Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Узбекистан. Самарканд

Самарканд на протяжении 3000 лет играл ведущую роль в политической и культурной жизни междуречья двух главных рек Средней Азии — Сырдарьи и Амударьи.

Под названием Мараканда он был известен еще древним грекам. В 329 году до н. э. у его стен сражался сам Александр Македонский…

Сердце Самарканда — площадь Регистан.

Площадь с таким названием есть во многих городах Средней Азии. Но в Самарканде она самая большая и красивая. Регистан означает — «покрытая песком».

Раньше площадь действительно была покрыта песком, и на ней располагались рыночные ряды. Но потом рынок закрыли, а площадь вымостили камнем.

Площадь Регистан застраивалась в XV-XVII веках. С трех сторон ее замыкают грандиозные здания медресе — исламских учебных заведений.

Главное, что бросается в глаза в архитектуре Регистана, — голубые купола над медресе. Их форма повторяет то, как мусульмане складывают руки после молитвы, произнося «аминь», «да будет так».

Купола сделаны из обожженного кирпича, а снаружи выложены глазурованной плиткой, которая сияет на солнце, с какой бы стороны оно ни светило.

С восточной стороны площади стоит медресе Шер-Дор. Его название переводится как «Имеющее тигров». Оно получило его благодаря рисункам на портале. Вообще, ислам запрещает изображение живых существ. Но строители побоялись идти против воли тогдашнего правителя Самарканда.

Вершины расцвета Самарканд достиг в середине XIV века, когда его сделал столицей своей империи Тамерлан. Город сказочно разбогател. Сюда стекались представители разных наций и религий, ученые и искусные мастера.

О яркой истории Самарканда рассказывает зрителям спектакль, который дают на Регистане артисты Театра исторического костюма.

Самое древнее здание на Регистане — медресе, которое построил почти 500 лет назад Улугбек — правитель Самарканда, выдающийся ученый и внук великого завоевателя Тамерлана.

В медресе Улугбека было около ста учеников. Жили они на втором этаже в двухкомнатных кельях — худжрах. А учились в классах, расположенных на первом этаже по углам здания.

Сейчас все возможное пространство внизу занято сувенирными лавочками. Примерно так же используют и остальные памятники Самарканда. Оно и понятно — Самарканд издавна славится как богатый торговый город.

Продавцы в медресе Улугбека не страдают от чрезмерного наплыва покупателей.

Гораздо оживленней идет торговля на главном рынке Самарканда, который называется «Сиаб базар» — по названию речки, на которой стоит город.

Почетное место на прилавках рынка занимают узбекские лепешки.

На рынке продают несколько видов лепешек, причем многие из них делают только в Самарканде… Некоторые лепешки хранятся очень долго, до двух лет и даже дольше…

Здесь существует такой обычай: когда юноша уходит в армию, он откусывает от такой лепешки и вешает ее на стену. Когда возвращается, он как бы доделывает начатое раньше дело и доедает эту лепешку.

А есть еще другие лепешки — декоративные. Они имитируют стиль ганч, то есть резьбу по гипсу… Такую декоративную лепешку вешают на стену как украшение.

— Эта лепешка традиционная сувенирная Самаркандская называется.
— А сколько она хранилась?
— 2 года.
— А можно попробовать? А-а-а… Не откусывается. Действительно хорошая лепешка. Можно как бубен использовать.

Абсолютное большинство продавцов — не перекупщики. Свои лепешки они пекут сами, у себя дома.

Я посетила один из таких домов и приняла участие в этом процессе.

Изготовление лепешек поставлено на поток. Одна из хозяек раскатывает тесто, другая наносит на него узор. Родственники-мужчины тоже иногда помогают женщинам.

Тесто для лепешек очень простое. Оно состоит из теплой воды муки, дрожжей и соли. Поэтому оно получается очень упругое и рисунок не сминается даже тогда, когда лепешку налепляют на тандыр. На вкус очень соленое…

Выпекают лепешки в тандыре — глинобитной печи, широко распространенной у большинства азиатских народов. Топят тандыр хворостом — чтобы быстрее и равномернее нагрелся. У нашей хозяйки в дело идут кусты хлопчатника.

Когда хворост прогорит и стенки тандыра из черных станут светло-серыми, на них налепляют лепешки.

Мне тоже доверили прилепить маленькую лепешку.

На самом высоком холме на окраине Самарканда расположена уникальная обсерватория. Ее построил великий правитель, внук Тамерлана, Улугбек в 1429 году. Ее надземная часть, по некоторым сведениям, достигала 30-метровой высоты. Вскоре после смерти Улугбека недоброжелатели разрушили здание обсерватории. На ее месте так ничего и не было построено, а то, что осталось, раскопали 90 лет назад.

Работая в своей обсерватории, Улугбек сделал множество астрономических открытий. Например, вычислил точную продолжительность солнечного года.

По расчетам Улугбека, год длится 365 дней 6 часов 10 мин. 8 сек. По современным данным, он короче только на 58 секунд.

Самая важная часть обсерватории Улугбека, к счастью, располагалась в основном под землей.

Главный инструмент обсерватории — мраморный секстант. Он ориентирован по линии север-юг, по нему Улугбек определял высоту солнца над горизонтом.

Каждый день ровно в полдень луч солнца через специальные отверстия падает на разные отрезки дуги, и по его местоположению можно определить координаты светила.

Улугбека в Узбекистане очень чтят. Один из памятников ему установлен прямо у подножия холма, на котором стояла его обсерватория.

Не меньше, а может, даже и больше, чем Улугбека, в Узбекистане почитают его деда, жестокого завоевателя Тамерлана, или Тимура Хромого.

Для узбеков важно не то, что он сравнял с землей несколько сот городов и любил строить пирамиды из голов казненных, для них он создатель великой империи, простиравшейся от Кавказа до Индии и от Аральского моря до Персидского залива

И Тамерлан, и Улугбек похоронены в построенном Тамерланом мавзолее Гур-Эмир. В переводе «Гур-Эмир» означает «гробница повелителя», то есть Тамерлана.

Здесь находится усыпальница династии Тимуридов. В центре лежит сам Тимур, слева — его любимый внук — Мухаммад-Султан, ради которого и был построен весь этот мавзолей. Справа двое сыновей Тимура, в ногах покоится Улугбек и в головах — духовный наставник правителя…

Надгробие Тимура выполнено из цельного куска нефрита. Прямо под ним находятся останки, которые нельзя трогать, чтобы не навлечь на землю страшное проклятие войны.

Но все это так называемые «верхние надгробия». Собственно захоронение находится внизу, в подвале мавзолея.

С декабря 1943 года, когда останки были возвращены на место после обследования учеными, в склепе побывало от силы несколько сот человек — простых любопытных туда не пускают, а любая съемка категорически запрещена.

Склеп Тимура — это маленькое помещение с низким сводчатым потолком. Могилы расположены точно так же, как и надгробия в зале наверху. А на могильной плите Тимура две трещины — они появились, когда могилу вскрывали в июне 1941 года.

С середине марта в Узбекистане люди начинают добровольно приводить в порядок свои города после недолгой в этих краях зимы — готовятся к встрече Нового года.

В Узбекистане празднуют необычный Новый год. Он называется Навруз и приходится на 21 марта — весеннее равноденствие, когда день наконец-то становится равен ночи. Это праздник весны, пробуждения природы. А если природа просыпаться не торопиться — ей помогают.

В переводе с персидского «Навруз» означает «новый день». По происхождению праздник восходит ко временам, кода жители Центральной Азии исповедовали зороастризм, проще говоря, были огнепоклонниками. После Навруза, по традиции, в Узбекистане начинаются весенние сельскохозяйственные работы. А пока — время праздновать и веселиться.

Все праздники в Узбекистане — рождения, обрезания, свадьбы — празднуются в махаллях. Махалля — это соседская община, где все друг друга знают как своих родственников.

Я посетила одну из старейших махаллей Самарканда — Сюзан Горан. Сегодня в честь Навруза здесь готовят сумаляк.

Сумаляк — сладкое обрядовое блюдо. Входящие в его состав проращенные пшеничные зерна символизируют силу пробуждающейся природы.

Готовят это блюдо из муки, воды и проращенных зерен пшеницы. Причем на 3 килограмма муки берется 1 килограмм пшеницы. В сумаляк совсем не кладут сахар, если взять меньше пшеницы, то он будет несладким, потому что вся сладость берется из проращенных зерен.

Проросшие зерна пропускают через мясорубку, потом заливают водой, затем всю эту воду отжимают и добавляют в сумаляк.

Самый ответственный момент, когда сумаляк начинает закипать. Главное, чтобы он не сделал это слишком быстро, иначе он испортится. Чтобы он не подгорел, его нужно постоянно помешивать.

На дне в сумаляке лежит ровно 21 камешек. Их туда бросают для того, чтобы он не подгорел. Еще можно загадать желание и бросить камешек, тогда оно обязательно сбудется.

Готовят сумаляк только женщины. Их собирается человек десять, а то и больше.

Блюдо готовится уже девять часов, за это время он успел сменить цвет — теперь он темно-коричневый.

Я попросила попробовать сумаляк. Он оказался похожим на фруктовое пюре для детского питания.

Ему осталось вариться всего три часа, потом огонь уберут и накроют его теплыми одеялами и оставят настаиваться еще шесть часов, до самого утра.

На следующий день пляски и праздничные концерты будут по всему городу.

Но гораздо колоритнее Навруз празднуется за городом, в деревне. Посмотреть, как это происходит, я отправилась километров за 100 от Самарканда, в Куршабадский район Самаркандской области.

Приехала я в Куршабадский район довольно рано — не было еще и десяти. А уже собралось столько народу, и все ждут начала праздника.

На праздник съехалось около 20 тысяч человек — точно никто не считал.

В широкой ложбине раскинулась ярмарка. От дыма шашлычных мангалов временами щиплет глаза. Люди, которые тут и там толпятся кружками, — это зрители и участники традиционных соревнований.

В одном месте состязаются в подъеме тяжестей. Правила просты — кто больше раз выжмет гирю, тот и победил.

В другом — идут соревнования по местной борьбе, она называется кураш. Правила у нее простые, как и в классической, или греко-римской борьбе. Чистой победа считается только тогда, когда спортсмена положат на обе лопатки.

В углу спортсменам уже приготовили подарки — например приемник на батарейках или набор чайных кружек.

Участником единоборства может стать всякий желающий. Но большинство собравшихся находит себе другие занятия.

На празднике проходит конкурс национальных блюд. Их представлено около ста. Названия многих мне незнакомы.

— Расскажите мне, как они называются?
— Это сумаляк, это калама, буджак, бадамаш…

Часто за звучными узбекскими названиями скрываются вполне привычные нам блюда.

— Как называется это блюдо? Гильмене… А что это? Выглядит неплохо… да это блинчики! Со сгущенкой!

Женщины из окрестных селений выложили на прилавки свои кулинарные шедевры и ждут, когда специальная комиссия определит победительницу конкурса.

Ближе к полудню народ с ярмарки постепенно потянулся в соседнюю ложбину, побольше. Здесь скоро начнется действо, которое станет главным событием праздника.

Кульминация праздника — купкари — соревнование всадников. Суть соревнований в том, что всадник должен подхватить с земли тушу барана, оторваться от преследователей и довезти ее до финиша. Победитель получит приз… Главный приз сегодняшних соревнований — это компьютер.

В битве за барана идут в дело короткие плети. Многие всадники недаром вырядились в танкистские шлемы и ватные штаны — в пылу борьбы плеточные удары достаются не только лошадям, но и людям.

Я в разных местах праздновала Новый год, но такого веселого и, главное, азартного, как узбекский Навруз, не видела еще нигде.

 

Новости партнёров