Особенности национального автотранспорта

Особенности национального автотранспорта. Кубинский автораритет.

Первое время в Гаване меня постоянно удивляло большое число стоящих на обочинах дорог женщин. Особенно на перекрестках и светофорах. При этом женщины вели себя весьма активно — открывали дверцы автомобилей, и, практически не разговаривая с водителем, садились в машину. Со стороны казалось, что все эти женщины предлагают… себя, причем, в довольно наглой форме, не оставляя водителю права выбора.
    
Но это казалось только со стороны туриста, не понаслышке знакомого со свободными нравами прекрасной половины кубинского населения. Любой человек, который прожил на острове какое-то время, знает: на Кубе принято подвозить людей. Мало того, это обязанность любого счастливого обладателя автомобиля, за исключением водителей спецтранспорта, такси, посольских и прокатных машин. Таков Закон. Имеешь автомобиль — подвези голосующего на дороге, даже если тебе не особенно и по пути.  А иначе на тебя обязательно нажалуются в Комитет по защите Революции, строго накажут, и могут даже отобрать автомобиль.
    
На Кубе легко определить, кому принадлежит автомобиль, по цвету номерных знаков. Голубой номер — чиновник, зеленый — военный, черный — дипломат, желтый — частник, белый — прокурор, бордовый — арендатор, и т.д. И еще существует масса ограничений по использованию автомобилей. Машина с голубым номером может передвигаться  только при наличии путевого листа с указанием маршрута. Машина с белым номером не имеет права передвигаться в выходные дни. Машина с желтым номером не может ремонтироваться на государственных сервисах. И многое, многое другое. Чтобы купить на Кубе, к примеру, российский автомобиль — нужно получить соответствующее разрешение в государственных органах. Новенькая семерка стоит очень дорого — 11000$. Только единицы способны приобрести такой автомобиль. Однако кубинская компартия может и подарить российские машины особо отличившимся спортсменам, военным, передовикам.

Российская «семерка» на улицах Гаваны.
    
Но русского путешественника не удивишь наличием отечественных автомашин даже в самых удаленных уголках нашей Планеты Земля. Есть они и во Вьетнаме, и в Эфиопии, и в Чили, много их и на Кубе. Однако не этим известен остров Свободы. Вряд ли еще найдется страна, в которой на квадратный километр приходилось бы столько антиквариата, причем ездящего по улицам, а не стоящего по музеям и выставочным залам. Раритетные автомобили — это память о золотом веке Гаваны, который пришелся на сороковые-пятидесятые годы прошлого столетия. В те годы Куба была международным игорным и мафиозным центром. Мафиози, оказывавшие услуги тогдашнему президенту — диктатору Ф. Батисте по устранению политических противников, передвигалась исключительно на больших американских машинах. Судя по количеству авто-раритетов, Куба была для США неплохим рынком сбыта.
    
Но, с 1959 года, когда к власти на Кубе пришел Фидель Кастро, любые поставки из Америки, в том числе и автомобилей, прекратились. И не производятся до сих пор. И уже более полувека кубинские владельцы американских авто бережно их сохраняют и поддерживают былую представительность. Подавляющее большинство таких экземпляров, на хорошем ходу, и могут дать возможность своему владельцу немного подзаработать, в основном в качестве такси. Однако бензин на острове Свободы дорог — почти доллар за литр 95-того, а расход топлива таких машин — более 20 литров на 100 км. И ведь не продашь такую машину никому, запрещено Законом. Это — наследие Кубы! Так и переходят старинные «Форды», «Плимуты» и «Кадиллаки» по наследству от отца к сыну. И приходится авто владельцам крутиться изо всех сил для поддержания такого автомобиля. А тут еще и многочисленные ограничения по использованию автотранспорта, связанные в основном с запретом революционного правительства Кубы нелегальных товарно-денежных отношений между местным населением и иностранцами. «Не давать кубинцам заработать денег любой ценой!» Вот негласный лозунг компартии! Но, на мой взгляд, все кубинцы, от малого, до велика, с каким-то азартом постоянно это нарушают.
    
Все иностранцы, к примеру, имеют право передвигаться только на прокатных машинах или такси. Причем, их трех наименований такси, им разрешено ездить только на одном. Конечно, практически все частники нарушают этот запрет, и за несколько долларов с радостью посадят вас к себе. При этом они просят не привлекать внимания, не высовываться из окон, а в случае, если его остановит полиция, прикинуться его родственником, для чего почти всегда немного рассказывают о себе и узнают твое имя.
    
Доходило до идиотизма. Нам надо было снимать фильм о старинных американских машинах, в изобилии колесящих по просторам острова. Для этого наш гид Эдуардо познакомил нас с владельцем «Плимута-Бельведер» 1957 года выпуска. По сценарию съемок, Андрей должен был на этой машине проехаться по Гаване, посидеть за рулем, заехать на сервис, в магазин запчастей и прочее. Но не тут-то было! Оказывается, он просто не имел права не только сидеть за рулем, но и вообще находиться внутри частного автомобиля с желтыми номерами. Пришлось ездить по Гаване на двух машинах — водитель в гордом одиночестве на своем «Плимуте», а мы на прокатной машине. При этом мы заезжали в самые отдаленные районы Гаваны, где не было полиции, устанавливали камеру, сажали Андрея в «Плимут», и снимали его проезд несколько сот метров. Потом Андрей снова садился в нашу машину, и мы ехали в другое укромное место. Эпизод, где Андрей самостоятельно ехал за рулем, снимался на совсем пустынной улице, да еще во время дождя. Что бы никто не увидел, и не «настучал», кому следует. Не было и речи о том, что бы проделать все это на центральных улицах кубинской столицы. Поэтому, изменив сценарий, Андрей решил передвигаться по центру города на «кукараче».

Лимузин «ВАЗ 2101».
    
Не все гладко было и со съемками эпизода ремонта нашего «Плимута» на сервисе. Знакомый нашего водителя, слесарь на государственном сервисе, который последнее время подпольно ремонтировал частные машины, наотрез отказался сниматься на камеру. А на сервис для частников была запись на неделю вперед. Но пару 10-и долларовых купюр сделали свое дело, и нам таки удалось влезть вне очереди и воплотить в жизнь задуманные съемки. А вот с магазином авто запчастей и вовсе не получилось. Все, что находилось в свободной продаже, это либо авто косметика и аксессуары, либо запчасти для «Жигулей». Оригинальных американских запчастей на Кубе не достать, поэтому-то кубинцам и приходится приспосабливать детали от других моделей, чаще всего от «ВАЗ 2101». Или вообще изготавливать их кустарным способом. В этом им, безусловно, нет равных! Нет такой вещи, которую бы не смог починить кубинец.
    
Вершиной кубинского доморощенного тюнинга, безусловно, является необычный автомобиль кубино-советского производства — лимузин «ВАЗ 2101». Местные умельцы превращают две наши «копейки» в один шестидверный  автомобиль. И делают они это не ради забавы или выпендрежа. Лимузины-копейки работают на Кубе маршрутными такси, за один раз вмещающими 7 пассажиров. Экономическая выгода — налицо.

 

 

<<предыдущая глава      содержание     следующая глава>>