Александр Лалибельский

Александр Лалибельский. Церковь Святого Георгия, в виде креста.

Самым святым и одиозным местом в Эфиопии по праву считается городок Лалибела — средневековый и современный  религиозный центр страны. Он находится на высокогорном плато, вдали от крупных городов и дорог. В 11 веке н.э. неизвестные зодчие построили здесь одиннадцать монолитных церквей, высеченных из единой скалы в вулканическом туфе, в рельефах и настенной живописи которых, причудливо смешиваются христианские и языческие символы и мотивы. Наряду с крестами, здесь встречается и пентаграмма, и свастика. Почти четверть столетия сотни эфиопских умельцев простой киркой создавали это каменное чудо.
   
Город был назван в честь короля Лалибелы — фанатика христианства, в годы правления которого и был сооружен этот уникальный памятник мирового средневекового зодчества. В самом городке очень тихо, очень покойно. Еле слышны всплески воды в овраге, пробитом «священным» ручьем Иорданом, шелест ветра в листве деревьев, мягкие шаги босых монашеских ног в мрачноватых гулких коридорах и проходах церковного комплекса, соединенного длинными, в несколько сот метров, подземными ходами.
   
Чтобы разглядеть весь городок, нужно вскарабкаться по склону горы наверх. Церкви как бы выкопаны из толщи камня. Сначала вырубались громадные отвесные траншеи, до двенадцати и более метров глубиной, которые опоясывали гигантские монолитные прямоугольные глыбы — «заготовки» для будущих храмов. Затем в глыбах выдалбливались «внутренности» — рождались колонны, капители, барельефы, скульптуры, позже прорезались окна — и все из единого тела скалы, без грамма цементирующего раствора!
    
Среди одиннадцати храмов нет и двух сколько-нибудь похожих. Самое крупное сооружение — Храм Спасителя. Двадцать восемь массивных колонн, венчаемых строгими капителями — единственное украшение. Все очень аскетично. Здесь обычно собираются священники, псаломщики, монахи, ученики церковных школ и паломники.
   
Увиденное действительно сильно нас взволновало. Особенно, когда батюшка вынес из алтаря церемониальный крест самого короля Лалибелы и начал им благословлять окружающих. Александр стоял впереди всех и снимал службу на камеру, на него и пришлось основное благословение. Он несколько раз целовал крест и руку батюшки. Все это оказало на Сашу неизгладимое впечатление, и на выходе, неожиданно для самого себя, он купил в сувенирной лавке здоровый металлический литой крест, наподобие того, которым его благословляли.

Еще в Москве, когда я заполнял анкеты для персонального разрешения на съемки в Дубаях, в которых мы прожили несколько дней после Эфиопии, меня поставил в тупик вопрос о вероисповедании. Что касается меня и Андрея — сомнений не было. А кто есть Александр Аватович?  Как мне удалось выяснить, он вообще ни во что не верил — атеист, так сказать. Поэтому, необычно он выглядел с большим лалибельским крестом в руках. Крест был настолько здоровым, что не вмещался ни в одну сумку. Так Саша и ездил по Эфиопии, держа крест то на руках, то на коленях, то между собой и кофром от камеры. Всякий раз он выходил из машины с крестом в руках, а потом доставал камеру и клал на ее место крест. В конечном итоге он так свыкся с этим крестом, что уже практически не выпускал его из рук. Такая метаморфоза не прошла не замеченной его глумливыми коллегами, которые стали его звать не иначе, как Александром Лалибельским.  
   
Александр Лалибельский.Удивительна была и реакция местного населения при появлении Александра Лалибельского — они дружно подбегали к нему, благоговейно целовали крест и руку, и просили благословение. Это произвело на владельца креста столь глубокое впечатление, что он стал «одаривать» всех желающих, и так вошел в раж, что даже  в мусульманском районе продолжал благословлять магометан, заставляя их прикладываться к кресту. При этом в другой руке его была бутылка виски, к которой он прикладывался сам и щедро опаивал всех без разбору. Надо сказать, что оба этих действия не приемлемы в исламе. И только благодаря терпимости эфиопов, дело не закончилось международным скандалом. Они безропотно выполняли все требования Александра. И, долго еще, он бродил по территории гостиницы, отлавливая запоздалых постояльцев и утаскивая их к себе в номер. Да не оскудеет рука дающего!

Вот как об этом пишет Николай Баландинский на страницах своего сайта www.cochevoy.narod.ru: «Много чудес явил Александр Лалибельский во время своего странничества по Эфиопии, но главным из них стало Опоение Магометан, что произошло при помощи виски… в последнюю ночь в Эфиопии… в келье Александра Лалибельского. Правда, на следующее утро мы не могли его разыскать, а при обнаружении его в одной из келий было явлено миру еще одно чудо Обретение Мощей Александра Лалибельского».

Потом Александр гордо нес свой крест через таможню аэропорта Аддис-Абебы, и его не хотели пускать в самолет. Потом он смело демонстрировал его таможенникам аэропорта Медины (Саудовская Аравия), где наш самолет совершил промежуточную посадку, и его не хотели выпускать из самолета. Потом он нарочито держал его в руках при прохождении паспортного контроля в Дубаях, и его не хотели пускать в Эмираты. В общем, прямо восхождение на Голгофу.
   
Конец этой удивительной истории был печален. Когда на берегу Персидского залива мы снимали синхрон Андрея, одетого в национальное арабское одеяние дишдаша с Кораном в руках, к нам подошел араб, и поинтересовался, что мы тут делаем с Кораном, и мусульмане ли мы вообще. Я с Андреем естественно сказали, что нет. А вот Саня, не моргнув глазом, ответил: «I am muslim». Понятно, что он так сказал, что бы они все отстали, но для этого у нас были персональные разрешения на съемки. Не успеет прокричать петух, как ты трижды от меня отречешься — предрекал Иисус Христос Петру.

 

 

<<предыдущая глава      содержание     следующая глава>>