается, а для переваривания еды с тяжелым вкусом требуется большая затрата энергии, противоположным эффектом обладают увлажняющий и сухой вкусы. Универсальным продуктом, восстанавливающим равновесие всех трех дош, является «гхи» — топленое сливочное масло. Оно рекомендовано для людей любого типа конституции. Традиционные для индийской кухни специи и травы приобретают в Аюрведе значение терапевтических средств. Каждая имеет свое назначение. Например, корица — согревает и очищает, куркума — очищает кровь и незаменима при ангинах и других заболеваниях горла, мускатный орех — расслабляющее средство, помогающее при бессоннице. Всего в аюрведических трактатах упомянуто более 600 таких полезных лекарственных растений, и все они имеют уникальные свойства.

Собирать растения, чтобы те имели целебную силу, необходимо по четко прописанным в Ведах правилам: в определенный час определенного времени года. Но и это еще не все, есть растения, которые могут собирать только мужчины или только женщины.

Сировасти — массаж струей теплового масла, применяется при сухости в носу, рту и горле, сильных головных боля и параличах лица Их используют не только в пищу, но и для изготовления всевозможных настоев, порошков и масел для массажа. В соответствии с распределением дош массаж может быть теплым, влажным, охлаждающим, сухим, энергичным, а также ручным или ножным. Из всего разнообразия можно выделить несколько наиболее популярных видов. Удвартанам — так называемый «порошковый массаж», который применяют при различных заболеваниях кожи, ожирении или нарушении обмена веществ. Для него используется смесь сухих трав, травяных паст, глины и муки. Абхьянгам — особый тип массажа, при котором совершаются движения в соответствии с циркуляционными каналами организма, он помогает при нервных расстройствах, бессоннице и усталости. Существуют специальные процедуры, когда масло втирается в кожу либо льется на тело. Например, процедура Сировасти заключается в том, что на голову пациента надевается специальная кожаная шапка, плотно прилегающая к голове, в которую наливается теплое масло. Считается, что такая процедура эффективна при головных болях.

И если уж мероприятия первого этапа Аюрведы касаются не только здоровья, но и красоты, и омоложения, нельзя не сказать о косметических средствах. Изготавливают их по старым рецептам специально для вата-, питта- и капхатипов, которые предназначены соответственно для сухой, нормальной и жирной кожи. Стоит такая продукция недешево, да и приобрести ее можно исключительно в аюрведических медицинских центрах.

Но уж если принято решение оздоравливаться по индийской методике и выглядеть, как Мадонна, испытавшая это на себе, то и все составляющие лечения должны быть аюрведическими.

Из книги ведической кулинарии

Прежде всего надо сказать, что аюрведическое питание не только полезно, но и вкусно, и сытно. Например, обед всегда должен состоять из 6 смен блюд и включать все 6 вкусов. Начинать следует с мучного или тяжелого сладкого блюда — торта, пирога или хлеба с маслом. Затем следует салат из свежих мелко натертых овощей со сметаной или маслом. После этого — суп или котлеты из бобовых. За ними подают проваренные, тушеные или жаренные на масле гхи овощи. Дальше следует очередь риса или другой крупы, которые сдабривают соусами и специями. И завершают обед свежими фруктами, соком или травяным чаем. Особых талантов приготовление пищи не требует. Это под силу любому. Судите сами.

Сабджи
Для приготовления первого блюда потребуется: 5 картофелин, 1 кг капусты, 300 г моркови, 50 г топленого масла, 2—3 лавровых листа, 1/3 ч. ложки тмина, 1/3 ч. л. кориандра, 1/4 ч. л. красного молотого перца, соль, 1/2 ч. л. корицы, сок одного лимона.
Почистите и порежьте овощи. Нагрейте масло и обжарьте специи в течение 10 секунд, туда же положите морковь и жарьте еще 5 мин., после чего к ним добавьте картофель и капусту, залейте водой, закройте крышкой и тушите до полной готовности. Перед подачей на стол добавьте лимонный сок, зелень и сметану.

Севьян
Одна из любимых индийских закусок. Ее можно есть с овощными блюдами или салатами. Для приготовления потребуется: 200 г муки, 0,5 ч. л. молотого красного перца, 1 ч. л. куркумы, 1,5 ч. л. соли, 125 мл холодной воды, топленое или растительное масло для обжаривания.
Смешайте все компоненты до однородной массы. Затем растопите масло и продавите в него через дуршлаг пасту, так, чтобы она имела вид вермишели. Поставьте на огонь и, аккуратно переворачивая, поджарьте до светло-коричнего цвета.

Пакоры
Для их приготовления могут подойти абсолютно любые овощи, нарезанные мелкими ломтиками. Для приготовления кляра нужно: 150 г гороховой или нутовой муки, 1 ст. л. семян калинджи, 1/2 ч. л. молотой корицы, 1/4 ч. л. молотого красного перца, 2 ч. л. молотого кориандра, 2 ч. л. молотого кумина, 1/4 ч. л. куркумы, 1/4 ч. л. асафетиды, 2 ч. л. соли, 1/2 ч. л. пищевой соды, 250 мл холодной воды.
При приготовлении кляра воду нужно вливать небольшими порциями, постоянно взбивая массу до тех пор, пока не образуется тесто, по консистенции сходное с густой сметаной, затем поместите туда овощи. Масло нужно довести до кипения, после чего опускайте в него ломтики. Жарьте до тех пор, пока они не станут румяными и хрустящими.

Наталья Татьянина

Рубрика: Медпрактикум
Просмотров: 7645