Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Чили. Фуникулеры

Чили. Фуникулеры

В мире немало городов, про которые говорят, что они, как Рим, «стоят на семи холмах».

Однако с Вальпараисо всем им тягаться тяжело. Здесь около сорока холмов. Поэтому начиная с  XIX века одним из основных видов городского транспорта стал фуникулер. К началу XX их в городе работало три десятка.

Фуникулер, поднимающий на холм Сэрро Поленко, уникален — другого такого в городе нет.Я попросил довести меня на такси до Сэрро-Поленко. Мне отказали — и это неудивительно. В чилийском городе Вальпараисо есть районы, куда невозможно добраться на машине! Приходится идти пешком…или ехать на фуникулере!

Фуникулер, поднимающий на холм Сэрро Поленко, уникален — другого такого в городе нет. Станция находится внутри холма —чтобы добраться до нее, нужно пройти по длинному 150-метровому  коридору. По конструкции этот фуникулер напоминает лифт. Имеется здесь и лифтер — по всему видно, любитель итальянской оперы.

В свое время жители Сэрро-Поленко возражали против строительства такого «ascensor» — по-испански это значит «лифт». Ехать в маленькой, душной кабине внутри шахты, не имея возможности любоваться видами? Увольте!

Теперь даже фуникулеры классической конструкции часто называют «ascensor». Однако со временем к нему привыкли. Теперь даже фуникулеры классической конструкции часто называют «ascensor».

 Житель холма Сэрро-Поленко, Гильермо Ассеведо:
— Я прожил здесь всю жизнь. Фуникулер — самый удобный вид транспорта  на холмах. Получается быстро и, в общем, доступно. Стоит сто песо вверх, сто песо вниз. Жаль только, грузы на нем перевозить нельзя. Тяжести таскаем на себе по ступенькам.

В среднем фуникулер поднимает пассажиров на 70-80 метров. Казалось бы, немного. Однако на то, чтобы взобраться на холм пешком, может уйти целый час. Так что экономия времени получается приличная!

В среднем фуникулер поднимает пассажиров на 70-80 метров.До вершины некоторых холмов шоссе не дойдет никогда — дорожное строительство вызывает эрозию почвы. Земля может осыпаться и разрушить жилища. На этот риск горожане идти не хотят. Лучше уж носить тяжести по ступенькам!
  
Сейчас в Вальпараисо 15 действующих фуникулеров. В день  подъемники перевозят всего шесть-семь тысяч пассажиров. Они постепенно уступают место другим видам городского транспорта…

Древние троллейбусы, достойные занять место в музее транспорта.Клиентов отбирают автобусы, водители которых считаются в Чили главными лихачами. И древние троллейбусы, достойные занять место в музее транспорта. Они были выпущены в 50-х годах в Детройте и служат до сих пор.
  
Новых подъемников не строят уже сто лет. Один из последних фуникулеров классической конструкции, «Барон», был возведен в 1906 году.
  
Имена «ascensor» получали по названиям холмов, иногда – по фамилии или титулу землевладельца. 
  
 В первоначальном виде сохранилось только машинное отделение «Барона».Несмотря на то что «Барон» — из самых новых фуникулеров, он, в некотором смысле, самый старый. До начала позапрошлого века  «ascensor» работали на паровой тяге. Барон стал первым электрическим.  Паровые машины со временем демонтировали и заменили на электродвигатели. В первоначальном виде сохранилось только машинное отделение «Барона».
  
Сотрудник муниципалитета Луис Сеговия, начальник эксплуатационного отдела:
— Фуникулеры я изучил досконально. Могу по звуку определить, в каком узле появилась неисправность.
  
Машина «Барона», сделанная в Германии,  ломается редко, несмотря на солидный возраст. Некоторые детали не менялись ни разу с 1906 года. Луиса радует такая надежность — запчасти к подобным агрегатам не выпускают уже лет семьдесят.   

Движением фуникулера управляет машинист.Луис Сеговия:
 — В Вальпараисо нередко отключают электричество. Тогда вся работа по доставке пассажиров ложиться, в буквальном смысле слова, на плечи машиниста. Каждый поворот ручки передвигает кабину на 15 сантиметров. Приходится крутить 15-20 минут, чтобы довезти всех до станции. Неплохая зарядка!

Застрять ненадолго — это самый большой риск, которому подвергаются пассажиры «Барона». За все годы здесь не было ни одного несчастного случая!
  
Движением фуникулера управляет машинист. Главная задача — выбрать правильную скорость, в зависимости от числа людей в каждой кабине.
 
Пассажиры попадают на станцию через турникет, которому обрадовался бы любой антиквар. Этот турникет был установлен еще до начала Первой мировой войны. Немецкая работа — до сих пор служит безотказно.

Счетчик показывает, сколько пассажиров перевезено.Счетчик показывает, сколько пассажиров перевезено. Сейчас на нем 918650 человек. Дойдет до миллиона — и обнулится. Но это — довольно редкое событие. За сто лет счетчик обнулялся семь раз.

«Барон» принадлежит  муниципалитету, так же как и четыре других фуникулера. Девять находятся в собственности частных компаний. Один — «Лос Лейрос», имеет единоличного хозяина — дона Хусто Матуранэ.
  
Пабло Неруда писал: «Я люблю тебя, Вальпараисо…я так хочу, чтобы никто не пришел с тяжелым молотом и не сломал все то, что я люблю».

Дон Хусто как раз-таки пришел «с тяжелым молотом» и  приобрел «Лос Лейрос» только для того, чтобы сломать. Собирался построить на его месте роскошный дом.
  
Но план этот так и остался планом. В 1992 году все фуникулеры Вальпараисо были объявлены национальным достоянием.

Хусто Матуранэ, предприниматель:
— Теперь здесь ничего нельзя менять и перестраивать.  Прибыли фуникулеры не приносят с начала 90-х годов. Доходов никаких — а расходов много, как никак, национальное достояние. Из муниципалитета постоянно приезжают с проверками. Боюсь, как бы мне не разориться с этим фуникулером. Его ведь и продать теперь нельзя!

На площади Сотомайор стоит удивительное здание. В принципе чилийские предприниматели умеют обходить законы о защите национальных памятников. Свидетельство тому я нашёл недалеко от фуникулера «Эль Пер» в центре Вальпараисо.

На площади Сотомайор стоит удивительное здание. Впечатление такое, что современный небоскреб как бы вставлен в старинный фасад, как стакан в подстаканник. Как это получилось? По закону Чили здания, которые имеют историческое значение, сносу не подлежат. Но формально в законе речь идет только о фасадах. Если использовать эту лазейку, можно оставить от старого дома только фасад, а освободившуюся территорию застраивать как хочется.
  
Чтобы подобная участь не постигла и фуникулеры, правительство планирует со временем передать все «ascensor» в собственность муниципалитета. Возможно, это их спасет. Но финансовой проблемы не решит — средств на содержание подъемников в городской казне не так уж много.

На незнакомцев местные жители взирают с любопытством и недоумением — откуда, мол, взялись?На холмах живут довольно обособленно. Все, кто пользуется тем или иным фуникулером, — соседи, которые прекрасно друг друга знают. Зашел в кабину — считай, что уже дома. На незнакомцев местные жители взирают с любопытством и недоумением — откуда, мол, взялись?

Рельсы фуникулера «Monjas» проложены прямо под окнами дома, принадлежащего семье Берриос. До проезжающих вагончиков можно дотянуться рукой.

Элизабет Берриос, домохозяйка:
 — Шум от вагончиков нам не мешает. Раньше фуникулер работал с семи до одиннадцати, а теперь только до десяти, так что мы спим нормально. «Monjas» не так давно ремонтировали, тряски тоже стало поменьше. А раньше иногда картины со стен падали.
  
Тот или иной фуникулер становится вдруг очень популярным у модной публики.Тот или иной фуникулер становится вдруг очень популярным у модной публики. В этом сезоне богема облюбовала холм, на котором работает подъемник с  названием «Святой дух». «Святой дух» возносит пассажиров на вершину, где раскинулся очень живописный квартал.

Два года назад эта часть города была объявлена ЮНЕСКО историческим наследием человечества. Недвижимость в районе сразу подорожала, появились новые красивые дома и уютные ресторанчики. Здесь стали собираться художники, которые украшают стены домов своими работами и копиями творений известных чилийских живописцев.
  
«Святой дух» стал своего рода достопримечательностью, что благотворно отразилось на его рентабельности. Это частный подъемник, и проезд здесь  дороже, чем в муниципальном, — сто двадцать песо вверх (шесть рублей на наши), сто десять песо вниз. 
  
Другой фуникулер, который приносит стабильную прибыль, — это «Артиллерия».Другой  фуникулер, который приносит стабильную прибыль, — это «Артиллерия». Ему посчастливилось попасть на карту туристических маршрутов. Путешественники с круизных лайнеров, которые бросают якорь в порту Вальпараисо, отправляются прямиком сюда.
  
У входа на подъемник выстраиваются очереди. Ради того чтобы прокатиться, люди готовы ждать сорок минут, а то и час.
  
Вероятно, в будущем уцелеют только те фуникулеры, владельцы которых сумеют привлечь туристов. В современном городе, который постоянно растет, фуникулерам суждено постепенно превратиться из транспортного средства в аттракцион. 

Новости партнёров