Аппенцелльские колядки

01 марта 1980 года, 00:00

— Тетушка Анхен! Погляди, кто пришел к тебе в гости, выноси колбасы, а не кости, наливай нам вина поскорее, будет дом твой теплее!

На широкий двор тетушки Анхен с шумом, звоном бубенцов, смехом и шутками, вваливается толпа ряженых. Они бьют еловыми ветками по яблоням и грушам, достается и любопытной козе, выглянувшей из сарая, и не успевшей спрятаться в доме невестке, и конопатому Гензли, младшему сыну тетушки Анхен, которого та прислала с гостинцами для ряженых. А сама тетушка не вышла — полбеды, что ветками побьют, могут лицо сажей измазать, а тетушка Анхен очень аккуратна.

Вообще на ряженых в Швейцарии не обижаются. Ведь делают они только то, что велит новогодний обычай. А он уходит корнями в те далекие времена, когда крестьяне верили, что удар зеленых ветвей придает силу жизни деревьям, животным и людям. И обычай мазать встречных (желательно — женщин) сажей, обливать их водой тоже связывался с плодородием и здоровьем.

Проводы старого и встреча Нового года тянутся обычно от рождества до 1 января. Украшают гирляндами и свечками елки, готовят праздничную трапезу, закладывают в печку огромное рождественское полено. А тем временем из двора во двор ходят ряженые.

Обряды во всех 22 кантонах схожи, только наряды разные. В Валлисе и Граубюндене мужчины рядятся в лохмотья и надевают маски с оскаленными зубами и клоками шерсти на макушке. Ряженые в Берне красуются в огромных деревянных масках с длинными языками. Одеты они в потрепанные женские платья, в руках метлы — чтобы вымести старый год и все его неприятности. В районе Амдена обвешиваются еловыми ветками или пеленаются в солому — изображают духов леса.

В деревнях Аппенцелля рядятся только молодые холостяки. Сами маски бесхитростны — миловидное румяное женское личико или грустное мужское, напоминающее лицо Пьеро. Главное же — головной убор. Долго и кропотливо делают его из картона и папье-маше, обрезков шелка и бархата, бисера и серебряной фольги. У ряженых в мужской одежде «шляпы» вроде больших тортов: с целыми деревушками или альпийскими лугами, где бумажные пастухи стерегут свои стада. У парней в женских платьях — на эти роли выбирают самых здоровенных детин — сооружения на головах напоминают огромные кокошники и макет театральной сцены с куклами-актерами.

Небольшой кантон Аппенцелль приютился на самом северо-востоке Швейцарии, там, где невысокие аппенцелльские Альпы полого сбегают к долине Рейна. Большие дома, где под общей крышей находится жилое помещение, сараи, склады, хлевы, обособленно разбросаны по предгорьям. Долго приходится пробираться ряженым по дорогам, но надо зайти в каждый дом.

В такт шагам звенят-гудят колокольчики и ботала на груди и за плечами. Ведь «обязанность» новогодних ряженых не только поздравлять и желать счастья селянам, но еще и охранять их, отпугивая стуком и звоном злых зимних духов, спускающихся с гор вместе с декабрьскими холодами...

Н. Баратова

Ключевые слова: Рождество
Просмотров: 5716