Охотники за головами

01 октября 1993 года, 00:00

Если дать Индии краткую и емкую характеристику, можно сказать, что эта страна представляет собой «единство в разнообразии». Что, в общем-то, вполне справедливо: ведь в Индии насчитывается более четырех тысяч общностей или «общин», и все они отличаются по этническим, языковым, кастовым, культурным и религиозным признакам.

Жители гор, или люди-тигры

Един в своем разнообразии и штат Нагаленд, расположенный на северо-востоке страны, на границе с Бирмой, гор покрыты труднопроходимыми тропическими джунглями. В сезон дождей сообщение между населенными пунктами становится практически невозможным: протяженность дорог с твердым покрытием, которым не страшна непогода, не превышает  полторы  тысячи километров. Эти дороги соединяют столицу штата Кохиму с центрами семи районов. Остальное — грунтовки или, чаще всего, горные тропы.

Коренные жители штата называют себя нага. Происхождение этого слова так и осталось загадкой. Толкуя его значение, одни исследователи ссылаются на то, что в древнем санскрите «нага» означало «змея» или «демон с головой человека и хвостом змеи». Другие цитируют небезызвестную «Географию» Клавдия Птолемея, где среди прочего встречается упоминание о неких «нанга лога» — обнаженных людях, которые жили как раз на территории нынешнего Нагаленда. Третьи полагают, что под словом «нага» подразумевается просто «житель гор». Наконец, есть предположение, что существующие в местных диалектах слова «нок» или «нока» переводятся как «юноша» или «воин».

Вполне возможно, что первоначальный смысл слова кроется в истории происхождения народа нага. Однако научные споры по этому поводу продолжаются и по сей день...

Однажды в Нагаленде оказались двое любознательных немцев. Их как раз интересовала история происхождения народа нага. Но, как ни старались путешественники, опрашивая местных жителей, ничего толком им узнать не удалось. Правда, в конце концов немцам повезло: экскурсовод музея в Кохиме рассказала им легенду о том, что нага якобы приплыли на больших лодках в Бенгальский залив с островов Борнео и Суматра. Пристав к берегу, они двинулись в глубь страны и добрались до северо-восточных нагорий; места им понравились, и они решили там поселиться. Память о своей прародине нага сохраняют в виде непременного атрибута украшений как женщин, так и мужчин — ожерелий из обточенных морских раковин. Подтверждают легенду и встречающиеся в некоторых деревнях огромные ритуальные барабаны, по раскраске и форме напоминающие полинезийские лодки. Звук из них извлекается битами в виде весел.

Однако великого открытия немцы не сделали. Еще в 1946 году известный английский этнограф Джон Хаттонн отмечал, что в нынешнем облике многих нага отчетливо прослеживаются признаки негроидной расы — папуасов и меланезийцев, а у некоторых — ярко выраженные монголоидные черты.

Что же касается языков нага, лингвисты относят их к тибето-бирманской семье. А это означает, что они могли прийти с севера Бирмы или из приграничных районов Китая.

Впрочем, если судить по древним преданиям самих нага, их прародиной могла быть не только Океания или Северная Бирма. Кроме того, в священной «Рамаяне» и других индийских мифах подтверждается, что в незапамятные времена в предгорьях Гималаев, к северу от реки Ганг, процветало могучее царство нага. И даже сам герой Рама был в союзе с царями нага. Существуют легенды и о том, будто бог Кришна происходит из нага центральной Индии, которых еще называли киратами, то есть «людьми-тиграми».

По одной из легенд, в давние времена человек, тигр и дух были единоутробными братьями. Однако после смерти матери они поссорились, начали враждовать и в конце концов лишились былого могущества; царство wara распалось, а сами нага были оттеснены ариями в горы на северо-востоке. Так что смерть от нападения тигра до сих пор считается недостойной для, воинов-нага.

В шестидесятых-семидесятых годах в окрестностях Матхуры, что в 130 километрах к юго-востоку от Дели, где проходили археологические раскопки, были обнаружены материальные следы культуры Царства нага — священный храм, возведенный в II веке до нашей эры. По оценкам археологов, архитектура храма и искусно выполненные украшения свидетельствуют о высоком уровне культуры древних нага.

Итак, как мы теперь знаем, у нага могли быть сразу три прародины, что, вероятно, и объясняет многоликость современного Нагаленда: в настоящее время здесь проживают 16 разных племен — ангами, ао, сема, ренгма, коньяки, зелианги, лотха и другие.

Племена различаются не только по названиям, но и по физическому облику. Так, населяющие район Кохимы ангами высоки ростом и по типу лица близки к европейцам. А зелианги низкорослы, им, как и коньякам, присущи монголоидные черты.

Различия подчеркиваются и традиционной формой платья, причесок, украшений, оружия. В последнее время молодые нага предпочитают европейскую одежду — джинсы, куртки, костюмы, но и в этом случае непременным атрибутом остается красное домотканое покрывало с рисунком, указывающим на принадлежность к тому или иному племени. Очевидцы рассказывают, как по утрам в Кохиме группы молодых нага идут в школу, одетые в школьную форму, но с неизменным покрывалом на плечах. То же самое можно увидеть и в растущих, как грибы после дождя, дискобарах и видеосалонах.

Упорное подчеркивание принадлежности к тому или иному племени есть не только дань традиции, но и отражение вполне реальной неприязни и даже вражды между племенами, идущей из глубины веков. Эта вражда во многом определяет облик 860 деревень Нагаленда. Деревня обычно располагается на труднодоступной вершине горы. Она окружена частоколом с единственным выходом — воротами с традиционным узором. Воротам придается ритуальное значение как символу выхода в большой мир и защиты от угроз этого мира. Обветшавшие ворота не сжигают, а бережно хранят на почетном месте. Деревня нага — это община, у которой есть своя земля, пастбища, рыбные затоны, охотничьи угодья.

В отдаленных районах, позже других вступивших в общение с жителями равнин, деревни нага были связаны своеобразным разделением труда. Каждая деревня производила строго определенный ремесленный продукт. В одной изготовляли бамбуковую или глиняную посуду, в другой ткали материи, в третьей делали украшения или оружие, в четвертой процветало кузнечное ремесло.

ПО мере распространения товарно-денежных отношений это социально-экономическое регулирование утрачивает значение. В современном обществе нага отношения между племенами и кланами переходят в культурно-языковую и политическую сферы. Каждое племя нага говорит на своем (одном или нескольких) диалекте, причем диалекты отличаются друг от друга настолько, что жители той или иной деревни зачастую не понимают своих соседей. Бывает и так, что в одной большой семье используются разные языки — «мужской» и «женский».

Общение между племенами осуществляется с помощью довольно своеобразного нага-ассамского языка — поскольку нага традиционно были связаны с ассамцами,— во всех отношениях далекого от совершенства. Законодательное собрание Нагаленда предпочло объявить официальным языком штата английский. Нет у нага и общего письменного языка, так что преподавание в школах (государственных и миссионерских) тоже ведется на английском.

Как бы то ни было, в разговорном общении сохраняется традиция. В свое время английские колониальные чиновники, попавшие в страну нага из Ассама, очень удивились, обнаружив, что местные жители говорят на совершенно разных языках. Для общения с нага они даже создали особую касту добхаши (буквально — «двуязыких»), или толмачей, переводивших местное наречие на ассамский, хинди, английский языки. Добхаши — это не просто переводчики. Для населения многих деревень они и сейчас остаются единственным связующим звеном с большим миром — местными и столичными властями, политиками, полицией. Добхаши отводится роль агентов политической и административной власти, и в этой роли они успешно соперничают с деревенскими старостами. Именно на них власти возлагают обязанность улаживать споры между жителями разных деревень с учетом местных обычаев и традиций. Они же доводят до сведения жителей деревни решения властей. В последние годы добхаши играют заметную роль и в складывающейся политической культуре нага.

Вся сила - в голове врага

За последние полтораста лет традиционное, с патриархальным укладом, общество нага заметно изменилось и в настоящее время находится как бы на перепутье.

Еще недавно нага были известны как дикое обособленное племя охотников за головами. Практика высушивания голов поверженных врагов действительно была распространена среди некоторых племен, например, коньяков. Любому современному человеку столь жестокий обычай покажется первобытным, дикарским. Однако, как бы то ни было, он отражает мировоззрение нага, которые испокон веков верят в то, что жизнь человеку обеспечивает сила, заключенная в голове. Поэтому голову необходимо оберегать, соблюдая некоторые табу и отправляя определенные культовые ритуалы. А добытая в бою. голова врага удесятеряет жизненную силу не только победителя, но и всех его соплеменников.

Связь головы с духовной субстанцией прослеживается в погребальном обряде нага. В отличие от индусов, которые обычно кремируют покойников, нага предают мертвых земле и на могилах устанавливают деревянных идолов, насадив на их плечи черепа умерших. А потом, в определенные дни, родственники покойного делают идолу подношения и оставляют на могиле продукты, потому как в него, считают нага, переселяется жизнь усопшего. Если нага умирает далеко от дома, родичи, перед тем как похоронить его в чужой земле, обязательно отрезают прядь волос с головы покойника, привозят в родную деревню и прикрепляют к изображению умершего, потому что жизненная сила мертвого должна храниться в его доме.

Со временем, по мере того как нага вступали в общение с внешним миром, в чем им усердно помогали миссионеры-христиане, обычай охоты за головами постепенно забылся — последний случай был отмечен в 1958 году. Теперь «голова врага» один из мотивов ремесленных поделок. И символы престижа у нага уже совсем не те, что прежде. Если раньше охотник гордился трофеем в виде привязанной к поясу головы врага, сейчас предметом гордости любого нага стал джип, самое надежное средство передвижения по крутым дорогам Нагаленда. Поэтому чиновничья служба у нага в особом почете: ведь чиновникам по должности положен казенный джип. Как-то раз управляющий банком в Кохиме решил взять на службу клерков из местных жителей. Но, к изумлению банкира, кандидатов на эту хорошо оплачиваемую должность интересовало только одно: будет ли им предоставлен джип. Узнав, что банковским служащим машина не положена, все претенденты от предложенной работы отказались.

В наши дни нага остались такими же храбрыми, гордыми и независимыми, как их далекие предки. Вероятно, эти качества сохранились потому, что нага никогда не находились под воздействием иерархической кастовой системы и не были жертвами иноземных завоевателей. В средние века их не удалось покорить правителям соседнего Ахомского государства. Даже англичане осуществляли лишь номинальный контроль над территорией нага. Они не вводили здесь свои законы, не облагали коренных жителей налогами и другими повинностями. Английские власти оградили горы нага от Ассама и остальной Индии «Правилами внутренней линии», что избавило нага от нашествия торговцев, ростовщиков и прочих дельцов, которые нещадно грабили другие племена, присваивали их земли, вырубали леса. Но те же «Правила» изолировали нага от общеиндийских процессов, в том числе от участия в антиколониальной борьбе. Последствия такой политики сказываются и сейчас. Как отмечают исследователи, в сознании простого нага слова «индиец» и «иноземец, чужак» почти одно и то же. Даже образованные нага называют выходцев из других районов «чужаками».

Однако спустя время нашлась все-таки сила, укротившая нага, но не физически, а духовно. Эта сила — христианство. Первые миссионеры Американской баптистской церкви появились здесь в тридцатые годы прошлого века. Хотя колониальные власти отнеслись к их деятельности равнодушно, а нага встретили их враждебно, миссионерам-баптистам удалось довольно быстро найти путь к сердцам этого непокорного народа. Миссионеры-баптисты, в отличие от католиков, не сумевших укрепиться в Нагаленде, терпимо относились к языческим традициям нага и не ограничивались только проповедями. Большое внимание они уделяли созданию больниц, школ, ремесленных центров.

Мятежные нага

Большие изменения в жизни нага привнесла и вторая мировая война. Нагаленд был единственной территорией в Индии, которую заняли японские войска. В апреле 1944 года под Кохимой состоялось решающее сражение между англо-индийской и японской армиями. Японцы потерпели поражение и вскоре капитулировали. Нага воевали по обе стороны фронта. Англичане сформировали из них особые отряды, которые уничтожали коммуникации японцев. А на стороне японцев воевала так называемая «Индийская национальная армия», созданная известным индийским политическим деятелем Субхас Чандра Босом, намеревавшимся освободить Индию от англичан сначала с помощью немцев, а затем японцев. В ближайшее окружение Боса входил Ангами Запу Физо и его сторонники из числа нага-ангами. После поражения японцев Физо перешел на нелегальное положение и возглавил движение сепаратистов, получивших название «подпольных нага».

За годы войны нага усвоили принципы военной организации и приемы партизанской войны в горах. Одновременно они научились превосходно обращаться с автоматическим оружием, а лук, стрелы, копья, кривые кинжалы и боевые топорики оставили себе в качестве ритуальных украшений. Японцы бросили в горах нага много оружия и боеприпасов. Очевидцы говорят, что в те годы на базаре в Кохиме груда трофейных винтовок продавалась за 10 рупий (цена двух пачек бритвенных лезвий). Так что взрывчатого материала в Нагаленде скопилось больше чем достаточно. А роль детонаторов сыграли ошибочные политические решения в ответ на требования нага независимости.

События в горах нага начали сменяться с калейдоскопической быстротой. В 1951 году Физо проводит в горах — «референдум», результаты которого были преподнесены как вотум в пользу независимости. Власти не обратили внимания на эту акцию, а Физо тем временем организовал подпольную армию численностью около 15 тысяч человек и подпольное «федеральное (то есть представляющее все племена) правительство», а также созвал «парламент» — «татар-хохо». С подачи иностранных миссионеров был выдвинут призыв создать в Азии первое христианское государство.

В церквях расклеивались плакаты «Нагаленд — для Христа!». В 1955 году «подпольные нага» осадили Кохиму. Правительство Индии направило в горы нага войска. Так было положено начало долгой партизанской войне.

Но в 1962 году по инициативе Джавархарлала Неру горы нага получают статус полноправного штата; через два года при содействии Совета баптистской церкви была достигнута договоренность о прекращении огня. Однако прошло еще немало лет, прежде чем руководители «подпольных нага» признали Конституцию Индии и обещали уговорить оставшихся сепаратистов сложить оружие. Так в горах нага были достигнуты мир и относительное спокойствие.

Индийские власти осуществляют целый комплекс экономических, социальных и политических мероприятий, направленных на интеграцию Нагаленда и преодоление отчужденности нага.

Помощь поступает в виде поставок керосина, удобрений, сахара, пшеницы, риса и других товаров. Все товары распределяются через «магазины справедливых цен». А деньги идут на строительство дорог, линий электропередачи, а также на создание кооперативов и развитие мелкого бизнеса.

Не осталось ни одной деревни, где не было бы школы. Но, получив образование, молодежь уже не хочет оставаться в деревне и заниматься физическим трудом. Молодые люди ищут «чистую» работу, а возможности получить ее крайне ограничены. Поэтому среди молодежи, самой беспокойной части населения, растет безработица. Кроме того, современное образование подрывает традиционный институт «морунг» — существующее в каждой деревне общежитие, где с детского возраста и до достижения зрелости юноши под наблюдением старших усваивали традиции, язык, правила поведения и общежития. «Морунг» издревле помогал сохранять культурное наследие, самобытность и гармонию в обществе нага. Образованные, но безработные нага, не прошедшие воспитательный курс в «морунге», перестают чтить традиции, легко поддаются пропаганде разного рода экстремистов.

Впрочем, в рассказе о Нагаленде, как и о многом другом в Индии, нельзя ставить точку. Лучше ограничиться многоточием...

Борис Клюев, доктор исторических наук

Просмотров: 6606