Культ растафари

Культ растафари. Так выглядит Антигуа в 21 веке.

Христианские миссионеры, прибывшие на Карибские острова вслед за рабами, сразу попытались увлечь чернокожее население поучительными историями из Библии. Больше всего рабам полюбился рассказ о народе, попавшем в рабство к вавилонянам, и чудесным образом спавшийся благодаря божественному вмешательству. Это было ветхозаветное повествование о пророке Моисее, который вел иудейский народ на землю обетованную, и как воды моря расступились перед ними, освободив путь к долгожданной цели. Эту историю рабы восприняли, как свою собственную. Священное Писание вселило в них уверенность, что Бог не допустит превосходство белых рабовладельцев, и когда-нибудь, всем чернокожим рабам суждено будет вернуться на землю обетованную — в Эфиопию, под которой подразумевалась вся Африка. Океанские воды расступятся, и все желающие смогут дойти до родной Африки по суше, где они когда-то были свободны и счастливы.

С отменой рабства плантации опустели. Вчерашние невольники не желали работать за мизерную плату, и их место заняли трудолюбивые индийцы и китайцы. Чернокожие остались не удел. Они занимали заброшенные территории, строили жилища из подручных материалов, ничего не делали и продолжали мечтать о далекой «Маме-Африке». Многие верили, что 31 декабря 1920 года библейское чудо повториться. Но, увы!        

После неудачи, все взоры были устремлены в Эфиопию, где в тридцатые годы прошлого века правил чернокожий Царь, потомок Соломона и царицы Савской — Хайле Силассие. В нем-то жители Карибских островов и увидели долгожданного мессию, который приведет народ к избавлению. Но их надеждам не суждено было исполниться. Несмотря на неудачу, о Хайле Силассие до сих пор слагают песни не только в самой Эфиопии, но и за ее пределами.

В таких вот церквях и трудились христианские миссионеры.
   
А несчастное чернокожее население Карибских островов в ожидании чуда продолжали жить в гетто и бездельничать. От своих соседей — индийцев они переняли курение марихуаны. Но, если конопля была необходима индусам для общения с Богом Шивой, в свободное от работы время, то для бывших африканцев она стала символом гражданского неповиновения и ожидания возвращения на историческую Родину. Все это вылилось в появление очередного культа — растафари. Последователи этого культа называли себя растаманами, отращивали волосы и заплетали их в косы — дрэды. К середине прошлого века культ перестал быть мирным. В нем стали преобладать так называемые, непримиримые, утверждавшие превосходство черных над белыми. По Карибским островам прокатилась волна черного расизма. В свою очередь, власти, стали преследовать всех, кто носил дрэды. Растаманов бросали в тюрьмы, избивали, пытали, насильно стригли. Не дожидаясь повторения библейского чуда, островитяне побежали в Африку. Однако, после прекращения репрессий, многие вернулись обратно. Видимо, родная земля показалась им не такой уж обетованной.

В середине 60-х годов в культе растафари появился новый идол — Боб Марли. Многие считали певца пророком. Суперзвезда рэггей проповедовал курение марихуаны, свободный от труда на английские власти (и от труда вообще) образ жизни, и скорый исход чернокожих в Африку. Он даже переложил одну из речей императора Хайле Силассие на музыку. Так слова мессии были услышаны миллионами, и у культа появились новые последователи. Корни стиля рэггей уходили в традиционное искусство ритмической декламации под музыку. Так аборигены лучше воспринимали слова проповедей. Со временем Боб Марли приобрел такую популярность, что  его самого  стали почитать, как  мессию, который и  должен  возглавить переход по океанскому дну жителей Карибских островов в Африку. Но Боб Марли умер в 36 лет (!)  от рака и чрезмерного употребления марихуаны.
   
Сейчас несчастные растаманы в ожидании появления нового лидера культа растафари, ведут свой никчемный образ жизни, курят марихуану и поют песни Боба Марли. А Ямайка, родина певца, считается самой опасной страной Карибского бассейна. Безработица здесь достигла 60%, а за отказ купить у торговца косяк, белый может поплатиться жизнью. Основа экономики страны — добыча бокситов и производство глинозема на экспорт. Туристический бизнес в основном опирается на людей, прибывших на Ямайку морским путем. Все территории и отели в местах стоянок теплоходов хорошо охраняются. А прошвырнуться куда-нибудь в город турист может только на автомашине отеля. В этом случае он подписывает стандартное заявление, что администрация отеля не несет ответственности за его жизнь. Что касается культурной жизни, то в столице Ямайки — Кингстоне — сосредоточены все крупные звукозаписывающие студии Карибских островов, специализирующиеся в основном на музыке «рэггей». Ямайка — родина таких известнейших групп, как «Boney M» и «laid Back».
    
Сейчас влияние культа растафари и статус растаманов обратно пропорционален удалению от Ямайки. И, если, на Антигуа растаманы смело распространяют марихуану, то на Барбадосе они работают аниматорами в отелях, и жигало на дискотеках, а на Гренаде — подметают улицы.
   
Вот таким странным образом Священное Писание вошло в жизнь недалеких африканцев, породив необычный культ и вселив несбыточную надежду на лучшую жизнь. И до сих пор растафари является самым распространенным культом на Карибских островах.

 

 

<<предыдущая глава      содержание    следующая глава>>