Подъемная сила "духа свободы"

01 августа 2002 года, 00:00

Говорят, Бог любит троицу. Иными словами, нужно трижды попытать счастья, прежде чем добьешься желаемого. Американца Стива Фоссета судьба заставила удвоить это заветное число. Только с шестой попытки ему удалось достичь желаемой цели. Его упорство не может не вызывать уважения, хотя чего еще ждать от человека, который поставил перед собой задачу побить все мыслимые рекорды.

3 июля 2002 года путешественник Стивен Фоссет с шестой попытки смог наконец успешно завершить одиночное кругосветное путешествие на воздушном шаре. Он стал первым человеком, которому это удалось. Возможно, в наши дни на фоне достижений технического прогресса этот рекорд не вызовет удивления. Впрочем, нельзя забывать и о том, что любое кругосветное путешествие, даже с применением новейших технических усовершенствований и необходимых приспособлений, — предприятие в высшей степени непростое. А если представить себе, насколько тяжело в полном одиночестве на ничем не защищенном воздушном шаре преодолеть расстояние в 34 тысячи километров, при этом ни единого раза не совершив посадки, становится ясно, почему воздушная кругосветка и до сего дня остается одним из самых труднодостижимых, но в то же время и желанных для человеческого честолюбия рекордов.
 
В 1981 году американцы Макси Андерсон и Дон Айда сделали было попытку побить его, но их предприятие потерпело фиаско. И лишь спустя почти 20 лет (в 1999-м) еще двум смельчакам — швейцарцу Бертрану Пикару и британцу Брайану Джонсу — удалось достичь доселе недостижимого. К тому времени Фоссет, обуреваемый той же мечтой, уже четырежды — в 1996-м, 1997-м и два раза в 1998-м — становился героем мировых новостных хроник, следящих за его неустанными попытками совершить одиночный кругосветный перелет. Все они оказались неудачными. Одержимый американец прекрасно знал, что на этом он не остановится, и продолжал подготовку к очередной попытке, при этом не забывая участвовать во многих других экстремальных и престижных мероприятиях и зачастую становясь в них победителем. В пятый раз Фоссет решил стартовать из Австралии, видимо, сочтя Зеленый континент более счастливым местом для почина, чем все предыдущие. Однако Южное полушарие было выбрано не случайно, так как здесь проще получить разрешение на использование воздушного пространства. Но август 2001-го опять не принес ему успеха. Тут, в общем, было от чего прийти в отчаяние, особенно, если учесть, что все его предыдущие попытки были очень близки к победе. Но Фоссет впадать в отчаяние не стал — он стал готовиться к новому полету. Впрочем, имей он другой, менее стойкий характер, не быть ему ни владельцем инвестиционной компании, ни миллионером.

Новый полет был намечен на лето 2002 года. Веру в победу, присущую Фоссету, к началу шестого по счету старта уже мало кто разделял, но так как заявка была сделана, следить за его действиями все же было необходимо. И, как выяснилось позже, никто не мог бы пожаловаться на отсутствие драматических коллизий во время этой, ставшей удачной, попытки перелета. Воздушный шар, изготовленный по его заказу, был величиной с 10-этажный дом и носил название «Spirit of Freedom», или «Дух свободы». Местом старта Фоссет избрал тот же, что и год назад, Зеленый материк, точнее, город Нортем в западной его части. 19 июня шар поднялся за одну минуту на высоту 137 метров, затем развил скорость 95 км/час и взмыл уже на 6 100 метров. Последующие два дня прошли вполне благополучно — к концу 21 июня Фоссету удалось в восточном направлении пересечь Австралию, преодолев при этом 6 360 километров со скоростью 130 км/час.
 
Но дальше начались сюрпризы. 23 июня сам Фоссет впоследствии охарактеризовал как наиболее тяжелый день за все время путешествия. Шар попал в полосу сильного шторма, сопровождаемого крайне неблагоприятной ветровой ситуацией. Фоссет вынужден был опуститься на высоту 274 метра и передвигаться с поистине черепашьей скоростью 32 км/час. Дальше — больше: усиливающийся шквалистый ветер опускал шар все ниже и ниже, и ситуация начала принимать угрожающий характер не только для успеха самого предприятия, но и для безопасности самого Фоссета. Наконец, Природа смилостивилась над отважным воздухоплавателем, и небо начало потихоньку проясняться. Шар постепенно набрал высоту 7 468 м, но скорость полета все равно была невелика — всего 56 км/час.
 
Не успел Фоссет перевести дух, как уже на следующий день — 24 июня одна из горелок, замерзнув, вышла из строя и шар начал стремительно набирать высоту. Фоссет, прекрасно понимая, чем может грозить ему дальнейший набор высоты и потеря гелия, решает обвязать горелку пакетами топлива, с помощью которого он разогревал себе еду. Благодаря этому горелка оттаяла, что позволило снизить высоту до отметки 6 858 м. К тому моменту Фоссет уже покинул воздушное пространство Новой Зеландии и держал путь в Южную Америку. За его спиной осталась треть пути — 10 532 км.

26 июня возникла новая опасность. На этот раз шар под воздействием нисходящих воздушных потоков начал быстро терять высоту. Только благодаря переговорам, которые упрямец вел со своей метеорологической службой, положение удалось исправить, и поднявшийся ввысь шар оказался в благоприятном для него воздушном потоке, дающем возможность быстро лететь в нужном направлении — в сторону Чили.

К концу 27 июня Фоссет на высоте 7 620 м, идя со скоростью 181 км/час, пересек Атлантику, оставив позади 15 728 км. Но уже 29 июня он попадает в очередной шторм. Шар пришлось опустить почти в два раза ниже, а скорость существенно сбавить (до 75 км/час). Но и это бы еще полбеды — в довершение ко всему из-за высокой температуры ледяная корка, покрывавшая купол шара, начала таять и гондола оказалась под настоящим ливнем, но в то же время до желанного побережья западной части Австралийского материка оставалось всего 6 500 км. И все же на этот раз Фортуна явно была намерена показать Фоссету свое лицо, и к концу дня 1 июля он, «поймав» удачный быстрый ветер, миновал восточное побережье Африки и направился непосредственно к Австралии. 22944 км, то есть три четверти пути, было им уже пройдено.

2 июля Фоссет достиг 117 градуса восточной долготы, поднялся на высоту 10 576 м и летел уже над облаками, окруженный снежными вихрями. Долго в таких условиях находиться было нельзя, да и желанная цель была уже настолько близка, что рисковать не имело смысла. Фоссет сбавил высоту до 8 534 м, а скорость полета составляла в тот момент 101 км/час.

В тот же день, в 20:53 по австралийскому времени, было официально зарегистрировано, что американский путешественник Стив Фоссет пересек 116.42.16 градус восточной долготы к югу от города Нортема. А это, собственно, и означало, что Фоссет стал первым в мире человеком, совершившим одиночный перелет вокруг Земли на воздушном шаре за 13 дней 12 часов 16 минут и 13 секунд.

Этим дерзким путешествием он побил сразу три рекорда. Во-первых, обогнул земной шар, во-вторых, преодолел самое большое расстояние (34 000 км) и в-третьих, впервые в мире в одиночку без единой посадки провел в воздухе 14 дней и 20 часов (так как из-за неблагоприятного встречного ветра ему пришлось уже после установления рекорда потратить еще немало сил и времени, чтобы совершить посадку).

И в течение этого полета, и уже после его успешного завершения многие из тех, кто следил за передвижением Фоссета, недоумевали: в чем же, собственно, состоит его миссия первопроходца, если гондола шара была оснащена немалым количеством электронных приборов, системой автопилотного управления, а также компьютером, с помощью которого регулировалась высота полета? Объяснение всему этому есть. Да, бесспорно, помощь компьютера при достижении нужной высоты весьма существенна, но даже при его содействии управление газовыми горелками, подогревающими воздух в шаре, — целое искусство. Да, автопилот позволял ему хотя бы на время отдохнуть и даже поспать, но опять же не стоит забывать, сколько длился этот сон. Да, приборы, обеспечивающие связь с внешним миром, и особенно с метеорологами, существенно помогали ему ориентироваться в воздушных потоках, но никто, кроме Фоссета, конечно, имевшего все эти возможности, не мог в эти дни управлять огромным воздушным шаром, лишенным двигателя. И никакая электроника не спасла бы его
в условиях штормов, тропических бурь и шквального ветра, не умей он, подобно воздухоплавателям прошлого, ловить сопутствующие воздушные течения и направлять свой аппарат в нужном направлении, а также справляться с постоянной нехваткой кислорода, пусть даже с помощью маски. И все-таки путешествие Фоссета, ставшее вызовом, брошенным не только самому себе, но и Природе, было успешно завершено.

Предыдущие попытки Стива Фоссета  облететь вокруг Земли на воздушном шаре

1996 год, с 8 по 11 января. Место старта — Южная Дакота (США). Место посадки — Сент-Джон (Канада).

1997 год, 13—20 января. Место старта — Сент-Луис (США.). Место посадки — Султанпур (Индия).

1998 год, 1—5 января. Место старта — Сент-Луис (США.). Место посадки — станица Гречная (Россия).

1998 год, с 7 по 16 августа. Место старта — Мендоса (Аргентина). Место посадки — Коралловое море.

2001 год, с 4 по 17 августа. Место старта — Нортем (Австралия). Место посадки — к югу от Баже (Бразилия).

Чемпион-универсал

Надо сказать, что, хотя натуре Фоссета вообще свойственно постоянное стремление к лидерству, желание стать Чемпионом появилось у него в достаточно зрелом возрасте. Причем круг его интересов далеко не ограничивается областью воздухоплавания. На протяжении последних 20 лет он принимал и принимает до сих пор участие в немыслимом количестве состязаний самого различного свойства — от лыжных соревнований до кругосветных авиаперелетов. Причем, чем неординарнее и экстремальнее поставленная задача, тем больший азарт охватывает Фоссета. Безусловно, эта его страсть не смогла бы найти такого широкого применения, не будь он столь богат.

Ведь именно размер его состояния позволяет ему пускаться в столь дорогостоящие предприятия, каковыми, например, являлись и все его попытки в одиночку обогнуть Землю на воздушном шаре, и различные морские гонки на яхтах и на собственном 38-метровом катамаране «Плей-Стейшн».
 
Но главное заключается в том, что все эти предприятия очень часто заканчиваются для Фоссета не банальным участием ради участия, и даже не просто победами, а чемпионскими титулами мирового масштаба. Так что Стива Фоссета трудно заподозрить в том, что его стремление к соревновательной «всеядности» является банальной блажью скучающего миллионера. Об этом свидетельствует и далеко не полный перечень его достижений.

Гонки на собачьих упряжках
Март 1992 года. 1 874 км по Аляске.

Айронмен триатлон
Октябрь 1996 года, Гавайи. Во время этих соревнований необходимо проплыть 3,8 км, проехать на велосипеде 180 км, пробежать 41 км.
24-часовые автомобильные гонки Ле Ман
Июнь 1993 года, июнь 1996 года.

Яхтинг
9 мировых рекордов (с 1993 по 2002 год). 3 — личных мировых рекорда по яхтингу (1996, 1998, 1999 годы).
10 декабря 2001 года — мировой рекорд по пересечению пролива Ла-Манш под парусом. На собственном 38-метровом катамаране «Плей-Стейшн» с командой из 11 человек Фоссет стартовал от британских берегов и через 6 часов 21 минуту и 54 секунды со средней скоростью 40 км/час прибыл во французский порт Динар. Улучшил мировой рекорд, установленный в 1997 году, на 27 минут 25 секунд.

Авиа
2 трансконтинентальных рекорда по воздушным перелетам на невоенных самолетах среднего класса (США):
6 апреля 2000 года — Запад—Восток (Сан-Франциско — Нью-Йорк), 17 сентября 2000 года — Восток—Запад (Джексонвилль — Сан-Диего).
2 рекорда в кругосветных авиаперелетах на самолетах Н-класса — февраль и ноябрь 2000 года.
7 февраля 2000 года — установил мировой рекорд, облетев земной шар на небольшом самолете «Сесна» за 41 час 13 минут 26 секунд. Прежний мировой рекорд был установлен 12 лет назад, Фоссет улучшил его на 5 часов. За время полета было совершено 6 запланированных посадок, при которых абсолютный рекорд пребывания в аэропорту составил 18 минут. За это время самолет Фоссета был диагностирован, а он и его помощники прошли медицинский осмотр.

Лыжные гонки
2 национальных рекорда в Аспене — февраль 1998 и февраль 2000 годов.

Плавание
9 сентября 1985 года пересек Ла-Манш вплавь за 13,5 часа.

Владимир Горских

Рубрика: Образ жизни
Ключевые слова: путешествия
Просмотров: 7453