Глобус

01 августа 1994 года, 00:00

Глобус

Океан, бамбук, бессмертие

В третьем веке до нашей эры поиски ликсира жизни не на шутку занимали сильных мира сего. Одержим был жаждой бессмертия и некий китайский император, для чего и снаряжал в экспедиции морехода Су Фу. Из второго своего плавания Су Фу не вернулся.

В 93-м году двадцатого века нашей эры мореход Тим Северин с командой из четырех отважных спутников сделал попытку повторить путь древних через Тихий океан.

«Я сомневался в бытовавшем среди ученых мнении, что древние мореходы могли на парусных плотах пересекать Тихий, пока не ознакомился с работами кембриджского историка Джозефа Нидхэма», — сообщил Тим Северин. Исследователь убедил морехода в том, что парусный плот — наиболее приемлемое судно для такого плавания: и в наши дни подобные плавсредства существуют во Вьетнаме. Так был сооружен бамбуковый трехмачтовый плот длиной в шестьдесят футов (около восемнадцати метров), оснащенный хлопчатобумажными парусами и такелажем из ротанговых лиан.

Они отплыли из Гонконга и отдались течению, несшему плот мимо японских берегов. Спустя 75 дней штормы измочалили ротанговые снасти. Команде пришлось менять их на ходу, в открытом океане. Но гниль поражала все новые участки снастей, бамбуковые стволы стали расходиться, плот терял плавучесть. На 104-й день плавания Тиму Северину пришлось обратиться к Береговой службе США. Оттуда передали сигнал с координатами плота на ближайшее судно. Контейнеровоз «Калифорния Гэлэкси», принадлежащий японскому судовладельцу, пришел на помощь и снял команду Северина. Они покинули плот всего в сотне миль от берегов Америки, провожая взглядами плавсредство, дрейфующее по воле волн.

Теперь Тим Северин уверен, что плавания древних через Тихий были вполне осуществимы.
Что касается поисков бессмертия, то древний мореход Су Фу его обрел: плот носил его имя.

К.Мышкина

Неутомимый Воган

Неутомимый ВоганМы еще помним недавний трансантарктический переход на собачьих упряжках группы ученых из разных стран. Участник этого перехода Виктор Боярский рассказывал о нем на страницах «Вокруг света» (№1-3/91) в очерках «Семь месяцев бесконечности...». Похоже, это было одно из последних путешествий на собаках по ледяному континенту. Если не последнее.

«Собаки не должны ввозиться на земли и льды Антарктиды, и постепенно к 1 апреля 1994 года они должны быть вывезены» — такие колючие слова включены в текст нового соглашения по Антарктиде. Конечно, время и техника сделали присутствие ездовых собак в экспедициях лишними. Только Великобритания, Аргентина и Австралия еще содержат питомники на своих научных станциях. Настоящий запрет возник из опасений распространения собачьей чумки на тюленей Антарктики. К сожалению, уже получены доказательства того, что тюлени — морской леопард и тюлень-крабоед — стали носителями вируса этой болезни.

Возможно, вскоре состоится последнее путешествие на собачьих упряжках — дань добрым старым временам. Норман Воган, которому сейчас под 90, участвовал еще в экспедиции адмирала Р.Бэрда в 1928-1930 годы. Он обеспечивал и работу первых собачьих упряжек американцев в Антарктиде. Но его не оставляет надежда еще раз пробежаться по ледяному континенту. Норман думает совершить подъем на собачьей упряжке на гору Воган (высота 3090 м), носящую его имя. Однако для этого ему необходимо получить специальное разрешение. Кроме того, Воган готовит 1000-мильный пробег на собачьих упряжках, которые повезут приборы для измерений уровня загрязнения воздуха. Как страстный поклонник авиации, Воган недавно побывал в Гренландии, где участвовал в работе группы энтузиастов, которая извлекла из толщи льда, с глубины 75 метров, один из двух бомбардировщиков, погибших во время второй мировой войны.

В.Виноградов

И снова вокруг света

Проезжающие в тот солнечный майский день по Минскому шоссе были немало удивлены видом огромного навьюченного мотоцикла, спешившего к Москве. Но мир тесен — и вот мы беседуем с водителем. Невысокий, крепкого сложения и полный оптимизма швейцарец Бруно Блум. Ему 29 лет, и по профессии он лесничий, а в душе — мототурист. Изъездил Европу, провел на колесах восемь месяцев в Африке. Теперь, как он считает, настало время исполнить мечту детства — совершить в одиночку кругосветное путешествие. Маршрут прорабатывался долго и скрупулезно, ведь Бруно предстоит провести в пути целых два года. Спрашиваем — почему так долго? Бруно поясняет, что подобный пробег стоит не дешево, и, хотя он нашел кое-каких спонсоров, обеспечивших его снаряжением и продавших новую «Ямаху ТТ 650» со скидкой, все основные расходы — из собственного кармана. Поэтому зимой в одной из азиатских стран он рассчитывает подработать. Кроме того, Бруно по дороге фотографирует и пишет заметки для мотоциклетных журналов, в частности, для «Мото-Спорт-Швейц», внештатным корреспондентом которого является.

В Москве путешественник провел почти три недели. Несмотря на насыщенную программу по оформлению виз в Россию, Монголию и Китай, Бруно нашел время на встречи: побывал на трехдневном слете мотоциклистов и, конечно, в редакции «Вокруг света». С подаренным ему значком старейшего журнала путешествий Бруно и отправился дальше, вокруг света.

По нашим сведениям, швейцарец уже достиг Западной Сибири, где в сопровождении барнаульской группы мототуристов совершил выезд в Горный Алтай. Дальше его путь лежит к Байкалу, потом в Кяхту, к границе России. Счастливого пути!

И. Ксенофонтов, корреспондент журнала «Мото» фото автора

Открой тайну, золотое личико

Открой тайну, золотое личикоИмя ее неизвестно. Пока. Мы уже о ней многое знаем. Она прожила всего двадцать лет, когда отошла в мир иной. Набальзамированное тело обернули тончайшими льняными лентами и обвили гирляндами. Позолоченная маска — глаза из стекла, брови — полоски ляпис-лазури — закрыла голову и плечи. На груди — пластина с сюжетами из Книги Мертвых. Мумию женщины возложили на ложе из цветов, помещенное в тяжелом деревянном гробу. В ногах ее упокоилась мумия младенца. Их укрыли в скальной усыпальнице Фаюмского оазиса, что в Западной Египетской пустыне.

Там они и пребывали, пока, две с лишним тысячи лет спустя, гробницу не открыл археолог Уилфред Григгз из университета Бригэм Янг.

Судя по иероглифическим надписям, здесь погребена дочь главного жреца; радиоуглеродный метод позволил датировать захоронение 220 годом до нашей эры. К тому времени религиозные верования Египта подверглись влиянию культур Средиземноморья. Но надписи и рисунки на маске, грудной пластине, на гробе свидетельствуют о прочной, традиционной для древних египтян, вере в существование загробного мира, и содержат детали потусторонней жизни. Это позволяет Григгзу считать доказанным существование — в преддверии христианства — основных чисто египетских ритуалов и верований далеко за пределами долины Нила.

Последующие кропотливые анализы органических тканей позволят, как надеются исследователи, установить степень родства женщины и младенца и даже идентифицировать личность дочери жреца.

Со временем мумии займут почетное место в Египетском музее в Каире. Ведь не напрасно Уилфред Григгз «окрестил» свою находку как «наиболее сохранившееся, самое полноценное захоронение конца эпохи позднего Египта».

К.Мышкина

Затерянные в джунглях

Затерянные в джунгляхРольф Круше из Лейпцига и Клаус-Петер Кестнер из Дрездена, специалисты по южноамериканским лесным индейцам, недавно побывали в первобытном индейском племени, обнаруженном на берегах притока Рио-Куруати на севере бразильского штата Пара. Экспедиция, организованная страстными воздухоплавателями из Люнебурга, стала возможной благодаря специальному разрешению «Фундасан Насьонал ду Индиу» — сокращенно — Фунаи, бразильской организации, опекающей индейцев. Сама Фунаи лишь незадолго до этого вступила в контакт с маленьким — всего 170 человек — затерянным в джунглях племенем.

Люди этого племени называют себя Цое — «Люди». Как констатировали этнографы, они отличаются от других племен этого района полной наготой, более темным цветом кожи и наличием растительности на лице и теле. В нижней губе они носят деревянные колышки. Носят все — и мужчины, и женщины, и дети. Белая деревянная палочка меняется на протяжении жизни на соответствующую возрасту и может достигать 15 сантиметров в длину.

Роланд Гарбе, участник экспедиции, зубной врач по специальности, видит в губном колышке одну из причин высокой заражаемости цое, например, гриппом. Из-за того, что рты у цое постоянно полуоткрыты, они дышат больше ртом, чем носом — феномен, встречающийся среди детей, привыкших сосать большой палец. При этом нормальные очистительные и дыхательные функции носа ослабляются, и инфекция гораздо проще попадает в дыхательные пути. Когда у малышей во второй раз прорезаются зубы, им вставляют первые губные палочки. Это событие отмечается праздником посвящения. Цое пьют легкую бражку из плодов маниоки, но в таких количествах, что долго потом не могут прийти в себя.

Язык индейцев цое, очевидно, относится к языковой группе тупи, входящей в большую семью южной Амазонии. Но цое живут в дождевых лесах к северу от Амазонки, где распространены языки карибской группы. Это позволяет предположить, что предшественниками цое были индейцы апама. В XVII столетии апама вместе с аначами, единственными тупи на бразильском северном берегу, были перевезены через реку миссионерами. После того, как в 1820 году цое увидел немецкий исследователь Карл фон Мартнус, они больше чем на полтора столетия затерялись в джунглях.

Лишь в 1975 году в индейскую деревню попали геологи, но вынуждены были спасаться от цое, вооруженных как в каменном веке, на вертолете. А два следопыта из Фунаи, присланных впоследствии, были убиты.

Тайная попытка, предпринятая лингвистами-миссионерами американской Миссии новых племен, окончилась в 1988 году трагически: 45 индейцев умерли от гриппа. Чуть позже Фунаи послал к цое медицинскую сестру Раймонду Родригес да Луз... Однако первыми серьезными учеными были Круше и Кестнер.

В скором будущем немцы планируют еще одну экспедицию на Рио-Куруати. Причем будут изучаться не только культура и история цое. В рамках этого исследования вместе с бразильскими властями — предполагается подумать и об охране джунглей.

П.Моргунов

Загадка зеленого айсберга

Загадка зеленого айсбергаМногие столетия полярные исследователи сталкиваются с необъяснимым феноменом — в северной части Атлантики время от времени попадаются айсберги... зеленого цвета. До недавнего времени оставалось неясным, идет ли речь об особых оптических свойствах льда, включениях ли каких-то частичек пигмента или необычном преломлении солнечного света. И вот сразу две группы исследователей подошли к разгадке непонятного явления.

Зеленый лед, по предположению Герхарда Дикмана и его коллег из Института полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера в Бремерхавене, образуется на нижней стороне глетчеров. Этот «шельфовый лед» подтаивает при контакте с морской водой. В пробах бурения ученые обнаружили окрашенные частички осадочных пород. Эти серые частички, смораживаясь, меняют оптические свойства льда — так появляется необычная окраска. Когда куски шельфового льда откалываются от основной массы, они переворачиваются и являют взорам свою оборотную, зеленую сторону.

Н.Николаев

Солнцеголовые великаны Тамгалы

... Путь Лотоса» — так называется наше (научно-спортивное общество. Более десяти лет мы путешествуем по отдаленным и малообжитым местам Казахстана, Средней Азии и Алтая. «Путь Лотоса» — это путь ко всему чистому, прекрасному, вечному, это стремление ввысь. По этому пути шел Николай Рерих. Он выдвинул лозунг «Мир через культуру!». И мы пытаемся продолжить его дело, возродить Пакт Рериха по защите исторических, культурных и научных памятников, который очень актуален в наше время.

Последняя автоэкспедиция проходила по Чу-Илийскому водоразделу, от Алма-Аты до Балхаша и начиналась с уникального места в Южном Казахстане — урочища Тамгалы, что находится в 170 километрах от Алма-Аты, в горах Анрахая.

... Оставив машину на дне ущелья, мы начали пробираться сквозь колючие заросли чингиля к вертикальным плоскостям на скалах, покрытых пустынным, загаром. Почти сразу увидели изображение архара, горного

козла, и лошади. Через некоторое время один из членов нашего экипажа — Виктор, художник-оформитель, крикнул:
— Смотри! Встреча пришельцев! Раз, два... Двенадцать человек приветствуют двух астронавтов-великанов! Готовь фотоаппарат!

Действительно, что это за веселая сцена? Двенадцать человек, явно в танцевальных позах — одна рука поднята, другая на пояснице или на плече соседа — окружили две человекообразные фигуры, которые раз в пять больше танцующих. Великаны встречаются и на других каменных плитах. Вокруг их голов — по одному или по несколько сплошных колец (не нимбы ли?) и колец, выполненных круглыми ямками, может быть, древний художник так изображал звезды. Иногда от головы великана отходят лучи, напоминающие солнце.

В пяти изображениях мы насчитали по 20 лунок в кольце. В четырех — по 17, еще в четырех — по 9, а в одном 9 лучей. Случайно ли это?

В книге «Наскальные изображения урочища Тамгалы» АГМаксимовой, А.С.Ермолаева и А.Н.Марьяшева говорится, что, вероятно, солнцеголовые великаны Тамгалы — одни из наиболее древних антропоморфных изображений Бога. Таким его представляли древние индийцы, что нашло отражение в их священной книге «Ригведе», датируемой второй половиной II тысячелетия до нашей эры. В ней солнечный бог Сурья, с диадемой на голове, носит такие имена-эпитеты: «Владыка лучей», «Лучезарный», «Лучащийся блеском».

Если из двух фигур, изображенных рядом, та, что с лучами, означает бога Солнца, то вторая в окружении точек-звезд, может быть, олицетворяет Луну?
— Смотри, Борис, а это, наверно, первая карта! — услышал я голос Виктора из-за скалы. Он поводил пальцами по загадочным знакам и достал планшет для рисования. — Это могут быть горы, а это море... Вот эта линия — путь древних путешественников, а эта выдолбленная подошва — как печать о прибытии...

Мы нашли петроглифы эпохи бронзы III-I тысячелетия до н.э.: колесницы, солнцеголовые божества, танцующие человечки, лучники, непонятные знаки, дикие животные, сцены охоты; эпохи ранних кочевников VIII-IV века до н.э.: всадники, сцены борьбы животных; петроглифы тюркского времени VI -VII веков: воины-всадники со знаменами, эпизоды охоты, военных действий...

Тамгалы — самое крупное в Казахстане (да и в мире немного подобных) святилище с наскальными рисунками. Только на центральном участке, на трех квадратных километрах, сосредоточено около 2000 рисунков и много могильников — от бронзового до тюркского периодов.

Люди бронзового века использовали созданный природой алтарь из крупных скальных блоков высотой 4-5 метров. Но в горах Анрахай и в других много удобных для рисунков скал, покрытых пустынным загаром. Почему люди на протяжении тысячелетий останавливались именно здесь? Возможно, их привлекали родники с целебной водой, или лекарственные травы, или то, что урочище Тамгалы находится в 70 километрах от Великого шелкового пути? Это каравану день или два ходу в сторону.

А может быть, Тамгалы было и официальным местом встречи странников, общения народов, разделенных не только пространством, но и временем?

В глубине ущелья, там, где оно начинало расширяться, мы встретили чабанов. Один из них рассказал, что на месте кашары находили старинные чайники, нашли и большой прямой, длинный камень. Его археологи еле подняли на машину. Но ГАЗ-53 почему-то не мог тронуться с места, а когда все-таки уехал, перевернулся. Шофер погиб.
— Духи охраняют Тамгалы, — сказал чабан.

Часто от местных жителей  приходится
слышать подобные рассказы. И невольно начинаешь верить в охранные поля, защищающие древнюю культуру и древние могилы.

Мы вернулись к алтарю — скале в центре урочища и заночевали рядом с ней. Прохладный ветер донес шум и запах возвращающейся отары.

В небе появился месяц, очень похожий на горного козла с золотыми рогами, спрыгнул на скалу, и, похоже, там осталось его изображение.

Б.Б.Резванцев, Б.З.Резванцев

В этом номере журнала «Глобус» подготовлен по материалам «Geo», «Grands Reportages», «National Geographic» | Последнее сообщение прислано читателями из Алма-Аты. | Рубрику ведет Л.Чешкова

 

Рубрика: Глобус
Просмотров: 7885