Культ карго

Культ карго. Маленькая христианская часовенка в маленькой папуасской деревушке.

Английское слово «Cargo» (карго) — обозначает «груз».
   
Как и во всех бывших колониальных странах третьего мира, почти все население ПНГ христиане: католики или баптисты. Завоевание «умов» для колонизаторов было на втором месте после завоевания территорий, поэтому западные миссионеры всегда делали свою работу хорошо. Но на Новой Гвинее это принесло вреда гораздо больше, чем пользы. Папуасы всегда с восторгом принимали все, что приносили с собой чужеземцы: ткани, инструменты, посуду. Но перенять образ мысли белого человека, одолеть путь, пройденный цивилизацией за тысячи лет развития, оказалось для туземцев непреодолимой задачей. Все западные представления, попадая в наивное сознание папуасов, принимали порой самые неожиданные формы. В результате возникали совершенно фантастические и уникальные вещи и явления. Таковым, безусловно, является культ карго.
   
В традиционных верованиях папуасов никогда не было загробной жизни. Когда человек умирал, он возрождался в детях, и новорожденному давали имя умершего. Если детей рождалось меньше, чем умерло людей, значит, предок вновь родился в соседней деревне, и наоборот. Таким образом, вся жизнь папуаса протекала только здесь и сейчас.
    
Знакомя аборигенов с христианством, миссионеры рассказывали, прежде всего, о загробном мире и о прекрасной жизни в раю. Для папуасов, несомненно, это был лучший мир — мир свободный от тяжелого физического труда, полуголодного существования и болезней. Правда, папуасы не восприняли, что надо вести определенную жизнь, что бы попасть туда. Ад же их не пугал — очень уж христианский ад был похож на их реальную жизнь. Как говориться, испугали ежа… В результате целые деревни забрасывали свои огороды и оказывались на гране вымирания: раз после смерти все будут жить в лучшем мире, то сейчас можно ничего не делать.
   
При этом папуасы видели, что белые хозяева тоже (в их понимании) ничего не делают: не охотятся, не пашут, не сеют. Но при этом всегда сыты, одеты, живут в прекрасных домах, им принадлежат самолеты, корабли, банки, отели, магазины, автомобили. И каждый день в порты прибывали тысячи больших ящиков и контейнеров (карго), в которых находилось множество полезных и интересных вещей: строительные материалы, механизмы, инструменты, автомобили, одежда, продукты и другие загадочные предметы. Откуда же все это берется? Кто посылает белым бездельникам все эти нужные предметы?

И в головах людей, считавших свою деревню центром мироздания, и не представлявших, что в мире существует еще что-либо, родился, с моей точки зрения совершенно дикий, а с их — единственно правильный ответ. Раз умершие папуасы попадают в лучший мир, где у них полное изобилие, то они и заботятся о папуасах живых, присылая им подарки с того света. А злые белые, которым принадлежит все в этой стране, перехватывают чужие грузы, переклеивают бирки, на которых написано имя получателя и все забирают себе! Вот так!
    
По стране прокатилась волна гражданского неповиновения. В ожидании, когда белые отдадут их грузы, папуасы, и так не желавшие «пахать» на незваных пришельцев, совсем забрасывали работу на плантациях, немногочисленных заводах и фабриках. В результате целые деревни и даже города умирали с голода. Когда же ООН, обеспокоенная таким положением дел, посылала в Папуа-Новую Гвинею гуманитарную помощь, то папуасы, получив ее, еще больше утверждались в правильности своих действий. Еще бы. Желанные ящики, наконец-то, дошли до них. Так, этот странный культ захватывал все новых и новых сторонников. А ситуация от этого становилась только хуже. В результате, культ карго истребил больше папуасов, чем болезни и войны.
   
Трудно поверить, но все это происходило совсем недавно, во второй половине двадцатого века. Впрочем, в горных труднодоступных районах ПНГ культ карго процветает и сегодня. До сих пор находятся авантюристы, собирающие последние деньги с нищих деревень для строительства порта на необитаемом острове для получения грузов с того света.

 

                      

<<предыдущая глава      содержание       следующая глава>>