Люди-дикари

Люди-дикари. Папуаски середины прошлого века.

«Там живут несчастные люди-дикари, на лицо  ужасные, добрые внутри». Эта знаменитая песня полностью об острове Новая Гвинея. Он и «весь покрытый зеленью», и «люди-дикари» там есть, и «не идут дела» у них, да и «клянут беду» они, пожалуй. Ибо, все, что с папуасами происходит в современной жизни — оттого, что они «добрые внутри», т.е. как дети, такие же простодушные и наивные. И с такими же, как у детей, житейскими навыками, опытом и интеллектом.
    
Наш знаменитый ученый Миклухо-Маклай и другие этнографы, клали свою жизнь, что бы доказать, что папуасы — такие же люди, как и европейцы.

Не спорю, антропологически — да. Но по уровню развития, а точнее, по скорости развития — нет! И вся современная жизнь ПНГ, доказывает это.

Люди-дикари.Бытует мнение: если взять обычного младенца из африканского племени и вырастить и выучить его в развитой стране, то он станет полноценным членом этого общества, ничем не отличным от своих сограждан (кроме цвета кожи). Мнение весьма распространенное, но, на мой взгляд, к папуасам не применимое. Наверное, можно выучить меланезийца из племени носить костюм и печатать на компьютере, но заниматься умственным или интеллектуальным трудом, он просто физически не сможет — нет у него этого. Для того, что бы интеллект у человека был, он  должен иметь за плечами многие тысячи лет развития его расы, постоянно «шлифуя» свое серое вещество, эпоха за эпохой приобретая все новые и новые извилины.
    
Вот почему в повседневной городской жизни папуасы не в силах привыкнуть к  современному ритму, постоянно демонстрируя свою неспособность быстро сообразить (или сообразить вообще), чего от них хотят эти вечно недовольные белые. И, если, за несколько лет ежедневной практики аборигены все-таки могут научиться управлять автомобилем, то во всех сферах жизни, где участвуют товарно-денежные отношения, папуасы остаются на уровне натурального обмена. Ну, никак они не могут правильно сосчитать деньги, ни в банках, ни в магазинах, ни в ресторанах. При этом они легко могут ошибиться как в одну, так и в другую сторону. Каждый раз получение нами счета превращалось в настоящее шоу — кто кого обсчитает.  Мы всегда «честно» заявляли об ошибке в счете, сделанной в большую сторону, никогда в прочем, не вспоминая о не включенном вине, пиве или телефонном переговоре.
    
Но настоящий аттракцион происходил в каждом отеле при получении check-out с оплатой наших завтраков. Министерство туризма ПНГ оплатила нам континентальный завтрак (16 кин), состоящий из соков, фруктов и кофе с тостом. Конечно, такого завтрака молодым, сильным, измученным «Нарзаном» людям было явно недостаточно. И мы каждое утро заказывали себе полный английский завтрак, с яичницей с беконом и сосисками с фасолью, стоимостью 20 кин. Несложные подсчеты показывали, что каждый должен был при выезде из отеля заплатить, помимо прочего, разницу стоимости континентального и полного завтрака, помноженную на количество дней. Но не тут то было! Ни в одном отеле, ни одному администратору мы так и не смогли доказать, что должны платить не 20 кин, а 4 за каждый завтрак. Не смогла доказать это и сопровождающая нас Хелен — помощница министра туризма ПНГ, единственный адекватный человек. Кто-то из нас, в сердцах, оплачивал неправильный счет, делая всем остальным  «медвежью услугу». При  спорах,  администратор показывала на него пальцем, говоря, что раз этот человек все оплатил, значит, счет в порядке, и она не понимает, почему мы не хотим поступить так же. Мы тут же набрасывались на коллегу, говоря, что надо быть полным идиотом, что бы идти на поводу у последователей культа карго, припоминая, как аборигены относились к подачкам ООН. И каждый раз наш неразрешимый спор заканчивался вызовом владельца отеля — белого, как правило, австралийца, который сразу же своей рукой исправлял счета в нужную (меньшую) сторону, и инцидент был исчерпан. В общем, барин приедет, барин нас рассудит.
    
Довольно симпатичная папуаска.Разумеется, у владельца отеля было несомненное преимущество в устном счете перед папуасами (даже с калькуляторами).  Ну, как можно научить быстро и точно считать человека, находящегося по своему развитию на уровне ученика младших классов европейских школ, который недавно приехал из деревни, и деньги-то увидел первый раз здесь.

Поэтому, в сельской местности никто и не пристает к тебе на улице с принятым в колониальных или арабских странах «дай» или «купи». Поэтому и не требуют денег за фотографирование, а если сам предлагаешь, то очень удивляются, но деньги берут.
   
Но самое удивительное, что и местные девушки в двух единственных ночных клубах страны в Порт-Морсби, проводят время (и ночь) с заезжими туристами совершенно бесплатно, что называется, за «красивые глаза», чего не было, пожалуй, ни в одной стране мира.

 

 

<<предыдущая глава      содержание     следующая глава>>