Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<май>

Путеводители

Намибия. Племя Химба

Намибия. Племя Химба

На севере Намибии, в труднодоступных районах плато Каоколэнд, живет уникальный народ — химба. Женщины химба носят только набедренные повязки и покрывают тела краской цвета темной охры. Готовят ее из  камня, добываемого на горе, мимо которой идет единственная дорога в страну химба.

Химба называют эту гору Священной. Химба называют эту гору Священной. Они идут к ней  со всех уголков Каоколэнда, обширного района Намибии, где в основном и живут химба. Гора такая на весь Каоколэнд одна. Состоит она из породы, богатой железом, поэтому вид имеет красный, почти бордовый. Из этой породы химба и делают краску, которой покрывают тело с ног до головы.

Химба всегда вели полукочевой образ жизни и даже сегодня не слишком охотно идут на контакт с белыми. Поэтому ни христианским миссионерам, ни колониальной администрации так и не удалось изменить их уклад.

Главное отличие химба от других народов Намибии в том, что они все еще сохраняют весь груз своих традиций и верований. Христианство никак не повлияло на быт этого народа. Быт химба, их обычаи почти не  изменились. На сегодняшний день их насчитывается не больше 10 тысяч.

Основная форма поселений у химба — крааль, где живет семья.Основная форма поселений у химба — крааль, где живет семья. Крааль имеет круговую планировку. В центре находится скотный двор, огороженный плетнем, где держат коров, коз. Вокруг расположены хижины семьи — детей, жен, престарелых родителей.

Что из себя представляет жилище химба? Жилище химба — это круглая или квадратная в основании хижина, состоящая из жердей. Жерди вкапывают в землю и обмазывают глиной. Внутри — земляной пол, у входа домашний очаг, вытяжки нет никакой. Крышу делают из жердей, связывают их кожаными ремешками. Кроют крышу соломой и сухим тростником. Мебели нет никакой, спят на полу, постелив грязные матрацы.

Мукуру и его жена вместе с крупным рогатым скотом вышли из священного дерева Омумборомбонго. Как у всякого народа, есть у химба миф о своем происхождении. Давнее предание, распространенное у некоторых химба, гласит, что первопредок народа Мукуру и его жена вместе с крупным рогатым скотом вышли из священного дерева Омумборомбонго. В других легендах Мукуру отождествляется с богом-творцом, создателем всего сущего, который наделил души умерших предков сверхъестественными способностями.  

Работают в краале в основном женщины. Взбивают в сосудах, сделанных из высушенной тыквы масло, обрабатывают шкуры, очищают их скребком от мездры.

Из шкур антилоп, газелей, но чаще из шкур домашних животных — коз и коров — химба делают мужские и женские набедренники. Наверное, так правильно называется этот предмет национального костюма. Набедренник для мужчин — это прямоугольный кусок выделанной шкуры, закрепляется на теле ремнем. Приблизительно так же носят свои набедренники и женщины.

Утро каждая уважающая себя химба начинает с того, что покрывает ею все тело. Краску для тела готовят тоже женщины. Они растирают мягкие камни, добытые на Священной горе, в порошок и смешивают его с животным жиром. Краски приходится запасать много. Утро каждая уважающая себя химба начинает с того, что покрывает ею все тело.

Это, во-первых, красиво, во-вторых, спасает кожу от лучей палящего солнца, в-третьих, гигиенично. Краска заменяет аборигенам мыло. Когда ее соскабливают с тела, вместе с ней слезает и грязь. По-моему, очень полезное изобретение в условиях постоянной нехватки воды.

Помимо покрывающей тело краски на женщинах химбу столько всего навешано, что отсутствие одежды быстро перестаешь замечать: роскошные ожерелья из кожи, железа и латуни, подвески, пояс, браслеты, ножные украшения. Все это они делают своими собственными руками.

У всех химба старше десяти-двенадцати лет отсутствуют четыре нижних зуба. Браки у химба полигамные: мужчина может иметь нескольких жен. Отсюда и большое число детей. При достижении определенного возраста они проходят через довольно жестокий обряд инициации.

У всех химба старше десяти-двенадцати лет отсутствуют четыре нижних зуба. Это говорит о том, что они прошли через обряд взросления, стали подростками. Процедура эта весьма болезненна. Здоровых зубов человека лишают нехитрыми предметами — обгоревшей палочкой из «священного» огня и камнем. Выбивают каждый зуб по отдельности, а раны потом прижигают раскаленным железом. Хочешь быть взрослым, тогда терпи.

Девочки носят две свисающие на глаза косички.Мальчика от девочки можно отличить по прическе. Девочки носят две свисающие на глаза косички. Мальчики — одну, сзади, или вовсе обходятся без нее. Девушка, достигшая 14 лет, считается невестой. В знак этого ей заплетают множество косичек, так, чтобы они почти полностью закрывали лицо. У замужних женщин прическа такая же, но лицо открыто. Волосы поддерживает замысловатый убор, сделанный из кожи.

Крааль — это настоящее царство женщин. Они здесь главные.

У химба заведен такой порядок — если муж убивает жену, случается такое в семейной жизни, то он выплачивает компенсацию семье жены в размере 45 коров. Если жена убивает мужа, такое тоже бывает, то семье мужа ничего не перепадает. Власти виновных в происшествиях не наказывают, в тюрьму не сажают. Считают, что это внутреннее дело химба, и не вмешиваются.

Жена вождя Уакх.Каждое утро, пока солнце еще не слишком печет, женщины отправляются по воду. Я увязался за женой вождя. По дороге я узнал, что «юру» на химба — нос, «охо» — глаз, «отийо» — рука. С помощью жестов выяснил также, что спутницу мою зовут Уакх, ей 25 лет и у нее трое детей.

Раньше химба воду приходилось  доставать, раскапывая огромные ямы в русле засохших рек. Когда на дне появлялась вода, они черпали ее мешками, сшитыми из кожи. Сейчас все гораздо проще. Правительство пробурило для химба артезианские скважины, и проблема с водой, кажется, решена.

Я помог донести пустую канистру и был готов проделать обратный путь с полной. Но Уакх решительно мне в этом отказала. Приспособив на голове эдакий пирожок из тряпки, она водрузила на него 20-литровую емкость и бодро зашагала в сторону дома.

Круг женских обязанностей, разумеется, не ограничивается одними походами за водой. Круг женских обязанностей, разумеется, не ограничивается одними походами за водой. Женщины здесь и топливо заготавливают, и порядок поддерживают, и собирательством занимаются. Дни напролет они прочесывают саванну в поисках пищи.

Химба в еде неприхотливы. Мы с Уакх набрели на дерево, которое здесь называют буйволиной колючкой. Плоды у него съедобные.
Требуется немало сил и времени, чтобы наполнить небольшую емкость всевозможными съедобными корешками, плодами, ягодами. Без них рацион химба был бы чрезвычайно скудным — одно молоко. Мясо химба едят редко, несмотря на то, что владеют большими стадами. Скот для них скорее капитал, а не средство для пропитания. 
  
Вождь Карапаха Мусутуа Когда мы вернулись в крааль, вождь Карапаха Мусутуа дал мне небольшое интервью.  

Карапаха Мусутуа:
— В моем краале  только одна семья. Но есть у нас и большие деревни, где живут несколько семей.
А.П.:
— А сколько химба может иметь жен?
Карапаха Мусутуа:
— Столько, сколько в состоянии прокормить – 4, 6, 10, иногда и больше. — У меня три жены.
А.П.:
—А почему в деревне так мало мужчин и так много детей?
Карапаха Мусутуа:
—У меня 16 детей. Сколько внуков даже и не знаю. Их отцы  живут в городе. У нас жена имеет право, когда муж подолгу отсутствует, провести ночь с кем захочет. Если после этого она забеременеет, мужчина будет только рад. Чем у него больше детей, тем лучше. 

Свадьбы у химба случаются не часто. За невесту нужно заплатить большой выкуп, и не каждый мужчина в состоянии это сделать.

Я попросил вождя познакомить меня со свадебным обрядом. Начинается он с того, что невеста в сопровождении подруг вместе с женихом на четвереньках покидает свою хижину. Затем все поднимаются на ноги и, держа друг друга за набедренные повязки, медленно движутся в сторону «священного огня»… Если кто-то в процессии оступится, это считается недобрым знаком.

Когда участники церемонии усаживаются вокруг огня, вождю подносят три сосуда с молоком — по одному из хижины жениха, невесты и самого вождя. Он делает несколько глотков, после чего сосуды пускают по кругу. Молоко выпито, и присутствующие направляются к хижине вождя.

Перед ней они снова опускаются на четвереньки и так обходят дом против часовой стрелки. После этого молодых оставляют одних. Три дня они не должны покидать хижину. Но даже когда мужчина и женщина состоят в браке, соблюдать супружескую верность они не обязаны.
  
У химба до сих пор жив обычай — во время праздников меняться женами. Такая свобода нравов беспокоит правительство.

После достижения независимости власти Намибии развернули наступление на обычаи химба. Чиновники призывают народ отказаться от древних традиций из-за угрозы СПИДа. Химба же считают, что предки отличались завидным здоровьем, потому что свято соблюдали традиции. И отказываться от традиций негоже, хотя у каждого времени свои веления.

Новости партнёров